Приветственное слово Митрополита Омского и Таврического Владимира на конференции «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в Год педагога и наставника»

image_print
VENZEL-550x300

ДОСТОЙНО ТРУДИТЬСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ

 

Приветственное слово

Митрополита Омского и Таврического Владимира

на конференции «Духовно-нравственное воспитание

подрастающего поколения в Год педагога и наставника»

(Омск, 8 сентября 2023 года)

 

 

 

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Климент!

Ваши Преосвященства!

Уважаемые дамы и господа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Неделю назад, 1 сентября, как обычно, после летних каникул, снова открыли свои двери перед учащимися учебные заведения нашей огромной страны. Дети пошли в школу, молодые люди – в средне-специальные и высшие учебные заведения: лицеи, колледжи, институты, университеты… Тысячи и тысячи учителей, педагогов, наставников, мастеров продолжают свой скромный и благородный труд в передаче знаний, умений, навыков, в воспитании будущего поколения россиян.

Но есть в нашей стране одно, если так можно сказать, учебное заведение, при этом старейшее, которое никогда не закрывается ни на какие каникулы, которое продолжает свою учительную работу в течение всего дня, а порой даже и в ночное время. Как вы могли, наверное, уже догадаться, речь идет о Православной Церкви.

Ведь Церковь изначально возникла именно как великое училище добра и благочестия. Сам Господь Иисус Христос был для своих учеников и слушателей, прежде всего, Учителем. «Учитель», «Наставник», – так они постоянно обращаются к Нему за разрешением трудных вопросов, за разъяснением волновавших их проблем. Таковым Господь остается и для нас – высшим и наилучшим Учителем, наставляющим нас в великой школе духовного спасения.

Эта учительская миссия была воспринята от Господа Его первыми учениками, Его апостолами. Посылая их на проповедь, Господь, Сам будучи их Учителем, говорит: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Обратите внимание, что Господь прежде говорит: научите, а затем уже: крестите. Действительно, без предварительного научения, без разъяснения основ Православной веры есть опасность превращения Таинства Крещения в простую «требу», в какое-то малопонятное для крещаемого ритуальное действие. Поэтому, добавлю, так важно было возвращение к практике огласительных бесед, инициированное Святейшим Патриархом Кириллом. Это, наряду с оживлением проповеднической и просветительской работы, стало подлинным возрождением той миссии, того служения, на которое Господь благословил Своих учеников.

И, возможно, промыслительно наша сегодняшняя встреча проходит в день, когда Православная Церковь вспоминает двух апостолов Христовых: апостола Варфоломея и апостола от 70-ти Тита, епископа Критского. Трудами этих двух апостолов, как и всех остальных учеников Христовых, было совершено великое дело научения народов, распространение и утверждение великой науки Христианства.

От апостолов задача трудиться в научении народов перешла ко всем священнослужителям Церкви. Как наставлял святой первоверховный апостол Павел: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1Тим. 5,17).

В этих словах мы опять же видим сугубое указание на учительную, педагогическую миссию Церкви. Всякий священнослужитель достоин чести, но особо – тот, который трудится в слове и учении, поскольку тем самым он приводит людей ко Христу, содействует их духовному спасению. Само слово «педагог» переводится с греческого в святоотеческой литературе как «детоводитель». Так в древности называли слугу, который сопровождал детей на занятия, следил за ними. Конечно, священник не должен быть только «детоводителем», только педагогом; в Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит, что нужно не просто приводить ко Христу, но и духовно рождать своих пасомых во Христе (см. 1 Кор. 4, 15). Но это не преуменьшает важность педагогических, «детоводительных» задач Церкви – для рождения во Христе человека нужно прежде всего привести ко Христу, наставить в основах Евангельского вероучения, в противном случае этого духовного рождения может не произойти.

Но задача трудятся в слове и учении не ограничивается только священнослужителями. Это касается и мирян. Всякий, кто проповедует Евангелие, кто наставляет в Священном Писании, исполняет ту миссию, которую возложил на своих учеников Господь: идите и научите.

Конечно, далеко не все могут становиться учителями в полном смысле этого слова. Не случайно святой апостол Иаков предупреждал: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем (Иак. 3, 1-2). Настоящий учитель должен учить не только в слове и учении, но и своим образом жизни, поведением, своей личностью – ведь все это должно согласовываться с тем, чему он учит. Если человек учит нравственности, а сам живет безнравственно; если наставляет в вере, а сам неверующий; если призывает к миру и любви, а сам ведет себя агрессивно, – то, конечно, он скорее отвратит от того, чему учит, и подвергнется осуждению. Но, памятуя об этом, ни один христианин не должен из ложного смирения отказываться от необходимости делиться теми духовными знаниями и опытом, которым он обладает.

Любая деятельность может быть наставлением в слове и учении. И, прежде всего, конечно, деятельность педагогическая. Это хотелось бы особо подчеркнуть на нашей с вами встрече, поскольку здесь присутствуют учителя, представители системы образования. Ведь именно учителям замечательный русский поэт Николай Некрасов обращал свой известный призыв: «Сейте разумное, доброе, вечное!». Как известно, поэт взял этот образ сеятеля из Евангелия (Мф. 13, 3-23; Мк. 4, 3-20; Лк. 8, 5-15), где говорится о Сеятеле, сеющем Слово Божие. И что есть разумное, доброе, вечное, как не само Благовестие Христово?

Поэтому и преподавание уже есть своего рода проповедь, передача тех научных ценностей, которые были выработаны внутри Христианского мира. Нужно лишь яснее и отчетливее доносить это до учащихся, чтобы они осознавали, что Христианство – это та цивилизация, в лоне которой созданы те духовные богатства, которые им предстоит освоить. И, конечно же, лучшая проповедь – это когда преподаватель, если он верующий, сам воплощает своей жизнью, своими поступками, своим поведением основные Христианские заповеди.

Думаю, некоторые из присутствующих здесь застали те времена, не такие, по историческим меркам, далекие, когда Церкви не дозволялось осуществлять именно эту, важнейшую ее задачу: учить, наставлять, проповедовать. Богоборческие власти стремились ограничить деятельность Церкви исключительно Богослужением. Мол, служите, но не учите. Воскресных школ не было вообще; число православных учебных заведений на территории всего огромного государства были единицы. Даже произнесение проповеди на самих Богослужениях всячески подавлялось… До сих пор, хотя с тех времен прошло уже более тридцати лет, Церковь ощущает последствия этой «религиозной политики»: это сказывается в нехватке ярких и образованных проповедников, широко эрудированных богословов, церковных писателей и православных педагогов. Тем не менее, уже много сделано и продолжает делаться для того, чтобы это отставание преодолеть.

И здесь, дорогие мои, хотелось бы особо отметить роль нашего Предстоятеля, Святейшего Патриарха Кирилла, в осуществлении этой важнейшей для Церкви учительной и образовательной миссии. Если блаженной памяти Патриарх Алексий II выступил как восстановитель Русской Церкви, как уврачеватель тех ран, которые были нанесены ей в годы господства атеизма, то Святейший Патриарх Кирилл уверенно и энергично развивает и углубляет, прежде всего, ее духовно-учительную, духовно-наставническую роль. И сам выступает не только как вдохновитель и архитектор этого процесса, но и как первый учитель, как выдающийся оратор, речи которого привлекают внимание многомилионной аудитории, как верующих, так и находящихся еще в духовном поиске.

И эти речи полезно не только слушать, их стоит внимательно читать. Святейший Патриарх имеет, кроме всего прочего, большой опыт педагогической и наставнической деятельности; он десять лет, причем далеко не в самое благоприятное время, возглавлял Ленинградскую духовную академию и семинарию. Это умение чувствовать аудиторию и при этом не подлаживаться, не подстраиваться под нее, ощущается в каждом выступлении Предстоятеля. В каждом своем выступлении, в каждой проповеди он, как никто другой, умеет соединить вечные Евангельские истины с острыми духовными проблемами дня сегодняшнего, дать возможность нам, своим слушателям и читателям, увидеть волнующие нас современные проблемы в свете более чем двухтысячелетней истории Церкви, и найти на них ответы.

Поэтому мы особенно благодарны Вам, Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Климент, – за возможность расширять и углублять наше знакомство с трудами Первосвятителя, изучать их и вдохновляться ими и в собственном духовном возрастании, и в деле научения всех алчущих и жаждущих правды.

В этой связи, дорогой владыка, хотелось бы сказать и о той важнейшей деятельности, которую осуществляет под Вашим руководством Издательский Совет нашей Церкви. Многие присутствующие здесь, я уверен, знакомы с ней, но она столь широка и многогранна, что о ней можно и нужно рассказывать как можно чаще. Издательский Совет не только координирует деятельность православных издательств и дает экспертную оценку издаваемой ими литературе; он играет огромную роль в сохранении и развитии традиций чтения такой литературы. Сегодня это особенно важно, поскольку Церковь, как и все наше общество, сталкивается с последствиями происходящей информационной революции, что сказывается, к сожалению, и в потере интереса к книге, к книжной культуре – особенно среди подрастающего поколения. Вы, дорогой владыка, и возглавляемый Вами Совет находитесь, можно сказать, на переднем крае этой борьбы за сохранение книжной культуры, которая является основой основ и Христианского воспитания, и всякого образования вообще. При этом Вы неустанно трудитесь и как проповедник, как духовный учитель, постоянно выступая с небольшими, но глубокими и содержательными проповедями, посвященными самым разнообразным, порой даже неожиданным аспектам жизни современного православного человека. Например, ответственности человека даже перед нашими домашними животными; я бы всем советовал ознакомиться с этой очень мудрой и трогательной проповедью «И снова об ответственности» на сайте Издательского Совета.

Дорогие мои! Перед нами, и духовными, и светскими преподавателями, сегодня поставлены большие задачи. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча хотя бы частично будет способствовать их решению и принесет добрые плоды на ниве воспитания новых поколений россиян в духе разумного, доброго и вечного! Призываю на всех вас Божие благословение и желаю всем творческой и содержательной работы!