Слово митрополита Омского и Таврического Владимира к выпускникам Омской духовной семинарии 2023 года

image_print
2023.07.13 Омская духовная семинария. Выпускной акт (38)

Ваши Преосвященства!

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Дорогие выпускники!

 

Этот год, как вы знаете, для нашей семинарии в каком-то смысле юбилейный. В 2013 году Омская Епархия обратилась в Учебный комитет Русской Православной Церкви с прошением о переводе Омского Епархиального Духовного училища на программу четырехлетнего бакалавриата. Учебный комитет это прошение удовлетворил. Тем самым был сделан первый важный шаг в преобразовании среднего духовного учебного заведения – училища в высшее духовное учебное заведение – семинарию, что и произошло тремя годами позже, в 2016 году. Многие из присутствующих здесь помнят время становления нашей семинарии, когда добавились новые дисциплины, когда мы получили это прекрасное здание, в котором сейчас находимся, и стали приспосабливать его к нуждам православного ВУЗа… Да, прошло уже десять лет, а кажется, что все это было только вчера.

Время летит быстро. И с этой простой и общеизвестной мысли мне бы хотелось начать, дорогие выпускники, это обращение к вам. Ведь вы с сегодняшнего дня выходите на путь самостоятельного служения, путь славный и трудный, на котором вам придется идти среди многих сетей. И самые опасные среди них не те, которые ставит на нас враг рода человеческого, и не те, которые, кто по злобе, кто по незнанию, ставят на нас другие люди. Самые опасные сети – это те, которые мы сами разбрасываем пред собою. И одной из таких опасных сетей является беспечность.

Ведь многим из нас, и это не секрет, в молодые годы кажется, что спешить особенно некуда, впереди вся жизнь, что не успею сегодня – сделаю завтра, а завтра не сделаю – ничего страшного, вон еще сколько времени… И вот – одно дело не сделано, второе, третье… Проходят годы, количество несделанных дел и упущенных возможностей все множится, а вместе с этим приходит и чувство горечи, уныния, недовольства собой и, особенно, окружающими. Ведь такой человек чаще всего склонен обвинять в том, что что-то не сделал, не себя, а других: мол, помешали, или не помогли, или не так помогли, как мне хотелось…

Особенно это опасно для тех, кто выбрал путь священнического служения. Ведь наша задача – это спасение людей, забота об их духовном возрастании, распространение Слова Христова… А каждое незавершенное или только наполовину сделанное дело – это чья-то неспасенная душа; это кто-то, оставленный без духовного окормления; это плохо подготовленная проповедь; это небрежно отслуженное Богослужение; это торопливо и формально совершенное Таинство исповеди, и многое, многое другое, что, к сожалению, не редкость в нашей церковной жизни. И все нам кажется, что в другой раз, когда будет больше возможностей, мы всё сделаем, как надо; но этот другой раз всё не наступает. Он, дорогие мои, и никогда не наступит. Потому что тот, кто не умеет с юности своей мудро распоряжаться тем временем, которое дает нам Бог, который откладывает все «на завтра», никогда этого благоприятного «завтра» не дождется; а дождется, напротив, только великого осуждения за все неисполненные им дела.

Как писал выдающийся богослов позапрошлого столетия епископ Лаврентий (Некрасов), «Творец времени бережет время, а мы его расточаем. Он спешит делать наше спасение, а мы откладываем. Утром говорим: начну в полдень. В полдень – отложу до вечера. Вечером – “это еще не последний час”. В юности отлагаем спасение свое до зрелого воз­раста, в зрелом возрасте отлагаем до старости; в старости – до последней болезни. После этого нет ничего невероятного, что нощь смертная, когда никто не может делать, застанет нас совершенно не готовыми стать на суд».

Будьте же, дорогие выпускники, бережливы в отношении того времени, которое вам дано; старайтесь не терять попусту ни дня, ни часа, ни минуты. Пока вы пребывали в стенах нашей семинарии, ваше времяпровождение было разумно определено расписанием учебных занятий, послушаний, служб и мероприятий, в которых вы принимали участие. Теперь, покидая стены семинарии, вы уже сами должны планировать свое время. И делать это следует так, чтобы это наиболее полно соответствовало вашему призванию, чтобы вы могли полнее использовать те знания и навыки, которые вы получили за годы учебы, совершенствовать их ради спасения своей души и душ вверенной вам паствы, всех людей, которым вы должны нести слово Божие. Помните, что дни лукавы (Еф. 5, 16), учитесь беречь и максимально полно наполнять делами каждый день, дарованный вам Господом.

Однако не стоит впадать и в другую крайность, которая не так редка сегодня: когда человек наполняет свои дни торопливой суетой и внешним многоделанием. Это, по сути, есть обожествление времени, превращение его в какой-то идол. По такому принципу живут многие люди, далекие не только от Церкви, но даже от простой человеческой морали. «Время – деньги!», вот формула такого торгашеского отношения ко времени, которое пытаются насадить у нас вместе с другими «современными» (в кавычках) ценностями. Как часто встречаешь людей, которые пребывают в постоянной спешке, в постоянном страхе чего-то не успеть. Такие люди вечно куда-то спешат; постоянно с тревогой поглядывают на часы.

Об этом состоянии, в котором пребывают сегодня многие, очень точно сказал приснопамятный митрополит Сурожский Антоний: «Мы все находимся во власти времени, но по своей вине, время тут ни при чем. То, что время течет, и то, что мы куда-то спешим, – две совсем разные вещи. Спешить – это внутреннее состояние; действовать точно, метко, быстро – это дело совсем другое».

Что происходит? Вместо того, чтобы быть хозяином своему времени, разумно его используя, человек оказывается его рабом, поскольку пытается успеть все, не отделяя главное от второстепенного, необходимое – от излишнего и душеполезное – от вредного. Такая торопливость погружает православного человека в суету, отвлекает от единого на потребу – от молитвы, от чтения и слушания Священного Писания и творений святых отцов, от душеполезных бесед и благочестивых размышлений. Ведь перегружая себя внешним деланием, человек просто пытается уйти от проблем своей внутренней духовной жизни, становится духовно пустым и холодным.

Поэтому, дорогие выпускники, старайтесь в отношении своего времени держаться золотой середины: распоряжайтесь временем, как Божественным даром, но не обожествляйте его; не растрачивайте его впустую, наполняйте его делами, но не суетитесь, не пытайтесь угнаться за всем и успеть всё. Спасение, обещанное нам, – не во времени, но в вечности; время – лишь орудие, инструмент, который может послужить нам как во спасение, так и в погибель. Времени не бывает ни много, ни мало – все зависит от нас, от нашего отношения к нему, и главное – от нашего отношения к Создателю, Который есть и Творец времени. Именно к Нему следует молитвенно обращаться, когда вы будете что-то не успевать в ваших делах. Ибо Тот, Кто сотворил день и ночь (Быт. 1,5); Тот, Кто по молитве Иисуса Навина остановил движение светил (Нав. 10, 12-13); Тот, у Кого один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8), – Тот и всегда подаст вам время, потребное для осуществления благих и угодных Ему дел.

Помните об этом, дорогие выпускники, вступая на самостоятельное поприще; благоразумно распоряжайтесь вашим временем, вашими знаниями, вашими талантами, ибо все это дал вам Господь ради вашего спасения, и все это Он, видя ваши труды и благие устремления, может умножить, а может и отнять, если вы будете нерадивы, суетны, унылы и беспечны. Не забывайте об этом, не забывайте полученные вами знания и опыт, не забывайте друг друга, поминайте друг друга в своих молитвах, а также всех тех, кто не жалея своего времени и сил эти годы растил и воспитывал вас – ваших преподавателей и наставников. Будьте мудры, как змии и просты, как голуби (Мф. 10, 16).

Благодать Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами!

Аминь.