image_print

 

Первая епархия Сибири

Духовенство и миряне Омской епархии в годы политических репрессий XX века

 

К началу 20-го века за Уралом насчитывалось 11 епархий. Самыми древними были три из них: Тобольская (1620), Иркутская (1727) и Оренбургская (1799). Остальные же  были открыты в 19 веке. Хронологически их можно выстроить в следующем порядке: Томская (1832), Благовещенская (1840), Енисейская (1861), Якутская (1868), Туркестанская (1871), Омская (1895), Забайкальская (1894) и Владивостокская (1898).  Как видим из этого перечня Омская епархия была сравнительно молодой. Каковы же причины выделения Омской епархии из Тобольской?

Во-первых - обширность территории Тобольской епархии. Неслучайно в периодической печати 60-х годов 19 века указывалось, что «Тобольская епархия обширнее всех Русский епархий, – в ней более, чем других епархиях, обитает народов, ходящих во тьме и сени смертней и ожидающих евангельской проповеди… ».

Во-вторых, начавшаяся в 19 веке колонизация киргизской степи повлекла за собой не только образование новых населенных пунктов но и возникновение новых приходов.

В-третьих, постепенное смещение административного центра Западной Сибири с севера на юг. С  1824 г. Омск становится центром Западно-Сибирского генерал – губернаторства, а с 1882 г. и столицей Степного края. Перемещение административного центра само собой разумеется, поставило на повестку дня вопрос об образовании новой епархии.

Вопрос этот волновал общественное мнение уже с 1863 г. В 1885 г. на соборе сибирских архипастырей в городе Иркутске вопрос об образовании Омской епархии вновь встал на повестку дня. Согласно решения Иркутского собора открытие новой епархии было предрешено. В связи с этим была создана комиссия по выделению Омской епархии, которая функционировала в 1887  – 1888 гг. Она выработала проект который был представлен на усмотрение в Тобольскую Духовную Консисторию. Которая в свою очередь с добавлениями отправила в Святейший Синод.  14 марта 1895 г. последовал Указ  об учреждении Омской епархии с центром в г. Омске к которой отошли частьприходов Тобольской и Томской епархий, а именно: церкви Акмолинской и Семипалатинской областей, Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов Тобольской губернии и Бийского округа Томской губернии.

Согласно «штату Омского епархиального управления» всего на содержание епархии отпускалось из казны ежегодно 33110 рублей.

Епископ Григорий (Полетаев)Первым архиереем назначен 18 февраля 1895 года Епископ Григорий (Полетаев) с титулом Епископ Омский и Семипалатинский.

Родился в 1831 г. в семье Нижегородского церковнослужителя. Окончил Казанскую духовную академию, с научной степенью магистра богословия. Из скромности не любил публиковать научные труды. За все время профессорской деятельности он издал только начало своего перевода «Благовестника» блаж. Феофилакта.

27 мая 1895г. владыка Григорий прибыл в Омск. Поселился он в доме принадлежащем Воскресенской церкви. При владыке были приведены в порядок (переплетены) метрические книги по которым выдавалось множество справок. 1 января 1898 г. учреждена газета «Омские епархиальные ведомости». В том же году был освящен Кафедральный Успенский собор в закладке которого принял участие наследник престола Николай Романов (в будущем император Николай II).

24 мая 1900 г.освящен храм Святой Троицы на площади перед железнодорожным вокзалом станции Омск. А 17 декабрявладыка был назначен управляющим Донского монастыря (Москва) и вскоре выехал их Омска.

Епископ Сергей(Петров)С 20 января 1901 г. на Омскую кафедру назначен епископ Сергей (Петров). После окончания Донской духовной семинарии поступил в Московский Императорский Университет который закончил с дипломом 1 степени в 1891 г. Свои силы направил на миссию среди народов Алтая. В 1898 году рукоположен во епископа Бийского, откуда приехал в наш город.

Владыка был любим за свою открытость и мягкость. В 1903 г. был награжден знаком «За содействие просвещению Сибири». А уже 6 сентября получил назначение в Литовскую епархию.

При владыке Сергии построены и освящены церкви:

  • Мученицы Параскевы Пятницы (Шкроевская) (1901)
  • Преподобного Михаила Клопского (Галкинская) (1902)
  • Павла Комельского на Шепелёвском кладбище (1902)
  • Святителя Николая в Бутырском форштадте (1903)

Епископ Михаил (Ермаков)Следующим Омским владыкой стал епископ Михаил (Ермаков). Он родился в Санкт-Петербурге 31 июля 1862 г. Образование получил в Киевской духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия. Преподавал в духовных семинариях. Епископом стал 31 января 1899 г. для Черниговской епархии. С 6 сентября 1903 г.  назначен епископом Омским и Семипалатинским.

Современники характеризовали его как оратора, сердечного, доброго и глубоко верующего мягкого характера человека. За 2.5 года он объехал почти всю епархию. При владыке Михаиле в Омской епархии был построен и начал работу Омский свечной завод. Почти завершилось строительство Архиерейского дома с домовой церковью и здания консистории. 9 декабря 1905 г. владыка был переведен в г. Гродно.

Епископ Гавриил (Голосов)Епископ Гавриил (Голосов) назначен на Омскую кафедру 9 декабря 1905 г. Родился 6 января 1839 г. в семье псаломщика Ярославской епархии. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Удостоен степени кандидата богословия.

В 1906 г. владыка открывает Омское женское училище. Поднимает роль благочинных как ближайших помощников архиерея в деле управления епархией. В связи с новой волной переселения в 1908 гначало действовать «Особое совещание о церковных нуждах в переселенческих местностях». Добился согласия Синода на открытие в Омске духовной семинарии и 12 ноября 1910 г. Синод выпустил «Указ об открытии в Омске духовной семинарии». В 1909 г. назначен почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. По отзывам Омского духовенства владыка Гавриил был: «опытным администратором и сердечным человеком». 18 февраля 1911 г. уволен на покой и направился в монастырь г. Арзамаса Нижегородской епархии.

При владыке Гаврииле происходило активное строительство церквей:

  •  Церковь иконы «Божией Матери Всех скорбящих радость» (1906)
  • Часовня во имя Серафима Саровского и святителя Алексея Московского, (1907)
  • Церковь иконы Божией Матери «Утоли мои печали» при Омском епархиальном Братстве на Бутырском кладбище (1908)
  • Церковь великомученика Георгия Победоносца, подворье Михаило-Архангеловского женского монастыря в Кадышевском форштадте (1909)
  • Церковь Покрова Божией Матери  (1909)
  • Церковь иконы Божией Матери Казанской в Порт-Артуре (1910)

Епископ Владимир (Путята)Приемником владыки Гавриила стал епископ Владимир (Путята).

Светское образование получил в Александровской военно-юридической академии. После принятия монашества закончил Казанскую духовную академию. В 1906 г. получает степень магистра богословия. На следующий год он хиртонисан в епископа Кронштатдского.

Указом Синода 4 октября 1911 г. в городе Семипалатинске открыта кафедра «викарного епископа, с присвоение ему именования Семипалатинский».

Епископ Киприан (Комаровский)Викарным епископом стал начальник Киргизской миссии Омской епархииКиприан (Комаровский). Правящему же преосвященному Омскому утверждено именоваться Омский и Акмолинский.

26 января 1913 г. с утверждения Государя на местные средства открыта вторая викарная кафедра с именованием епископа Акмолинским, вторым викарием Омской епархии с назначением ему места пребывания в городе Омске стал Мефодий (Красноперов) – ректор Уфимского духовного училища. Ему поручено было: внутренняя (противосектанская) миссия и заменять главу епархии когда необходимо. Управляющий Омской епархией стал называться Омским и Павлодарским.8 марта 1913 г.владыка Владимир переведен Витебскую кафедру.

Епископ Андроник(Никольский)На место назначен епископ Андроник (Никольский), викарий Новгородской епархии.

Владыка Андроник родился 1 августа 1870 г. в семье дьякона Ярославской епархии.

В 1895 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Архиерейское служение начал епископом Киотосским (Япония). 5 апреля 1913 г. новый епископ Омский и Павлодарский прибыл в Омск. 20 октября из Новгорода прислали икону Божией Матери «Знамение», для которой сразу начали строить храм (Знаменская церковь).

Владыка обратил особое внимание на улучшение работы епархиального управления. По его инициативе по всей епархии начался сбор сведений о состоянии приходов, введены богослужебные журналы. Он обязал причты вести летописи приходов, предложил включить в них сведения о первоначальной истории своего поселка и прихода. 6 ноября 1914 гпо Указу Синода кафедра 2-го викария была перенесена в Петропавловск, а викарный епископ переименован в Петропавловского. Очень не много времени владыка был на Омской кафедре и в июле 1914 г. был переведен в город Пермь где принял мученическую кончину в 1918 году. Причислен к лику святых.

Следующим владыкой стал Арсений (Тимофеев). Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию в 1890 г. Управлял Омской епархии с 30 июля 1914 г. по 4 июня 1915 г., когда был уволен на покой по состоянию здоровья. На покое проживал в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Арзамаса. 6 ноября 1914 г. по Указу Синода кафедра 2-го викария была перенесена в Петропавловск, а викарный епископ переименован в Петропавловского.

Епископ Сильвестр (Ольшевский)С 4 июня 1915 г. епископом Омским и Павлодарским был священномученик Сильвестр (Ольшевский). Владыка Сильвестр (в миру Иустин Львович) получил образование в Киевской Духовной Академии. По окончании которой стал епархиальным миссионером Полтавской епархии. В 1911 г. хиротонисан во епископа Прилуцкого в которой принял участие в том числе и будущий Патриарх Тихон (Белавин). Узнав о назначении на Омскую кафедру владыка совершил паломничество в Иркутск, поклониться мощам святителя Иннокентия. 8 августа преосвященный Сильвестр прибыл в Омск. В 1917 – 1918гг. в Москве проходил Поместный Собор, восстановивший патриаршество и избравший Патриархом святого Тихона. С Владыкой от Омской епархии на Соборе присутствовали: священник Василий Инфантьев, дьякон Михаил Серебряков, Марк Петрович Арашкевич, Лев Михайлович Воронин, Яков Арсеньевич Синеоков.

В начале 1918 г. к власти пришли большевики, наступило смутное время. 4 февраля состоялся грандиозный крестный ход по улицам города в защиту веры. На следующую ночь владыку арестовали, а его эконома Николая Цикуру убили из револьвера. На следующий день учреждения, магазины и учебные заведения закрылись. В 4 часа дня город был объявлен на осадном положении, люди вынуждены были разойтись по домам. 7 февраля провел в заключении а 8-го в 12 часов дня был освобожден. 22 апреля (5 мая) Патриарх Тихон возвел Сильвестра в сан архиепископа.

В 1918 г. началась гражданская война. На территориях занятых белой армией, не имеющих связи с Патриархом, состоялось Сибирское церковное совещание из 13 архиереев и 26 членов Поместного Собора, на котором организовано Временное Церковное Управление во главе с Владыкой Сильвестром. Первым же делом был отменен декрет от 19 января 1918 г. Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В конце 1919 г. большевики захватили город Омск. Придя к власти они сразу же арестовали святителя. 13 (26) февраля 1920 г. святитель Сильвестр Омский и Павлодарский отошел ко Господу. В ноябре 1999 г. был прославлен Церковью в лике святых.

Епископ Мефодий (Краснопёров)Управление осиротевшей кафедрой взял на себя викарный епископ Мефодий (Краснопёров). 4 (17) февраля 1921 г. он был убит большевиками для устрашения верующих. Люди его помнили как иерарха с мягкой душой, отзывчивого, простого, внимательного и ласкового. На архиерейском Соборе 2000 года прославлен в лике священномучеников как епископ Петропавловский.

Епископ Дмитрий (Беликов)Произошло назначение Дмитрия (Беликова) специально рукоположенного в сан архиепископа для Омской епархии. Однако владыка Дмитрий в 1922 г.высылается из Петрограда под Томск. С 1923 г. – архиепископ Томский.

Омская кафедра сиротствовала до середины 1924 г. когда за короткое время сменилось четверо управляющих епархией: епископ Виссарион (Зорин), архиепископ Анатолий (Каменский), епископ Алексей (Буй) – временный управляющий, епископ Иоанникий (Соколовский) – который был назначен в Омск, но не приехал. Владыка Анатолий пробыл в Омске 1,5 месяца вплоть до своей кончины 20.11.1924 года. Похоронили его на Казачьем кладбище, а позже, при ликвидации кладбища останки владыки усердием верующих были перезахоронены на Старо-северное кладбище, где покоятся и ныне.

Архиепископ Виктор (Богоявленский)С марта 1925 г. в Омск назначен архиепископ Виктор (Богоявленский) до того служивший в Барнаульской и Нижне-Удинской епархиях. В 1922 году все приходы области особо не разбиравшись были записаны в обновленцы. С приходом на кафедру владыка стал разъяснять всю пагубность этого обновленческого раскола. В результате почти все приходы вернулись в православие. Большая физическая и нравственная нагрузка, постоянная травля со стороны властей сильно подорвали здоровье Омского владыки. Он умер 2 ноября 1928 г. и был погребен около алтаря Богородице-Братской церкви, где располагалась резиденция Омских архиереев (на территории «завода им. Козицкого»).

Епископ Аркадий (Ершов)К марту 1929 г. в Омск приехал епископ Аркадий (Ершов) бывший управляющий Свердловской епархией. С 23 октября 1930 г. переведен в Чебаксары. В 2000 г. прославлен в лике святых.

Конец 20-х начало 30-х гг. характерны ужесточением борьбы с религией. В жизни это выразилось в массовых арестах духовенства и верующих, закрытии храмов, усложнением процедуры регистрации приходов. Так в Омске были закрыты:  Скорбященская церковь (1928), Свято-Никольский собор (1929), Иверская и Серафимо-Алексеевская часовни, Воскресенский войсковой собор (1931) и др. В сельских районах основной период закрытия приходов выпадает на 1930-1934 годы.

Епископ Герман (Коккель)В ноябре 1930 г. Омским епархиальным архиереем числится епископГерман (Коккель), а уже 14 июля 1931 г.  его переместили в Никольско-Уссурийскую епархию.

Частые перемещения архиереев не могли не послужить причиною расстройства дел в епархиях на что и рассчитывали власти. Владык вызывали в Административный отделы и говорили, что им запрещается в дальнейшем прибывать в том или ином городе и они должны покинуть населенный пункт в течении определенного времени.

Архиепископ Алексей (Орлов)Владыку Германа сменил архиепископ Алексей (Орлов) и пребывал на Омской кафедре до своего ареста в августе 1935 г. Его обвинили в создании контрреволюционной организации. Сослали в Казахстан, где в 1937 г. расстреляли. Юбилейным собором 2000 году архиепископ Алексей причислен к лику святых.

В феврале 1935 г. был взорван Успенский кафедральный собор города Омска. В том же году был отобрана у верующих Ильинская церковь, а в следующем году она была разобрана на стройматериалы.

Архиепископ Антоний (Миловидов)Следующий архиерей это архиепископ Антоний (Миловидов). На кафедре был с 28 августа 1935 г. до 16 ноября 1936 г. За это время владыка постарался сплотить вокруг себя духовенство по примеру дореволюционного Епархиального Братства. Власти не оставили не замеченной эту деятельность и 16 ноября 1936 г.  Антоний был арестован. Был выслан в Казахстан а оттуда в Челябинск где был расстрелян вместе с 25 священнослужителями. В Омской области органы ГПУ состряпали дело «Омского Епархиального Братства», по которому были расстреляны десятки священнослужителей. Вся машина власти работала на уничтожение духовенства и верующих людей. В 1936 г. закрыли Крестовоздвиженскую церковь.

Архиепископ Филипп(Ставицкий)Владыку заменил архиепископ Филипп(Ставицкий) прибывший из ссылки 10 февраля 1937 г. пробыл в Омске пол года и в августе 1937г. опять был выслан.

Епископ <strong>Фотий (Пурлевский)

Последним владыкой довоенного периода был епископ Фотий (Пурлевский). Пробыл он управляющим епархией крайне мало и в конце 1937 г. будучи арестованным был переправлен в город Горький где принял мученическую кончину.

В конце 1937 г. Омская епархия фактически прекратила своё существование, а вместе с ней и викарные епархии. Были закрыты: церковь Михаила Клопского (1938), Знаменская церковь (1938), Всесвятская церковь на Казачьем кладбище (1939), церковь Параскевы Пятницы (1939), Никольская церковь в Игнатовке (1939) действующих церквей не осталось.

Великая Отечественная Война внесла свои коррективы в отношение к православной церкви. В 1943 г. по все стране стали открываться церкви. Правда очень ограничено, на город было разрешено открыть только два прихода ими стали церкви: Крестовоздвиженская на улице Тарской и Никольская церковь в Ленинск-Омске (на улице Труда). В области были открыты еще 4 прихода. Тогда же при всех облисполкомах появились уполномоченные по делам русской Православной Церкви, которые фактически контролировали храмы и верующих. Ни одно решение правящего архиерея не могло быть воплощено в жизнь без согласия уполномоченного.

Архиепископ Варфоломей (Городцев)С 13 июля 1943 г. временным управляющим стал архиепископ Варфоломей (Городцев), который одновременно управлял приходами всей Сибири и Дальнего Востока. Епархия наша стала называться Омско-Тарской.

Архиепископ Алексий (Пантелеев)28 ноября 1946 г. на Омскую кафедру был назначен архиепископ Алексей(Пантелеев). До этого он служил в США. Владыка добился что бы с 29 мая 1947 г.  в состав епархии включили и приходы тюменской области, тем более что до1948 г. Тюменская область входила в состав Омской. Епархия стала именоваться Омская и Тюменская. 11 сентября 1948 г. владыка умер, похоронен на Старо-Северном кладбище г. Омска.

Через два месяца владыку сменил архиепископ Палладий (Шерстяников)недавно освободившийся лагерей где отбывал наказание по ст. 58-10 УК РСФСР. При владыке был приобретен и поднят на колокольню Крестовоздвиженского собора самый большой колокол. За активную деятельность власти настояли на переводе владыки в другую епархию и 21 февраля 1949 г. он был направлен в Иркутскую епархию.

Архиепископ Палладий (Шерстяников)

Архиепископ Иувеналий (Килин)На Омскую землю прибыл архиепископ Иувеналий (Килин). В 1951 г. в Крестовоздвиженском соборе был устроен придел в честь Пророка Илии. Владыка Иувеналий пробыл на кафедре три с половиной года и был переведен в Ижевскую епархию.

С 31 июля 1952 г. Омским владыкой был епископ Никандр (Вольяников).Имея слабое здоровье 1 сентября 1955 г. по решению священноначалия Русской Православной Церкви он был освобожден от управления Омской епархией с предоставлением отпуска для лечения.

Новым, временно управляющим Омской епархией, был назначен епископВенидикт (Пляскин), уроженец города Омска. Владыка проживал на покое в г. Омске и трижды побыл временным управляющим епархией: 01.09.1955 – 22.11.1956 гг., 13.05.1958 – 16.07.1958гг., 03.04.1961 – 13.06.1962гг. Владыка любил богослужения и совершал очень длинные и красивые службы. Скончался епископ Венидикт 30 апреля 1976 г., в Светлую Пятницу и похоронен на Восточном кладбище г. Омска рядом с могилами своих родителей.

Епископ Венидикт (Пляскин)

Епископ Вениамин (Новицкий)Следующим Омским архиереем был епископ Вениамин (Новицкий). Назначенный 22 ноября 1956 г. он приложил особые старания для ремонта храмов Омско-Тюменской епархии. Пытался увеличить число приходов, хлопотал об открытии в г. Омске третей церкви правда безуспешно. Владыка Вениамин определением Священного синода от 21 февраля 1958 г. назначен на Иркутскую кафедру.

Власти препятствовали всякому укреплению Церкви. В конце 50-х давление на Православную церковь усилилось в связи изменением курса правительства. Хрущев Н.С. решил в кратчайшие сроки решить «религиозную проблему в стране». Усилился контроль за денежными средствами церквей, многократно увеличились налоги на священнослужителей, были запрещены крестные хода и паломничества к святым местам, была введена регистрация родителей которые крестили в церкви своих детей и т.д. По всей стране начались массовые закрытия приходов.

Епископ Мстислав (Волонсевич)В начале марта в Омск прибыл епископ Мстислав (Волонсевич), но уже 13 мая в связи со слабым здоровьем получив отпуск поехал на лечение в Кисловодск. По возвращению владыка как и другие Омские архиереи совершал службы у мощей святителя Иоанна Тобольского, посетил почти все приходы епархии. 27 июля 1959 г. епископ Мстислав переведен в г. Вологду.

Епископ Сергий (Ларин)С июля 1959 гпо 3 апреля 1961 г. управляющим епархии являлся епископСергий (Ларин). Волна антицерковной борьбы сполна достигла Омскую епархию. В Тюменской обл. были закрыты часть приходов. Было запрещено пользоваться все автомобили, которыми располагали приходы. В Исилькульской церкви забрали лошадь. Но, несмотря на все меры правительства вера была сильна в людях, в Омской области число зарегистрированных крещений составило 9163 человека (20 % от всех народившихся).

18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой Лавре состоялся собор архиереев РПЦ, на котором под нажимом богоборческий властей было принято новое положение о приходском управлении. Согласно ему было резко разграничены дела экономические и духовные. Приходы стали управляться исполнительными комитетами. Духовенство было отстранено от управления приходами. В результате власти получили возможность: наказывать священников которые заботились о храмах и внедрять в ряды приходских советов людей безбожных для разложения церковных общин. Уже во второй половине 1961 г. в Омской епархии были сняты с регистрации (лишены права служить) 5 священников. Тогда же уполномоченный по дела РПЦ Омской области предложил упразднить Омскую епархию вообще. К счастью его предложения не нашли сочувствия в верхах.

Архиепископ Гермоген(Голубев).13 июня 1961 г. на Омскую кафедру был назначен архиепископ Гермоген (Голубев). Владыка попробовал через изучений классиков коммунизма указать на неверную линию правительства, настаивал на дословном исполнении декрета об отделении церкви от государства невмешательства в дела друг друга. Он написал письма Хрущеву и Куроедову. Эта активная деятельность не осталась не замеченной «он теоретически подготовлен, это опытный волк… он явно реакционер» писал о нем Омский уполномоченный. 29 мая 1963 г. владыку перевели в калужскую епархию.

Архиепископ Иларион(Прохоров)Архиепископ Иларион (Прохоров) пробыл на Омской кафедре полтора года.

С 9 октября 1963 г. управляющим епархией назначен епископ Николай (Кутепов). В 1964 г. 24 приходов открытых после войны осталось 13 (5 в Омской обл.). 14 октября 1964 г. Хрущев был смещен со своего поста. Новое руководство поставило борьбу с религией на второй план хотя установок своих не изменило. С этого времени почти прекращается беспричинный перевод архиереев из города в город. Владыка Николай служил в Омске до 16 декабря 1969 г. Зарекомендовал себя как добрый, отзывчивый человек любил совершать богослужения.

Епископ Николай (Кутепов)

Архиепископ Андрей (Сухенко).С 12 декабря 1969 г. по 02 февраля 1972 г. Омскую кафедру возглавлял архиепископ Андрей (Сухенко). В 1967 г. владыка освободился из заключения, срок отбывал за отказ закрыть монастырь, после прибывал на покое в Псково-Печерском монастыре. По причине слабого здоровья владыка мало служил. В связи с болезненным состоянием владыку освободили от управления епархией он направился в монастырь где через 1,5 года скончался.

13 февраля 1972 г.в Омск прибывает епископ Мефодий (Мензак).

Добрый, заботливый, «любвеобильный отец» так вспоминают его в Омске. В ночь на 23 октября 1974 г. произошла трагедия – владыку убили в архиерейском доме. Временное управление овдовевшей епархией было поручено епископу Гедиону (Докукину) Новосибирскому.

Епископ Мефодий (Мензак)Следующим Омским владыкой был архиепископ Максим (Кроха) с 26 декабря 1974 г. по 29 июля 1986 г. В 1975 г. в центре города было снесено пустующие здание Всесвятской церкви, обозначавшей бывшее Казачье кладбище. В 1978 г. был открыт молитвенный дом в г. Таре, которого верующие добивались с 40-х годов. Епархия участвовала и в деле борьбы за мир, так в 1983 году было перечислено в фонд мира 35 тысяч рублей, в 1984 г. – 100 тысяч рублей. В 1984 г. по благословению Патриарха Пимена, был установлен праздник в честь Собора Сибирских святых, который совершают 23 июня, в день памяти святителя Иоанна Тобольского.

Архиепископ Максим (Кроха)

Вторая половина 80-х стала поворотным моментом в положении религии в стране. С 29 июля 1986 г. Омскую епархию возглавляет митрополит (тогда архиепископ) Феодосий(Процюк).

С 1986 по сегодняшний день можно назвать временем духовного возрождения Омского Прииртышья. Благодаря активной деятельности на Омско-Тюменской, а с 1990 года и на Омско-Тарской кафедре Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феодосия при активной поддержке Губернатора Омской области Л.К. Полежаева нашей епархии были возвращены не только используемые не по назначению здания Божиих храмов, но и практически в каждом районном центре появились вновь воздвигнутые.

Митрополит Феодосий(Процюк)В 2001 г. в праздник Рождества Христова совершилось освящение Христорождественского Кафедрального собора, который сразу стал главным духовным центром православного Омска.

Благодаря трудам и заботам нашего Владыки, Омская земля украсилась уникальной жемчужиной Православия – Ачаирским Крестовым монастырем. Помолиться на это святое место ежедневно приезжает несколько сот человек.

Огромное внимание сегодня в епархии уделяется воцерковлению и духовному просвещению подрастающего поколения. Во многих детских домах, Омском Кадетском корпусе, Славянской школе действуют домовые храмы.

О происходящем духовном возрождении  в Омско-Тарской епархии лучше всего говорят следующие цифры:

На 1 января 1990 г. в Омско-Тюменской епархии действовало всего 38 храмов и молитвенных домов (20 – в Омской области и 18 – в Тюменской). Духовенство епархии в то время состояло из 40 священнослужителей (23 – в Омской и 17 – в Тюменской областях). По сравнению с 1988 годом изменения ощутимые. Ведь тогда на территории Омско-Тюменской епархии функционировало всего только 13 приходов (6 – в Омской области). На сегодняшний же день в Омско-Тарской епархии насчитывается 129 приходов, 154 священника, 5 диаконов. Помимо этого, на территории Омской области действуют 47 воскресных школ, 1 мужской и 3 женских монастыря. Именно Владыка Феодосий стал в 1997 году первым митрополитом на Омско-Тарской кафедре.

Для многих православных омичей остался в памяти визит осенью 1993 г. Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который благословил не только строительство Ачаирского Крестового монастыря, но и возрождение одной из старейших церквей Омска – Пророко-Ильинской.

 «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие и, взирая на кончину их, подражайте вере их» (Евр. 13,7), – призывает ап. Павел. Поэтому, знать историю Омской епархии и поминать её архипастырей – наш священный долг.

Православный календарь



Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

×
Карта приходов

https://omsk-eparhiya.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B/

×

Send this to friend