Омские подростки отыскали послание сверстников, написанное в 1918 году

image_print
2Работа над посланием_новый размер

Пользуясь майскими праздничными выходными, подростки в возрасте 12-17 лет из Омска и Омской области выехали на три дня в Саргатский Свято-Никольский мужской монастырь для проведения традиционных сборов, регулярных для православных подростковых отрядов «Стрела» и «Фавор».

После краткого молебна вместо привычной разминки команд начался квест. Три команды представляли собой подданных Римской Империи времён Цезаря, Британской Империи Викторианской эпохи и Российской Империи правления Александра I. Финалом квеста стала главная интрига выезда – поиск зарытой в землю капсулы с неким посланием из прошлого. Участники были предупреждены о том, что хотя капсула была перепрятана на территории монастыря специально для целей квеста, её содержимое является музейным экспонатом и имеет огромную историческую ценность. Обретённой находкой оказалось послание православной молодёжи, написанное в 1918 году и адресованное потомкам.

Со вскрытием капсулы не торопились. Так как это уже не часть игры, торжественное прочтение послания происходило особо, в спокойной обстановке класса воскресной школы и после молитвы. Письмо, написанное аккуратным каллиграфическим почерком на четырёх листах постаревшей от времени бумаги, было трудно читать из-за непривычных склонений и дореформенной орфографии. Тут же состоялось обсуждение сути прочитанного. Послание было написано неким приходским православным молодёжным объединением в форме напутствия потомкам. Контекст событий 1917-1918 годов отражён в письме в виде критического отношения к революционным идеям, навязываемым России западом. Авторы выражают свою мысль, используя интересные метафоры.

«Всѣмъ православнымъ очевидно, что всякая революція въ Россіи – это попытка запада перепахать нашу страну подъ огородъ для засѣванія европейскими “цѣнностями”», – говорится в послании. – «Представь, что наша страна – это православная дѣвица, которую европейскія сестрички презираютъ, считая старомодной, презираютъ, пытаются научить жизни, лѣзутъ въ душу, чтобы “помочь”… Что ты посовѣтуешь ей? “Осовремениться” и стать такой же либеральной и распутной, какъ онѣ?»

Сердцевину послания составляет горячее обращение к личности читающего: «Дорогой другъ! Что для тебя есть вѣра? Это что-то тайное внутри тебя, о чѣмъ не знаютъ окружающіе? Или это сама твоя жизнь, которая вызываетъ вопросы окружающихъ: «Почему ты не такой, какъ всѣ?» Авторы призывают сверстников иметь перед собой пример православной благочестивой жизни, чаще молиться Богу, посещать богослужения и исповедоваться, жертвовать своим временем для духовных трудов и помощи ближним, а также беречься от праздности и распутства. А противостоять испорченности нужно сообща: «держаться другъ за друга, быть другъ другу и въ назиданіе, и въ обличеніе, быть живой крѣпостью изъ братскихъ сердецъ». В напутствии исповедуется уверенность, что «снова настанетъ время Торжества Православія», а заканчивается оно молитвенным пожеланием к каждому читающему лично: «Да дастъ тебѣ Богъ мужества выстоять за православную вѣру до конца!»

Больше всего современных православных подростков задел вызов, сформулированный в вопросах: «Ты можешь сказать, что ты – Божій человѣкъ? Ты трудишься надъ своимъ спасеніемъ?». Разобрав суть послания, участники сборов принялись составлять собственные послания потомкам, которые в некотором смысле являлись ответами на вызов их предшественников. Послания 2017 года потомкам были закопаны в лесном массиве монастыря в той же металлической капсуле, а участники вернулись домой, полные впечатлений от соприкосновения с силой исповеднического духа Православия начала прошлого века.

Составление подобных посланий – один из эффективных методов духовно-нравственного воспитания подростков. На выездах ранее уже составлялись: коллективные послания самим себе 25-летним, напутствия парней девушкам и девушек парням, завещания будущему поколению отрядовцев, частные письма самим себе в будущее с обещаниями исправления своей жизни, сборники советов для самолечения от интернетоголизма и игромании, напутствие православным студентам в канун сессии и другие.

Откопанное послание 1918 года – это тоже творчество старших отрядовцев и вожатых, которые неделей ранее на специальном однодневном выезде в Красноярке составили концепцию мероприятия и текст самого напутствия. Стилизация под дореволюционный язык, старая бумага, каллиграфическое исполнение и захоронение в капсуле оказались менее трудоёмкими, чем сочинение текста. Таким образом, работа была назидательной и для старших, выступивших в роли авторов, и для младших, которые поначалу искренне полагали, что держат в руках исторический артефакт.