Слово митрополита Владимира к 75-летию Великой победы

image_print
ВЕНЗЕЛЬ

Слово митрополита Омского и Таврического Владимира

к 75-летию Великой победы

 

 

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Ныне мы отмечаем уже семьдесят пятую годовщину победы в Великой Отечественной войне. Все дальше и дальше отодвигается от нас страшное и кровавое время войны, все меньше с каждым годом остается ее очевидцев, тех, кто не из фильмов, не из песен и книг знает о ней, а испытал на себе самих тяготы военного времени.

С каждым годом в прошлое уходит само понятие войны, той войны, которую пережила наша страна; уходит страх перед войной, ужас перед массовым взаимоистреблением людей, от которого нас отделяют уже более семи десятилетий. Сегодня мы больше боимся болезней – особенно если они носят характер глобальной эпидемии, которую мы переживаем сегодня; мы боимся природных катаклизмов, боимся экономических кризисов… Но нужно помнить, чтó такое Великая Отечественная война – чтобы оценить тот подвиг, который совершил наш народ в те страшные годы, чтобы не допустить повторения подобной беды в будущем.

Что такое война с Христианской точки зрения? Война – это нарушение Заповедей Божиих, нарушение не только Заповеди «Не убий», но и других. «Не укради» – но во время войны совершаются бесчисленные кражи, разбой, мародерство. «Не прелюбодействуй» – но во время войны семьи разлучаются, мужья отставляют жен, и из-за этого происходят прелюбодеяния. «Не произноси ложного свидетельства» – однако на войне чаще всего люди, из-за страха за свою жизнь, и предают, и лжесвидетельствуют. И если болезни и природные катаклизмы происходят по действию стихийных природных сил, то война развязывается самими людьми ради взаимного истребления, это повторение Каинова греха. Единственная война, которую признает и к которой призывает нас Господь – это война внутренняя, духовная, война каждого из нас со своими собственными грехами, пороками, страстями. Но для этой брани не требуется пролития крови, не требуется разрушать города и села, не требуется всего того, что неизбежно приносит с собой даже война между людьми.

Господь не желает людям смерти. Вот как возвестил пророк Иезекииль: Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33,11). Нет воли Божией на человекоубийство, на то, чтобы люди убивали друг друга. Даже до первого Пришествия в мир Сына Божия, до Нового Завета между Ним и людьми, Господь возвестил через своего пророка, что не желает смерти даже грешников. Мы же живем уже после того, как было провозглашено Евангелие, после Спасительной жертвы Господа Иисуса Христа, живем не во времена Закона, но во время Благодати – и продолжаем утверждать, что Богу якобы угодно человекоубийство, что это делается по Его воле! Нет, войны происходят по воле самих людей, столь сильной в своей греховности, в одержимости злом, гордыней и ненавистью. Господь же попускает этой злой воле воплотиться – попускает, опять же, не из желания человекоубийства, но для того, чтобы образумить человечество. Чтобы люди, пройдя через горнило лишений, страданий, смертей, сами ужаснулись тому, к чему привела их собственная греховная воля. Так вразумляется тот, кто нападает, – и зачастую и тот, на кого совершается нападение.

Когда человек отходит от Бога, Бог отходит от человека. Когда целая страна отходит от Бога – Бог отходит от этой страны. Это мы видим на всем протяжении истории России. Когда государство, когда его политическая элита, исходя из каких-то призрачных политических и экономических выгод, ослабляло Церковь, стремились полностью подчинить ее себе, то очень скоро за этим следовало вторжение извне и тяжелая, кровопролитная война. Так было перед началом Польской интервенции, когда и Иван Грозный, а затем Борис Годунов активно вмешивались во внутреннюю жизнь Церкви, ссылали неугодных им священнослужителей, требуя от Церкви беспрекословного подчинения своей воле. Так было и перед вторжением в Россию двунадесяти языков – наполеоновской армии: шло целенаправленное ослабление Церкви и одновременно – распространение масонских обществ и усиление влияния иезуитов, чей орден, даже будучи запрещенным в Европе, продолжал вольготно чувствовать себя в России под покровительством российских монархов… Но самое страшное, что вера, Православная вера среди самой образованной, самой передовой части российского общества, среди ее высшего дворянства, вырождалась в мертвую обрядность, что авторитет Церкви был все ниже, что вместо Символа веры они исповедовали идеи французских атеистов и немецких мистиков. Только после победы над Наполеоном произошло отрезвление, отказ от слепого следования иноземным образцам и обращение к собственным духовным богатствам, повышение авторитета Церкви, появления таких выдающихся фигур, как святитель Филарет Московский, преподобный Серафим Саровский и многих других святых и подвижников. Но для этого отрезвления нужно было пережить всю тяжесть и лишения Наполеоновского нашествия.

Еще более страшную картину видим мы накануне Великой Отечественной войны. Православная Церковь была не просто унижена, она была фактически разгромлена. В 1939 году на территории РСФСР оставалось лишь около ста действующих приходов. Все монастыри были закрыты, здания реквизированы, либо разрушены. По всему Советскому Союзу остались всего лишь четыре действующих архиерея. А по данным за 1941 год священнослужителей по всему СССР осталось всего 5700 человек, что в 20 раз меньше того числа, сколько их было до 1917 года.

Сейчас снова оживились споры, не только в светских средствах массовой информации, но и в православных, вокруг того, как оценивать гонения на Церковь в 30-е годы ХХ века, и какова была в них роль Иосифа Сталина. Одни пишут, что Сталин был чуть ли не воплощением антихриста, что у него была, как и других большевиков, ненависть к Церкви, и что если он пошел на уступки Церкви в середине войны, то исключительно из прагматических соображений. Другие утверждают, что гонения на Церковь организовывали, главным образом, местные власти, а Сталин, напротив, пытался по возможности Церковь защитить, и вообще, он якобы тайно оставался верующим и даже молился.

Оба эти взгляда основаны на очень тенденциозном, и, главное – нецерковном понимании истории. Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36) – эти слова Господа мы должны всегда держать в памяти, когда пытаемся оценить какое-либо историческое событие. Есть Царство Божие и есть царства мира сего; есть священная история, история явления Царства Божия в нашем мире, – и есть мирская, светская история, в которой действуют не христианские ценности, не христианские заповеди, но властолюбие, зависть, гордыня, корыстолюбие – или, как сейчас говорят, «экономические интересы». Мы можем принимать во внимание и использовать те факты, которые дают нам светские историки, но наша христианская оценка должна даваться в духе священной истории, в духе того Царства, которое не есть от мира сего.

По светским меркам Сталин был выдающимся, возможно, даже великим политическим деятелем. Но именно – как светский правитель, целью которого было собственное величие и мощь возглавляемого им государства. И этой цели он вполне достиг. Но можно ли назвать его выдающимся с Христианской точки зрения, с точки зрения того Царства, которое не от мира сего? Выдающимся правителем в истории России был и Петр I, которого даже называют «Великий». А для Церковной истории его правление было периодом постоянных притеснений и разорения Церкви. Можно вспомнить и примеры из древности, например, римского императора Марка Аврелия – выдающегося правителя и полководца, время правления которого называют «золотым веком» Римской империи. Он считался мудрым и справедливым правителем, его любили подданные: римские юноши называли его своим отцом. И, тем не менее, этот правитель, этот «мудрец на троне» был одним из наиболее страшных и свирепых гонителей христиан; именно при нем было разрешено применять к христианам пытки, чтобы обратить их снова в язычество…

Оценивая того или иного политического деятеля, особенно в российской истории, с Христианской точки зрения, мы должны прежде всего смотреть не на его деяния, победы и свершения, а на то, каково было при нем отношение к Церкви, стремился ли он сам ко Христу, исповедовал ли он Христа. Да, среди русских святых мы видим множество государственных деятелей – князей, военачальников, полководцев. Но почитает их Церковь не за их военные победы и ратные подвиги, а за верность Православной вере, за ее исповедание и защиту. Не за победу над шведами и тевтонцами был прославлен Церковью святой благоверный Александр Невский – но, прежде всего, за защиту Православной Церкви, за отказ подчиниться римскому папе. И не за выдающиеся морские победы был канонизирован адмирал Феодор Ушаков – а за ту благочестивую жизнь, которую он вел после своей отставки, за его благотворительность. Эти и другие деятели, прославленные в лике святых, открыто защищали Православную веру, открыто поддерживали Церковь и исповедовали Христа.

Чем дальше отходят от нас сороковые годы прошлого столетия, чем меньше живых свидетелей тех лет остается, тем настойчивей нужно напоминать, что люди, бывшие тогда у власти, исповедовали прямо противоположные, богоборческие идеи. И с Христианской точки зрения, с позиции Христианского взгляда на историю мы должны сказать – да, это были выдающиеся, по светским меркам, по рассуждению мира сего, правители, но Царство, подданными которого мы являемся по воле Божией, – не от мира сего, и те, кто стремятся быть первыми в царствах этого мира – те в Христианском понимании истории окажутся последними. Мы поклоняемся Господу, Отказавшемуся стать земным царем, добровольно Отказавшемуся от земной, светской власти – как же мы будем канонизировать земных правителей, особенно если в их правление Христос был гоним и Церковь Христова унижаема? Разве, исходя из такого понимания истории, сможем мы верить, что победа в войне была одержана благодаря богоборческой идеологии и благодаря репрессиям, которые якобы «подготовили» страну к войне? Нет, не репрессии и коммунистическая идеология спасли страну, когда враг был буквально в одном шаге от своей победы!

Известный писатель Виктор Некрасов, воевавший под Сталинградом, писал, что для него оставалось загадкой, почему гитлеровские войска, которые были буквально в шаге Москвы, от взятия Ленинграда, от победы в Сталинграде – в самый последний момент почему-то не могли воспользоваться этой возможностью. «Москвичи, – пишет Виктор Платонович, – пережившие день 16 октября 1941 года, говорят, что город можно было взять голыми руками. Трагические слова Левитана по радио, что “положение создалось угрожающее”, и остановившееся внезапно метро, до последнего момента работавшее, как часовой механизм, – деморализовали окончательно. Начался исход, сжигали бумаги, партбилеты, выбрасывали сочинения Ленина и Сталина – город был готов… Немцы остановились у Химок и дальше не пошли.

Мой друг, оборонявший Ленинград, говорил мне: “Были дни, когда немцы могли, перешагнув через наши спящие тела, без единого выстрела войти в город”.

В Сталинграде немцы не смогли спихнуть в Волгу дивизию Родимцева, глубина обороны которой была двести метров… В сентябре, октябре превосходство немцев было подавляющим. Авиация их господствовала в небе. Пополнение мы получали из одних сопливых детей, стариков да не говорящих по-русски узбеков. Инженерное оборудование – курам на смех: несколько десятков противотанковых и противопехотных мин, спираль Бруно да МЗП – малозаметное препятствие. В батальонах сорок активных штыков казались уже роскошью».

Писатель также приводит рассказ одного своего товарища, который в доверительной беседе спрашивал маршала Тимошенко, чем тот может объяснить, что и под Москвой, и под Ленинградом, и в Сталинграде фашисты были почти на шаг от победы, но этот последний шаг не совершали… И генерал честно признался, что не может на это ответить.

Для человека верующего, для христианина, здесь никакой загадки нет. Таким же непостижимым для светского понимания истории образом в самый последний момент прекратил свой успешно длившийся поход на Московское княжество Тамерлан, таким же образом неожиданно бежало от Почаевского монастыря в 1675 году огромное турецко-татарское войско… Верующим людям известен секрет этих явлений.

Секрет этот – в соединении двух главных Христианских добродетелей – любви и молитвы.

Такие чудесные события происходят по горячим молитвам верующих и по Небесному Заступничеству. И хотя долгие годы главную роль в победе над фашистскими полчищами приписывали себе коммунисты, война была выиграна не благодаря вере в «единственно верное» учение Маркса, а благодаря неисчислимым молитвам, которые возносили по всей России, по всей стране миллионы православных, благодаря Русской Православной Церкви, которая с самого начала войны призвала и вдохновила к этому молитвенному подвигу.

И подвигу молитвы сопутствует, конечно же, и подвиг любви. Любовь – не просто чувство привязанности человека к человеку и к своей родной земле. Любовь есть готовность пожертвовать собою ради тех, кого любишь. Любовь людей к своему Создателю и друг ко другу, любовь человека к родной земле, – эта любовь вдохновляла наших воинов-защитников, партизан, тружеников тыла, военных врачей, медбратьев и медсестер и всех граждан огромной страны жертвовать собою за други своя. Ибо, по слову Христову, - Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15,13).

За соединением ратных подвигов, всеобщих трудов и совместных молитв и последовала Божия Помощь в победе над захватчиками.

Дорогие мои! Отмечая 75-летие Великой победы, мы чтим подвиг всех, кто своим ратным и трудовым подвигом приближал ее, а многие отдали свои жизни, – независимо от того, к какой вере эти люди принадлежали, были ли они христиане, мусульмане, иудеи, буддисты или же вообще не имели веры и были убежденными атеистами. Всем им – низкий поклон и вечная память… Но мы должны понимать, отчего произошла эта война и благодаря чему была одержана победа. Это мы должны помнить и сегодня, повышая не только оборонную мощь нашей страны, но и, прежде всего – ее духовную мощь, ее духовную силу; воспитывая в вере и благочестии новые поколения россиян – будущих граждан, а если понадобится, то и будущих защитников и защитниц нашей Родины. Ибо, как говорил святой благоверный князь Александр Невский, «Не в силе Бог, но в правде!».