Семья – домашняя Церковь

image_print

Протоиерей Олег Безруких

настоятель Никольского храма с. Каменка Задонского района

заведующий секцией теологии ЛГПУ

кандидат богословских наук

Липецкая епархия

 

Семья – домашняя Церковь

Словно неожиданное откровение воспринимается многими нашими современниками подзабытое в светском обществе понимание семьи, как малой (домашней) Церкви. А ведь именно этот христианский взгляд в свое время заставил древний мир посмотреть на семью в перспективе вечности, заложил новый, религиозный фундамент в основу ее прочности, дал мощный импульс для ее всестороннего развития.

Вспомним, что в дохристианские времена во многих странах (например, в древней Греции) отец семейства считался абсолютным хозяином в доме. Со своими домашними он мог делать что угодно. Он совершенно безнаказанно мог избить, прогнать, продать и даже убить своих детей. На невольничьих рынках дети были привычным ходовым товаром. Жена считалась существом второго сорта. Обычно безграмотная, нередко пьяная, она вызывала к себе неприязненное отношение, так что древний философ с горечью сетовал: лучше бы мы рождались от деревьев, нежели от женщин.

Совершенно иные взаимоотношения формировались в христианских семьях.  Родители воспринимали свое дитя не как личную собственность, но как благословение Божие, ниспосланное на радость  и утешение им и всем людям. Пресвятая Дева Мария явила миру абсолютный идеал материнства. Она всем сердцем любила Сына, Которого хранила и защищала в  младенческие годы, воспитывала в отрочестве, была с Ним рядом до самого конца во время Его страданий и смерти на Кресте. Такой бесконечно доброй, любящей Своего Сына и всех нас Она изображается на иконах.

«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали», – наставлял первых христиан апостол Павел (Кол.3:19-21).

Христианство в течение веков терпеливо и настойчиво исправляло и совершенствовало семейные взаимоотношения. И как мы знаем, не безуспешно!

Сегодня перед  Церковью вновь стоит задача ввести в современный семейный  уклад христианские идеалы и смыслы. Чтобы рельефнее показать преимущества христианской семьи в сравнении с иными моделями семейного устроения, совершим мысленное путешествие в разные семьи и оценим увиденное популярным ныне взглядом прагматика.

Войдя в подъезд любого многоквартирного дома, мы найдем самые разнообразные семьи с их достоинствами и недостаткам. Первая квартира встречает нас аппетитными запахами с кухни, где хозяйка готовит обед для домочадцев. Глядя, с каким удовольствием те поглощают домашние яства, мы делаем вывод: семья – это выгодно, всегда будешь сыт и накормлен, причем натуральной вкусной пищей, а не уличными «хот-догами».

Во второй квартире в ванной комнате гудит стиральная машина, хозяйка развешивает белье. Прямо как в прачечной. Но тоже удобно: не нужно ломать голову, где и как почистить или починить одежду. Заведешь семью, и всегда будешь чист, обстиран, отглажен и отутюжен.

В следующей квартире радушные хозяева рассказывают нам о том, как они отдыхали на море, или поднимались в горы, или спускались по реке на байдарках. У них солидная домашняя библиотека, в числе их друзей известные люди, они ведут активный образ жизни, у них общие интересы и увлечения. Глядя на них, мы делаем умозаключение: зачем тратиться на разные клубы в поисках сомнительных приключений, не проще ли обзавестись семьей и превратить ее в модный салон общения неординарных личностей.

В четвертой квартире живет многодетная семья. С разных сторон раздается детский гомон, плач, стук, смех. Здесь сестренка возится с младшим братиком, там – старший сын готовится к сессии, на кухне мама дает дочери уроки поварского искусства. Где же папа? А он вместе с другим сынишкой в гараже возится с автомобилем. Удивительно! Оказывается, семья может быть одновременно и детскими яслями, и кружком домоводства, и ПТУ и вузом. Мы делаем глубокомысленный вывод: в большом количестве детей есть своя выгода, многодетным родителям гарантирована благополучная старость независимо от государственного строя и размера пенсии.

Идем дальше. Едва мы собрались постучаться в очередную дверь, как тот час раздумали. Из квартиры доносится шум, грохот, звон посуды, крики, ругань, проклятия, пьяные голоса. Делаем вывод: семья – это ад.

Дверь следующей квартиры нам никто не открыл, потому что хозяйка-пенсионерка недавно умерла. Своей семьи у нее не было, родных и друзей похоронила. Когда сама умерла, никто и не заметил. Соседи по подъезду скинулись, собрали деньги на похороны, а живущий этажом выше священник совершил отпевание. История хозяйки этой квартиры заставляет задуматься: если у вас нет семьи, то и вам грозит мрачная перспектива одинокой смерти.

Решили наведаться к упомянутому священнику и удивились! В его семье почти все как у ранее нами виденных: много детей, в доме уютно, старанием заботливой матушки все накормлены и опрятно выглядят. Общий тон семье задает сам батюшка, все дружно помогают ему в трудах на приходе, все вместе совершают паломничества в святые обители, а неизбежные в любой семье конфликты решают мирными средствами.

Но есть здесь сверх того, что мы встречали в предыдущих семьях нечто особенное. Здесь есть совместная молитва. Она определяет главный смысл бытия этой семьи и придает ей статус домашней Церкви. И мы понимаем, в чем высшее предназначение семьи, что семья это не столовая, не прачечная, не клуб по интересам, не детский комбинат, и уж тем более не ад. Семья – это домашняя Церковь, где как и в великой Вселенской Церкви все собраны во едино, чтобы помогать друг другу в деле душевного спасения, поддерживать друг друга на пути к вечной жизни, к Царству Божию.

Сегодня, например,  папа в семье испытывает духовный подъем и как мощный локомотив увлекает за собой всех домочадцев. А вчера душой семьи была мама. Завтра, возможно, кто-нибудь из детей на время станет сильнее. Таким образом, выполняется завещанный Церкви апостолом Павлом принцип:  «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:1-2). Жертвенная любовь одного члена Церкви поддерживает и укрепляет остальных, порождая в их сердцах отклик ответной любви. Любовь является скрепляющей силой семьи, Церкви, человечества.

Члены семьи объединяются в домашнюю Церковь, чтобы помогать друг другу в преодолении зла добрым личным примером, взаимным терпением, прощением, поддержкой, молитвой, духовным опытом.

Есть в общецерковной борьбе против греха одно важное направление, осуществление которого возможно лишь в семье – это преодоление родового греха. Родовой грех тот, который передается по наследству от родителей к детям. Это не личный грех детей (они в нем не виновны), но это их горе, которое они вынуждены нести всю жизнь.

Многим известны примеры, когда у родителей, употребляющих алкоголь или наркотики, их дети и внуки рождаются с преувеличенной тягой к вину и наркотикам. Когда человек допускает в свою личную жизнь смертный грех (убийство, воровство, прелюбодеяние, пьянство, гордость, леность, отчаяние), то в его духовно-телесной природе возникают такие глубокие повреждения, которые затрагивается его наследственность. Наиболее интенсивно эта поврежденность сказывается на ближайших трех-четырех поколениях. «Господь долготерпелив и многомилостив прощающий беззакония и преступления и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Чис. 14:18).

Не обязательно дети грешников будут повторять ошибки родителей, но искушение именно в этих грехах у них будет наиболее сильным. Если же дети не борются с искушениями и грех наследственный умножают своими личными грехами, то формируются целые династии грешников – воровские, бандитские и другие.

Попытка изолировать преступников от общества, и даже их смертная казнь не прекращает зла. Как в свое время гибель грешников в водах всемирного потопа не очистила полностью людских сердец от богоборчества (Быт. 11:9).

Родовой грех начинается в семье, однако и его полное преодоление возможно также в семье, но лишь в том случае, если она станет домашней Церковью. Когда родители смиренно осознают присутствие в своей душе греховного влечения, имевшее место в жизни предков и наблюдающееся в их собственных детях, когда они употребляют личные усилия в борьбе с этим грехом и воодушевят детей продолжить его искоренение, тогда из поколения в поколение родовой грех в их семье начнет слабеть вплоть до полного исчезновения.

Подтверждением тому является, например, зафиксированная в Евангелии родословная Иисуса Христа (Мф. 1:1-17; Лк. 3:23-38). В числе Его земных праотцев были разные люди, в том числе и грешные. Однако их покаянный труд и молитвенный подвиг из поколения в поколение постепенно очищал непрерывный поток предков Спасителя. И мы видим, какой чистоты достигла эта струя в ближайших к Нему людях: в Его дедушке и бабушке – праведных Иоакиме и Анне, и особенно в Его Матери, Преблагословенной Деве Марии.

Итак, мы выделили одно из важнейших свойств семьи: через нее родовой грех передается от родителей к детям, но в семье же он преодолевается и совершенно изглаживается, если только семья начинает жить как домашняя Церковь.

 

 

Женщина – помощница или вдохновительница?

 

Способностью победоносно преодолевать зло не ограничивается значение семьи как домашней Церкви. Семья – рассадник добродетелей. В семье происходит закладывание и последующее развитие в человеке начал добра, любви и правды.

Вспомним, что согласно Библии семья родом из райского сада. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:15, 18, 22). В этой райской первозданной семье предназначение мужа – творческое возделывание прекрасного сада, а помощницей, или иначе вдохновительницей его является жена. И даже после утраты рая разделение этих семейных функций между мужем и женой сохранилось.

История мира свидетельствует, что именно мужчины создают величайшие произведения поэзии, живописи, музыки, возводят города, открывают новые континенты, совершают подвиги.  Но вдохновляют их на великие деяния женщины – матери, жены, возлюбленные. Бог вложил в женскую сущность удивительное свойство, быть своего рода катализатором для событий.  Недаром французы говорят: «Ищите женщину» (Cherchez la femme). То есть начальным толчком для многих явлений, ключевых событий истории является женское влияние на мужчин, которые в обычном состоянии не хотят и пальцем пошевелить, но если их воодушевить, то они способны горы сдвинуть.

Преподобная Женевьева в V веке во время нашествия гуннов воодушевила через женщин парижских мужчин,  растерявших остатки храбрости, не бросать город на произвол судьбы. Мужчины ободрились, воспылали духом и вернулись, готовые сражаться до конца. Гунны во главе с Аттилой не решились войти в Париж и прошли мимо него. Почитательница святой Женевьевы королева франков Клотильда воодушевила своего язычника  мужа, короля Хлодвига не только принять православие, но и выступить на защиту святой веры против арианской ереси.

В Библейской истории есть эпизод, когда оробевших мужчин Израиля, двадцать лет угнетаемых ханаанским царем Иавином, воодушевила на сражение против захватчиков пророчица Девора. Она созвала народ, пригласила воина Варака возглавить ополчение и едва ли не за руку повела его в бой против хананского военачальника Сисары и его 900 железных колесниц. Воодушевленные Деворой израильтяне победили (Суд. 4:1-24). Семь братьев Маккавейских, воодушевляемые матерью, претерпели жестокие муки и смерть от язычника царя Антиоха, но не отреклись от Бога и не нарушили Его заповеди (2 Мак. 7:1-42).

Однако справедливости ради необходимо заметить, что вдохновительницами мужчин на великие преступления тоже были женщины («ищите женщину»). Царь Ирод никогда бы не решился причинить зло Иоанну Крестителю, которого он уважал и боялся, если бы жена Иродиада сама не воодушевила его на казнь святого пророка (Мр. 6:19-28). Только под влиянием жены язычницы Иезавели израильский царь Ахав осмелился враждовать против грозного пророка Илии (3 Цар. 19:1). Наш праотец Адам жил в раю, с легкостью исполнял Божию заповедь и не собирался слушать никакого змея. Но он не устоял и впал в грех тогда, когда хитрый змей ввел его в искушение не сам, а через вдохновительницу Еву (Быт. 3:6, 12).

Примеры истории должны заставить задуматься наших женщин, которые в своих семьях могут стать как источником всякого блага, так и зла. В 1990-е годы было немало случаев, когда укоры жен довели уволенных с работы мужей до самоубийства.  В семьях, где жена перестала быть вдохновляющим началом для своего мужа, перестала верить в его способности, осыпает постоянными упреками, там мужчина постепенно спивается, морально опускается, либо «спасается» бегством к другой женщине.

Но есть и множество противоположных примеров, когда вера жены в своего мужа, ее поддержка, ободряющая улыбка, ее вдохновляющая сила спасали и поднимали человека из самого глубокого падения. Возьмем для примера заграничную переписку Ф.М.Достоевского с женой (1866-1874), где со всей очевидностью открывается подвиг его супруги, которая любовью, терпением и верой спасла великого писателя от неизлечимого духовного недуга игромании.

Идеалом для христианских женщин является «вторая Ева», Пресвятая Богородица, Пречистая Дева Мария. Она стала вдохновительницей всей Церкви Христовой. Вспомним, что именно Она вдохновила Своего Сына в Кане Галилейской на совершение первого чуда (обращения воды в вино). На протяжении тысячелетий Она продолжает воодушевлять Своего Сына на спасение и чудесную помощь бедствующим людям. О чем свидетельствует, например, событие, изображенное на иконе Покрова Пресвятой Богородицы.

Воодушевленный явлением Пречистой Девы преподобный Роман Сладкопевец V-VI в.) украсил Церковь своим необыкновенным поэтическим талантом. Через чудотворную икону («Троеручицу») исцелив отсеченную руку святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), Она вдохновила его наполнить Церковь музыкальными и поэтическими творениями.. В Царьграде, по свидетельству самих греческих мастеров, Пресвятая Богородица снабдила их деньгами и побудила отправиться в Киев, чтобы там воздвигнуть и расписать величественную Успенскую церковь (XI в.).

Матерь Божия стала вдохновительницей всего христианского монашества, Она справедливо именуется Игуменией Афонских монастырей. Мы знаем, что Она являлась и нашим русским преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, вдохновив их на молитвенные подвиги. Да и всем нам разве не хотелось бы увидеть Ее ободряющую улыбку и услышать: «Сей нашего рода».

Итак, в том случае, когда люди объединяются в семью для того, чтобы помогать друг другу в борьбе со злом и готовиться к вечной жизни, их семья становится домашней Церковью. Освящение домашней Церкви происходит в таинстве Венчания. В такой семье все устраивается по образцу великой Церкви. В храме есть иконостас, и в семье устраивается домашний иконостас, перед которым все собираются на семейную молитву. В храме священник читает Писание, благословляет прихожан. И в семье отец возглавляет молитву, читает Евангелие и благословляет домочадцев. Если семья видит отца не с бутылкой, а с Библией в руках, и слышит от него не ругань, а слова благословения, то авторитет отца становится священным и возносится на недосягаемую высоту. Сам Бог вразумляет такого отца и ниспосылает через него на семью Свои благословения.

В верующей семье жена верит в добрые качества своего мужа и в своих детей. Подражая Божией Матери, она на всю жизнь становится их вдохновительницей к свершению славных и святых деяний.

Молитвой о прощении грехов усопших предков, совместной борьбой с греховными влечениями, регулярным обращением к церковным таинствам верующая семья преодолевает и искореняет родовые грехи.

С устроением семьи как домашней Церкви у нас появляется надежда, что освящением семьи за семьей, рода за родом, очистится и освятится весь народ.

Будущее нашего народа напрямую зависит от благополучия семьи. Будущее русской семьи видится в преображении ее в домашнюю Церковь.