В школьном водовороте (Из рубрики “Частное мнение”)

image_print
власовШКОЛА_2

Сколько необходимо сил и терпения, чтобы работать в школе? Быть учителем и наставником братьев и сестёр своих меньших? Ответит лишь бывалый человек – сам педагог с приличным стажем, учитель по призванию. Опыта лучше не осмыслить, чем получить множество урочных часов и возможности заниматься любимым делом – творчеством во благо школьного сайта, например. Полнее не увидеть и не прочувствовать работу в школе, чем самому стать вещателем знания и доброты среди разновозрастных детей и педагогических советов.

В каждой маленькой или большой школе прослеживается – «кипит» своя жизнь. Размеренная, но чаще стремительная и бойкая, как литературный слог Захара Прилепина или Алексея Иванова. Струится к вам гамма событий, описанных в журнале распоряжений, как быстро меняющиеся картинки в японских мультиках жанра «аниме». Огромную долю ясности в предмет вносят обыкновенные учителя общего или дополнительного образования. Работает детский кружок по техническому творчеству, казачьей культуре или по физическому развитию. Школа, как завод, но продукты производит другие, и потребление их зависит от добросовестности преподавателя, его квалификационной категории, особенно старательности. Плохой учитель, конечно, может работать в школе, но короткий срок. Недочёты в подготовке перед уроками, грубые ошибки воспитания и другие вредные для педагогической работы вольности – выходят на суд коллектива и родителей в любом случае. Учебный процесс – дело времени и выдержки, морали и нравственности, о которых ведут речь на круглых столах специалисты Департамента Образования Администрации города Омска и специалисты родной Омской епархии.

Работа в школе – надежда на собственные силы, на личные качества: моральные и физические. Это подтвердят опытные учителя, проработавшие в школе много лет. Взглянем на БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» – на одну из лучших школ Ленинского Административного Округа. Её директор зрелый и хозяйственный мужчина Валерий Владимирович Черняков, часто волнующийся за успех учебного заведения и работу коллектива. Работа спорится там, где наблюдается контроль. Попробуйте контролировать везде – получится слабо. Я знаю мало школ, где начальник – мужчина, энергичный и знающий человек. Благодарящий Бога и поощряющий мероприятия именно по духовности и нравственности. Недаром в школьном коридоре на стене можно увидеть икону Божией Матери. Этот человек – не многоликий персонаж из гениального романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», скорее настоящий собственник и герой произведений Джека Лондона, открывающий микромиру школы и её «постояльцам» новое и полезное. Директор учреждения зачастую обладает сведениями о штатных молодёжных объединениях различного толка, об интересных и мудрых людях, о возможности просвещения на уровнях обучения.

Надо сказать, что в кабинете у директора в шкафу я замечаю одну из толстых книг митрополита Омского и Таврического Владимира. Регулярно читает руководитель этот объёмный сборник проповедей-рассуждений.

Я нахожусь в коллективе прогрессивных работников образования, людей, не остающихся на месте, представителей учебного процесса. Навещаю ещё круг воспитателей – эта школа соединена длинным, извилистым «воздушным коридором» с детским садом, являющимся базовой площадкой Омской епархии. Проводятся в детском саду мастер-классы в рамках постоянного действующего семинара по духовно-нравственному воспитанию. Курирует площадку дошкольного образования специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева. Поддерживая связь с директором школы и старшим воспитателем детского сада Еленой Владимировной Нечипоренко, приглашает Светлана Петровна педагогов на крупные и малые мероприятия, проводимые епархиальным отделом образования и катехизации совместно с Департаментом образования.

Проходя курсы повышения квалификации за счёт средств бюджетного учреждения, получая документы об аттестации, не хотелось бы подводить ни коллегу, ни тем более руководителя заведения. Ошибка стоит учителю авторитета в глазах многих. Учителем не может стать человек, не любящий детей, не имеющий желания их воспитывать и образовывать. Учителя – народ совестливый. Всё-таки совершая ошибку, они нередко думают о ней и в тайне страдают.

За короткое время работы в школе я знакомлюсь с Еленой Викторовной Шаршиной и с Антоном Николаевичем Лопаевым. Это противоположные по своим взглядам люди ценят педагогическое ремесло одинаково горячо и крепко, они любят детей и готовы посвящать им себя целиком. Антон Николаевич способен покинуть школу позже всех и соорудить большущую модель самолёта из подручных вещей, а Елена Викторовна – собрать вокруг себя известных Омской культуре людей и удивить креативностью, разнообразием увлекательных мероприятий. В приятном смысле поражаешься, насколько у этих педагогов дополнительного образования развита потребность помогать детям – становиться культурней, эрудированней и сильней морально. Техническое творчество движется плавно и бок о бок с духовным и культурным наследием предков-казаков – это понимаешь сразу, только наблюдая за работниками и общаясь с их подопечными.

Елену Викторовну Шаршину, руководителя молодёжного казачьего объединения «Дружина Ермака», я вижу в компании с Еленой Михайловной Чешегоровой – специалистом по работе с молодёжью БУ ОО «Центр патриотического воспитания», референта молодёжного отдела Омской епархии. В школе организовывается II Межшкольный казачий слёт «Казачья смена».

На фотографиях с Антоном Николаевичем Лопаевым, руководителем кружка авиамоделирования, я наблюдаю директора Департамента Образования Администрации города Омска – Инну Борисовну Елецкую. Честно говоря, я радуюсь за работающих в школе людей – они дают результаты, как учитель ИЗО и черчения Анна Павловна Мильденбергер или Татьяна Валентиновна Шеховцова – учитель русского языка и литературы. Дети участвуют в конкурсах и побеждают, выходят на Всероссийские олимпиады, радуют родителей и повышают рейтинг школы.

Учителя и дети, руководители и образование в целом… Разве вы, милые читатели, не знаете, что учёба – процесс иногда мучительный? Когда у вас первая и вторая смена, а некоторые учителя ещё и классные руководители в двух классах – об этом стоит рассказать. Рекомендует директор школы учителей, работающих уже пятьдесят лет, представляете? Вчитайтесь в слова: пятьдесят лет педагогического стажа!.. Я был в одной старой и дальней школе, где не было столь «заядлых» работников образования, остались эти «ветераны педагогики» на ветхой доске почёта при входе, около приёмной директора. Не отдают учительству столько жизни!

– Отработать 50 лет! – удивляется Юлия Вячеславовна, молодая девушка, учитель английского языка. – Многие мои знакомые пришли в школу и тут же ушли. Хватило и нескольких месяцев. Не каждый получивший диплом в педагогическом университете может быть учителем!

Юлия Вячеславовна Яшина – выпускница ВУЗа совсем недавно. Преподавать в старших классах пока ей не предложили, зато поручили множество часов в младших классах. А ведь как сложно бывает их учить, не всегда младшие школьники находятся в благостном настроении, способном перенять знания и правильно их применить. Умело ведет себя на уроке Юлия Вячеславовна, меняя виды деятельности один за другим, не позволяя расслабляться и балагурить на уроке.

Подготовка к урокам – серьёзное и важное дело, как домашнее задание, которое если не сделаешь, то сразу почувствуешь неловкость. Нельзя прийти на урок, не зная, что преподавать и как методично внедрить материал в учебный процесс. Проштудированы методические пособия, просмотрена рабочая программа, на всякий случай прочитана книга известного педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко, вошедшего в четвёрку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. В основном люди опираются на опыт прошлых лет и те, кто считает, что в XXI веке старый опыт не работает – заблуждается. Можно посоветоваться с заместителем директора Ириной Анатольевной Верчинской – видя вас в учительской, она всегда спросит, нет ли проблем с поведением на уроках и какая успеваемость. Вот кто обязательно опирается на опыт прошлых лет – заместители директора. Они прошли в педагогике долгую дорогу и точно знают, что к чему.

Знаете, на что похожа работа в школе? На сюжет советского научно-фантастического фильма-дилогии «Москва-Кассиопея». Вы пребываете на планету «Школа» и вас «захватывают» чудные дети и нелёгкий учебный процесс.