Слово митрополита Владимира к выпускникам Омской семинарии

image_print
2022.06.23 выпускной акт в Омской Духовной семинарии(62)

С Л О В О

митрополита Омского и Таврического

ВЛАДИМИРА

к выпускникам Омской Духовной Семинарии

2022 года

 

 

Уважаемые дамы и господа!

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Дорогие выпускники!

 

Вновь наша Семинария, как заботливая мать, выпускает в самостоятельную жизнь, в самостоятельное служение на ниве Христовой своих любимых детей, которых она кормила и учила уму-разуму. Радостно и волнительно ей видеть вас, возросших в ней в годах и в знаниях, и главное – в вере и той мудрости, начало которой – страх Господень (Притч. 1, 7).

Омская Духовная школа была эти годы вашей малой Церковью; она учила и наставляла вас не только через те знания, которые вы получали, посещая лекции, но и ежедневным, ежечасным пребыванием в ее освященных стенах, где собрались люди разные по характерам, по дарованиям, по происхождению, но единые в готовности посвятить свою жизнь служению Господу нашему Иисусу Христу. Ибо всякое различие, всякая рознь и несовпадение, которые кажутся важными в мирской жизни, теряют свой смысл в жизни во Христе. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Не случайно и святитель Иоанн Златоуст сравнивал христианскую общину с лирой, «составленной разнообразно и вместе стройно»[1]. Так и вы, дорогие выпускники, разны между собой, но одно во Христе Иисусе.

Для подлинно любящей матери нет детей более любимых и менее любимых; она одинаково ласкова и любвеобильна ко всем своим чадам, а если требуется, то и одинаково строга к каждому; но строгость эта – не от малости любви, но, напротив, от ее избытка. Так и для вашей общей матери, нашей Духовной Семинарии, вы все – любимые и дорогие дети. Да, одни из вас проявляли в годы пребывания под ее кровом больше старания и усердия, другие меньше; одни достигли лучших результатов в учебе, другие не смогли проявить данные им таланты в достаточной мере. Но для нее вы все, подчеркиваю, все без исключения – самые близкие и самые прекрасные ее чада. Как говорил апостол Павел: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19). Да, рождение нового человека во плоти происходит у матерей болезненно, но однократно; рождение же в духе – это длительный и трудный процесс. В нем участвуют и матери, и отцы, а еще больше – духовные родители, наставники, те, кто берут на себя бремя этого рождения, которое продолжается всю нашу земную жизнь. Ибо кто может сказать о себе: «Во мне уже отобразился Христос»?

И особенно важным для духовного рождения христианина, особенно если он собирается посвятить себя служению Церкви, является обучение в Семинарии. С разным уровнем знаний и опыта приходят сюда. Одни уже обладают определенными сведениями о Христианском вероучении, о Священном Писании и имеют навыки храмовой службы; другие только недавно пришли в Церковь и знают только самые основы веры. Но для всех Семинария является важнейшим местом духовного рождения, образом апостольской общины, возникшей вокруг Господа Иисуса Христа. Пусть многим это сравнение Семинарии с общиной апостолов покажется преувеличенным – но мы знаем, что Господь призывал на апостольское служение не ученых книжников, не тех, о ком шла слава, как о праведниках. Нет, его ближайшими учениками стали простые люди, нищие духом – те, кому только было предуготовано начать свое рождение в Духе. Так и вы, дорогие выпускники, поступив в Семинарию, были подобны тем галилейским рыбакам, которым предстояло пережить второе, духовное рождение и осваивать новое для них искусство – быть ловцами человеков (Мф. 4, 19).

И это рождение в Духе у вас не завершается с окончанием Семинарии – оно лишь выходит на новую, более ответственную ступень. Теперь вы, обладая Богословской подготовкой и опытом священно- и церковно-служения, обязаны больше помогать в этом рождении другим. Вы должны сами, как апостол Павел, пребывать в муках этого духовного рождения, дабы не только в вас, но и в тех, кто вас окружает, также изобразился Христос.

Что это означает, как, каким образом может Христос изобразиться в вас и в тех, кому вы будете благовествовать, кого вы будете наставлять и укреплять в вере?

Не перечислить всего, в чем мы можем и должны подражать нашему Господу Иисусу Христу; назову лишь одну важную черту, о которой, к сожалению, мы часто забываем. Это – единство в Нем слова и дела, Учения – и жизни.

Мы исповедуем, что Христос, как вторая ипостась Пресвятой Троицы, есть Бог-Слово – Предвечное Слово, через Которое всё творение получило свое бытие; что Он есть Слово, ставшее плотью (Ин. 1, 14). Поэтому в Своей земной жизни Он был живым, зримым воплощением Своего Учения. Он дал Заповеди Блаженства – и Сам же исполнял их. Он учил кротости и прощению врагов – и проявил это в полной мере, особенно будучи судим и биен своими нечестивыми судьями. Он учил о воскресении – и Сам воскрес из мертвых и явился своим ученикам, дабы они могли засвидетельствовать это.

К этому единству слова и дела должны всеми силами стремиться и мы. Как Господь наш Иисус Христос был живым и воплощенным Словом, так и мы должны всем сердцем желать и всеми силами стараться, чтобы стать живым и воплощенным Его Учением, чтобы стать, если можно так сказать, Его словами в человеческом облике. Чем больше в нас этого единства, чем больше наши слова воплощаются в наших делах, а наши дела отражаются в наших словах, тем больше мы Христовы, тем успешнее идет наше рождение в Духе, тем ярче отображается в нас Христос. И, напротив, если христианин, особенно пастырь, говорит одно, а делает другое, если призывает к одному, а сам, по своей лености или беспечности, этому не следует, то жизнь его превращается в одну сплошную ложь. В таком человеке отображается не Христос, а отец лжи, и вместо духовного рождения происходит духовное гниение и умирание.

Да не будет этого с вами, дорогие выпускники! Молитесь, чтобы Господь дал вам силы держать свои слова и дела в неразрывном и целомудренном единстве. Во Христе слово и дело – едино, и все, что есть благое, спасительное, истинное – едино во Христе. Напротив, вне Христа всё разделено, все в противостоянии, все в скрытой или явной войне. И сегодня, покидая стены вашей духовной матери, нашей Семинарии, вы входите в мир, в котором цельности и единства во Христе очень мало, даже между христианскими народами, даже внутри самой Церкви. Поэтому прежде всего старайтесь сохранить единство и цельность в самих себе, единство в своих мыслях, своих словах и делах. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Это совершенство означает не наличие каких-то «сверх-способностей», о которых толкует массовая культура и которые доступны якобы только отдельным избранным, «супер-героям». Это и не какое-то моральное, абстрактное совершенство, туманный и недостижимый идеал, о котором так приятно рассуждать, но которому невозможно следовать. Нет, не к такому совершенству призывает нас Господь. Он не требует от нас быть «супер-героями» или какими-то идеальными людьми. Быть совершенным – значит быть внутренне единым и цельным, быть в мире с Богом, с самим собой и с людьми – по словам апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). Только с грехами и, прежде всего, собственными, следует вести войну – поскольку грех лишает нас этого единства, этой цельности, этого внутреннего мира. И с этим противником мы должны вести войну до победного конца, без всякого угождения людям, даже близким, без всякого приспособления к обстоятельствам. Помните об этом, дорогие выпускники, не забывайте полученные вами знания и опыт, не забывайте друг друга, поминайте друг друга в своих молитвах, а также всех тех, кто пребывал в годы вашей учебы ради вас в муках духовного рождения, о ваших преподавателях и наставниках.

Благодать Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами!

Аминь.



[1] 24-я беседа на Деяния святых апостолов.