Взаимодействие министерства образования Омской области и Омской митрополии в деле духовно-нравственного воспитания.

image_print
Взаимодействие министерства образования Омской области и Омской митрополии в деле духовно-нравственного воспитания

Тема нынешних образовательных чтений определена как «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» и посвящена 700-летию преп. Сергия Радонежского. В личности этого святого самым тесным образом переплелись духовность молитвенника и мудрость государственного мужа, строителя Руси. Также не случайно мы считаем преподобного покровителем отечественного образования не потому, что он чудесным образом проявил свои способности к обучению, а потому, что жизнь Преподобного Сергия и его учеников, ознаменована непрерывным восхождением к Образу Святой Троицы и является свидетельством того, что духовно-нравственное совершенствование предполагает неразрывную взаимосвязь идеи преемственности с идеей всестороннего развития человека.

Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование – все, что завещал нам Преподобный Сергий и что на протяжении многих столетий являлось неотъемлемой частью нашего национального менталитета, – сегодня должно стать основным ориентиром подрастающего поколения, прочно утвердившись в системе современного воспитания. Без этого невозможно ни становление духовно здоровой, всесторонне развитой личности, ни построение сильного, просвещенного государства.

Руководствуясь этими высокими целями, Омская митрополия тесно взаимодействует с областным министерством образования в деле воспитания подрастающего поколения.

Основными направлениями взаимодействия отдела религиозного образования и катехизации с образовательными учреждениями являются следующие:

- учебно-методическое взаимодействие, которое включает в себя проведение семинаров по вопросам духовно-нравственного образования, проведение консультаций с приглашением авторов программ и учебников по основам православной культуры, с преподавателями вузов;

- проведение различных конкурсов, фестивалей, чтений для воспитанников и  обучающихся, профессиональных конкурсов для педагогических работников по православной культуре, по гармонизации межнациональных отношений, формированию миролюбия.

Подводя итоги прошедшего 2013 года можно сказать, что сделано многое:

Ежегодно проводятся:

Омские региональные  Рождественские образовательные чтения, в которых принимают участие более 1000 человек.

Дни славянской письменности и культуры в честь Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Программа празднования включала множество мероприятий на открытых площадках, в учреждениях образования и культуры, в библиотеках. В 2013 году в мероприятиях, посвященных Дню славянской письменности и культуры приняли участие 2546 человек. Ключевым мероприятием дней славянской письменности и культуры являются Региональные Омские образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения.

Ежегодно, в течение 12 лет, Омская епархия принимает активное участие в проведении Городских этических чтений «Нравственность и духовность в развитии общества». В 2013 г. на 52 секциях заслушано более 500 докладов обучающихся 1 – 11-х классов, библиотечных и педагогических работников общеобразовательных школ. В работе чтений в 2013 году  приняли участие 1494 человека. Основным содержанием докладов являлись вопросы нравственности и духовности, был представлен лучший опыт работы школ и дошкольных образовательных учреждений в вопросах духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

К Дню народного единства, совместно с департаментом образования г. Омска, проведен фестиваль творческих и исследовательских проектов «Держава», на котором представлены секции по православной культуре.

Ежегодно проводится цикл мероприятий, посвященных Дню православной книги, в рамках которого организованы выставки, фестивали, просмотр видеороликов, фильмов, встречи и беседы со священниками, учеными, писателями, поэтами.

  • В 2013 году представители Омской епархии приняли непосредственное участие в подготовке и проведении областных педагогических чтений «Духовно-нравственное подвижничество в российском образовании»,  в областном фестивале духовной культуры, посвященных празднованию 700-летия со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского, где были представлены достижения в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Омской области, педагогические инициативы, направленные на распространение и обобщение опыта работы в области духовно-нравственного воспитания и образования.
  • При поддержке Омского регионального отделения Российского комитета защиты мира, департамента образования Администрации города Омска реализованы проекты: «Научись беречь свой мир» и «Образование во имя мира» в 40 школах города Омска для  обучающихся 4 – 11-х классов Проведены беседы с целью формирования качеств миролюбия, смирения, терпимости. Проведен конкурс рисунков «Я рисую жизнь», конкурс сочинений «Мой мир», конкурс рисунков для дошкольников «Рисуем сказки о добре», конкурс рисунков «Дружат дети всей Земли», «Святой заступник Руси», посвященный 700-летию Сергия Радонежского,  конкурс сочинений по картинам омских художников «Язык искусства», проведен областной творческий  фотоконкурс  «Духовная красота мира». В проектах приняли участие более 5000 обучающихся общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Был организован и проведен региональный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Две работы стали лауреатами межрегионального этапа конкурса в городе Иркутске. Победителем межрегионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», заняв 2 место, стала Ленартович Людмила Григорьевна, педагог дополнительного образования КОУ Омской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 5» за разработку дополнительной образовательной программы «Азбука Православия».

Победителем конкурса в номинации «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи», стала Ломовцева Ольга Николаевна, воспитатель КОУ Омской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1», за разработку программы по военно-патриотическому воспитанию «Горькая правда войны».

Также в прошедшем году были проведены выездные семинары для педагогов, преподающих учебный курс ОРКСЭ  в рамках постоянно действующих курсов «Основы духовно-нравственной культуры» и специалистов комитетов по образованию муниципальных районов Омской области: Тарского, Калачинского, Москаленского, Тюкалинского, Омского, а также, города Омска, в которых приняли участие более 400 человек.

  • Обсуждение проблемных вопросов, представление лучшего опыта проходило через дискуссионные площадки и круглые столы. В 2013 г. они проведены по темам:

- «Вопросы подготовки школьников к олимпиаде по православной культуре» совместно с ФБГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» и министерством образования Омской области;

- «Опыт работы по реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» совместно с министерством образования Омской области;

- «Духовно-нравственное воспитание в рамках дошкольного образовательного учреждения», совместно с департаментом образования Администрации города Омска;

11.12.13 г. декабря прошел круглый стол «Образование во имя мира» в рамках Гражданского форума совместно с Правительством Омской области, Омским региональным отделением комитета защиты мира, представителями науки и образования, общественными организациями.

Важнейшей областью взаимодействия отдела образования митрополии и Министерства образования ОО является предметная область ОРКСЭ. Позвольте на ней подробнее остановиться. Второй год преподавания и, особенно выбора родителями модуля из 6-ти предложенных, дает нам новую пищу для размышлений. Оказалось, что учебные заведения в этом вопросе достаточно консервативны – многие школы просто напросто повторили выбор, осуществленный в прошлом году. В связи с этим, многократно возросла роль предпочтения самого преподавателя ОРКСЭ – без особенных размышлений он желает читать тот же модуль, что и раньше. Более того, как правило, из всех 6-ти направлений, учитель ОРКСЭ имеет только 1 учебник – тот, по которому преподает. На этом фоне произошло сокращение доли выбранной ПК до примерно 12 % по области, а в городе – и вовсе до 10 %. При этом проблемы остаются все те же – отсутствие реального выбора, уговоры родителей остановиться на 1 модуле (как правило «Светской этики» или «Истории мировых религий») и т.п. Хочу еще раз обратить внимание на этот момент – в том случае, когда вся школа изучает единственный модуль, никакого реального выбора родителями предмета не осуществлялось, либо он был проведен с нарушениями.

Трудно сказать, почему администрация школ (а реально, выбор ОРКСЭ, вопреки законодательству, осуществляет именно она) не включает ОПК в круг желательных предпочтений (наряду со СЭ и ИМР). Среди причин нужно назвать фантомную боязнь «клерикализации образования», основанную на превратном понимании «светскости» государства и его образовательной системы, с чем мы уже устали бороться; нежелание связываться с модулем ОПК (А вдруг мы что-то не то расскажем на уроке, и епархия будет возражать?) и просто нежелание совершенствоваться как преподаватель. Другое дело – светская этика – учи согласно своему представлению о добре и зле, не опасаясь, что эта нравственная система будет кем-то оспорена. Нашему педагогическому сообществу, видимо кажется, что СЭ самый простой предмет из предложенных модулей. Хочу отметить, что это далеко не так. Мало того, что по сути каждый учитель должен создать в сознании детей СВОЮ этическую систему, но она будет еще и крайне неубедительна сама по себе, поскольку не основывается на высшем авторитете. Не будем же мы всерьез воспринимать высшим авторитетом саму Марь Ивановну, хотя бы потому, что она тоже грешный человек. Светская этика вполне справедливо говорит о том, что хорошо и что плохо, она только не отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ ?» я должен поступать хорошо и не должен поступать плохо? Почему я должен воздерживаться от грехов воровства, лжи, блуда и других, если поступающие так получают, по-видимому, осязаемую выгоду и удовольствие от своих поступков? На это СЭ не дает ответа.

На этом фоне в целях распространения лучшего опыта организации преподавания модуля ОПК предмета ОРКСЭ Омская епархия объявляет конкурс среди преподавателей модуля ОПК в рамках интегрированного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики».  Участник, которому будет присуждено 1 место и директор образовательного учреждения, в котором он трудится, награждаются поездкой по Святым местам в г. Иерусалим (Израиль). Участники, которым были присуждены 2 и 3 места, вместе с директором, награждаются поездками по Святым местам в России.

Епархия возлагает большие надежды на последовательную реализацию подписанного сегодня соглашения о взаимодействии, отражающего реалии современного состояния системы образования. Также надеемся на плодотворную деятельность постоянной рабочей группы, созданной новым соглашением. Взаимодействие министерства образования ОО и Омской митрополии не прекращается ни на один день, оно носит системный характер и будет развиваться в дальнейшем, являясь залогом стабильного состояния общества.

По словам Святейшего патриарха Кирилла: «Духовным завещанием святого звучат ныне слова преп. Сергия Радонежского, донесенные до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасемся». Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего».

 

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Дмитрий Олихов