Есть у города святой (о свщмч. Сильвестре Омском)

image_print
035 20160522 Крестный ход Омск IMG_9214

Позвольте в нашем не богоборческом, но по-прежнему в суровом обществе приложиться к мощам святого. Не осудят и поймут. Читая акафист Сильвестру Омскому, отдаёшь дань уважения и почитаешь. Он поможет – помолится. Только попроси…

Нет зазорного в том, чтобы просить у Бога здоровья, благополучия – себе, близким и окружающим, которых и не знаешь, возможно. Если уповаем на Бога, то почему бы не надеяться и не просить благ у Омского святого, который отдал за веру жизнь. Чудотворные мощи священномученика Сильвестра Омского находятся в Успенском кафедральном соборе. Прикладываюсь, молюсь.

Что значит понятие СВЯТОЙ и почему им становится именно владыка Сильвестр (Иустин Львович Ольшевский)? Выйдите на улицу и спросите – ответят, думаю, многие. Например, на моей лестничной площадке живёт один православный христианин, регулярно причащающий ребёнка, а второй – язычник, обвешенный амулетами-идолами, но оба знают о священномученике Сильвестре Омском и его мощах в соборе около кинотеатра им. Маяковского. Поговорить можно с одним и со вторым. Но язычник норовит поддеть и задать каверзный вопрос.

– Как, Витя, обыкновенный человек стал святым? – спрашивает Николай, улыбаясь. – Он ведь грешил, наверное, не меньше окружения. Сам подумай… а мощи в соборе – что они дают?

Действительно, если не искать соответствующую информацию в интернете, то остаётся спросить у прихожан, читающих акафист и прикладывающихся к мощам, а также – получить компетентную консультацию у батюшки. Пожимая мясистую руку соседа-язычника, так и делаю – спешу сначала к отцу Константину Беспалову, а затем общаюсь с прихожанами.

– Почему Сильвестр Ольшевский стал святым? – спрашиваю у батюшки.

– Давай послушаем, – предлагает иерей Константин, служитель Успенского кафедрального собора, в центре Омска. – Пойдём издалека. Ко многому лучше прийти не сразу, Виктор, чтобы понять.

– Как скажите, отец, – соглашаюсь.

– «Нет ничего тайного, что не стало бы явным», — так гласит библейская мудрость. Наш город Омск и наш Собор причастен к этому высказыванию. Некогда цветущая епархия степного края с обилием храмов и монастырей, социальных и миссионерских проектов Церкви ушла в небытие. В 1917 году новая богоборческая власть установила свои порядки, не было места духовности и Богу в жизни человека. По крайней мере, так думали… Но прошли годы, советская власть ушла, и наша страна столкнулась с невиданной свободой, которую человек стал применять в прямом мирском понимании этого слова.

Русское сердце всегда тяготело к Богу и, несмотря на разгул страстей, начинает прорастать семя веры, обильно удобренное молитвами святых тысячелетней России и кровью новомучеников. Так и в нашем городе Омске на рубеже трёхсотлетней его истории стали возвращаться к истокам возникновения города и духовной его жизни. Происходит открытие храмов и молитвенных комнат. В этом вопросе начинают обращаться к историческому наследию и люди удивляются, когда узнают о богатой духовной жизни нашего города.

– Батюшка, а Сильвестр-то как стал святым? – тороплюсь. Не знаю, почему я часто тороплюсь и сразу хочу, чтобы отвечали именно на поставленный вопрос.

– Погоди, Виктор, – примирительно поднимает руку отец Константин.

– К концу советского периода остаются единицы действующих храмов. К 2000 году их уже сотни, встаёт вопрос об историческом облике города, а визитной карточкой города Омска был Успенский кафедральный собор. Этот собор узнавали в любых частях мира. Но город Омск был богат ещё на духовно образованных людей. От простых мирян до духовенства и чиновников. Яркой личностью в истории нашего города можно отметить архиепископа Сильвестра (Ольшевского). Долгое время не было никаких документальных сведений о судьбе архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра. В 1998 году архиепископ Сильвестр причислен к местночтимым святым Омской епархии, а в 2000 году был прославлен в сонме новомучеников российских, – что-то батюшка рассказывает, а что-то зачитывает из большой и красочной книги. – В 2005 году начинаются реставрационные восстановительные работы на месте взорванного в 1935 году Успенского кафедрального собора. 16 июля, которое являлось днём закладки строящегося собора, теперь в 2005 году стал днём обретения мощей архиепископа Сильвестра. Захоронение Владыки находилось под мраморной плитой, замаскированной под пол. 21 июля гроб с большей частью мощей был поднят, по исследованию обретённых остатков судебной медкомиссией была подтверждена принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру. Таким образом, приоткрылась тайна мученической кончины и погребения мощей священномученика Сильвестра до конца исполнившего свой христианский и пастырский долг служения Богу и своему Отечеству. Почему же Бог прославляет не только имя человека, но и его мощи по смерти? За этим ответом можно обратиться к жизни святого. Он  родился 1 июня 1860 года в Киевской губернии в семье дьякона Льва Ольшевского. Детство святителя было наполнено впечатлениями от православного богослужения. Когда пришло время, родители определи Иустина в Киевскую духовную семинарию, где он обратил на себя внимание начальства прилежанием к богословским наукам и добрым нравом, молитвенной настроенностью души. В 1883 года он окончил семинарию и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1887. Свою жизнь он посвятил миссионерству среди сектантов и раскольников. Он видел заражение общества новыми идеями, пришедшими с запада для разрушения тысячелетней России. Будучи миссионером, он приобретает огромный опыт, какой не всегда бывает у приходского священника. Наблюдая сектантское движение и его развитие в государстве, среди народа, Иустин увидел масштаб и значение той угрозы, которая нависла со стороны сектантства над русским народом и над самим существованием русского государства. Не один миссионерский съезд Полтавской епархии не обходится без Иустина Львовича. Увидев в лице Иустина Львовича столь ревностного труженика, епископ полтавский Иларион предложил ему принять сан священника. 2 февраля 1892 года епископ Иларион рукоположил миссионера во священника. Когда отец Иустин принял священный сан, то сразу повёл жизнь истинного монаха в миру. Стало ясно, что он являет в своём лице пастыря высокого христианского душенастроения и мировоззрения. Пастырь исключительной силы воли и характера. Епархиальное начальство, видя его ревностную деятельность на церковном поприще, неоднократно предлагало принять сан архиерея, но отец Иустин по своему смирению всякий раз отклонял предложение. 23 декабря 1910 года архиепископ Назарий постриг протоиерея Иустина в монахи с наречением ему имени преподобного Сильвестра Печерского. И только в 1910 года дал согласие на возведение в сан епископа. 16 января 1911 в Александро-Невской лавре состоялась хиротония архимандрита Сильвестра в епископа Прилукского с оставлением в Полтавской епархии. 13 ноября 1914 года он был назначен епископом Челябинским.

А 4 июня 1915 года получил указ о назначении епископа Омского и Павлодарского. 8 августа 1915 года Владыка Сильвестр прибывает в Омск. Известны его приветственные слова: «Христов мир степной стране сей, Богом вручённой нам пастве омской. Христов мир Богом спасаемому граду сему. Христов мир вам возлюбленные братья, сестры и чада». В начале 1918 года к власти в Омске приходят большевики, Владыка Сильвестр остаётся там и не уходит с отступающими колчаковскими войсками. Заняв город, большевики, сразу арестовали Владыку Сильвестра, они требовали отречения от веры и истязали его в течение 2 месяцев, цинизм новой власти был в том, что уничтожая не только простых граждан, но и известных людей, палачи не оставляли официальных свидетельств. Но у Владыки было слишком много духовных чад, которые добывали сведения о его судьбе. По преданию — в застенках НКВД священномученик Сильвестр претерпел самые жестокие пытки, в конце концов палачи прибили руки архиерея к полу, распяв его, и раскалёнными шомполами прижигали тело. Святитель принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года, отныне это день его памяти. Людям из окружения Владыки Сильвестра каким-то чудом удалось уговорить стражу тюрьмы, чтобы тело убиенного было отдано для христианского погребения. Всё делалось в строжайшей тайне, так что в течение десятилетий в Омске не было распространено ни слухов, ни легенд о возможном месте захоронения Владыки. Вот какое чудо явил Господь – с восстановлением Успенского собора были обретены его святые мощи, и теперь престол нижнего храма собора освящён в честь священномученика Сильвестра, а его мощи пребывают в соборе. Ежедневно у мощей Владыки совершается Акафист, и все верующие могут приложиться к честным мощам. Очень много произошло чудес и исцелений от мощей. К нему прибегают, чтобы получить облегчение в болезнях, чтобы наладилась семейная жизнь, благодарят за получаемое, но самое важное – у него просят мудрости и крепкой веры в Православие, помня его подвиги как православного миссионера и крепкого заступника.

Покидаю батюшку. До чтения акафиста Сильвестру Омскому остаётся минут пятнадцать. За это время можно поговорить с прихожанами. Спрашивая о мощах святого человека, не представляюсь – экономлю время. Прихожане Успенского кафедрального собора – люди отзывчивые и доверчивые.

– Добрый день, как вас зовут, и что вы чувствуете, когда прикладываетесь к мощам? – спрашиваю быстро, наверное, испытывая судьбу – попробуйте также сразу обратиться к человеку на улице.

– Я – Нина, – незамедлительно и спокойно отвечает женщина лет пятидесяти пяти. – Я чувствую благодать и трепет. Не могу теперь без этого. Мне нужна помощь. Думаю, всем нужна помощь, просто многие скрывают.

– Какие у вас проблемы? – уточняю и объясняю на всякий случай. – Понимаете, Нина, у меня задание редактора.

– Всё хорошо, – смирено и по-прежнему просто отвечает она. – Я рада, что вы спрашиваете.

Вот бы каждый отвечал как эта добрая женщина – не напрягаясь и располагающе.

– У меня четверо детей, и два внука, – рассказывает она. – У Степана и Артёма не складываются отношения с жёнами. Я прошу Сильвестра, чтобы помог. Молюсь редко, то времени нет, то ещё что-то, оправдания одни, в общем. Стала посещать храм чаще и просить Его, читать акафист. Вижу, что дети перестали жаловаться, Артём ходит спокойный, а Степан хотел уехать на север, подальше от жены, думаю, а теперь нашёл работу лучше и всё у него благополучно. Слава Богу!

Встречаю мужчину исполинского роста и сложения, он раздаёт папки с листами акафиста прихожанам, помогает батюшке.

– Что вы здесь забыли? – смотрю на него добродушно.

– Я – Иоанн, раб Божий, – отвечает он тоже добро. – Впадаю в уныние и прихожу к священномученику Сильвестру. Мне больше сорока, в этом возрасте наваливается столько проблем со здоровьем, что хоть вой. Тебе сколько лет, парень?

– 29, – пожимаю плечами.

– В сорок почувствуешь, поверь, – ласково дотрагивается до моего плеча. – Я – атлет, у меня уже болит плечевой сустав. Я – сильный человек и не привык, что ноет спина. Потом упало зрение. Смотрю на мелкий шрифт на упаковке лекарств и не вижу слов – сливается всё, понимаешь? Очки не носил сроду. Послушал вот старшего товарища и читаю акафист со всеми. Не чувствую ни боли, ни уныния. Очень благодарен Богу, который ниспослал угодника Сильвестра. Он как проводник Божьей силы, слушает и молится за тебя.

Встречаю маму с дочкой. Они вместе читают нараспев. Дочка Алина говорит слегка наивно, что мама приучает её регулярно посещать храм и читать православную литературу. Девочка закончила пятый класс, это весьма вдумчивый и осознанный ребёнок.

– Мне здесь нравится больше, чем возле подъезда, – признаётся Алина. – Мы очищаемся, когда молимся и прикасаемся к мощам. Всегда есть, что просить. Проблем у всех достаточно.

А вот что присылает на электронную почту Людмила Григорьевна Ленартович, методист БУ ОО ДО «Центр духовно-нравственного воспитания «Исток», отличник просвещения Российской Федерации:

– Я прикладываюсь к мощам, прославленных Богом святых, более 30 лет. Впервые я преклонялась перед святостью мощей Александра Невского в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Перед ракой святого я испытала такой трепет, что от волнения прикасаясь к святыне, не успела ничего промолвить. Потом я очень сожалела об этом. И только вечером, я поняла, что весь день у меня прошел просто замечательно, времени оставалось мало, но я везде успела и все дела переделала. Это было невероятно. И тут меня осенило, что это и есть помощь святого в том, в чем я больше всего нуждалась. Это сильно укрепило меня в вере и благоговейном отношении к святыням. Я считаю, что прикладываться к мощам нужно тем, кто осознал в этом чудотворную молитвенную необходимость. А для тех, кто это ещё не осознал, мне бы хотелось напомнить слова о поклонении мощам преподобного Ефрема Сирина: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа».

Кандидат исторических наук Алексей Мытьев, преподаватель одного из местных университетов, утверждает, что приложившись к мощам священномученика Сильвестра Омского, защитил на «отлично» диссертацию по теме: «Парадокс Чёрного квадрата у Малевича-супрематиста».

– Прочитал «Азы православия» Александра Преображенского, понял: стоит соприкоснуться с теми, кто вымучил и заслужил, – объясняет Алексей по телефону. – Советские даже неверующие, а изуверы распяли Сильвестра как Иисуса Христа, будто за грехи людские, хотя ничего плохого не сделал. Не могли вывезти в степь и оставить, нет же – кололи раскалёнными шомполами до смерти.

Отзывов о чудотворных мощах – хоть отбавляй. Такое впечатление, что можно услышать потрясающее каждый раз, когда приезжаешь в Успенский кафедральный собор и разговариваешь с прихожанами. Давайте делиться чудесами открыто, глядишь, станет легче и нашим соседям и тем, кого мы даже не знаем.

Я прикладываюсь к мощам священномученика Сильвестра Омского, прошу помочь сделать меня мудрее и крепче. Не сбиться с пути и принести пользу, как родным, так и окружающим. Есть у родного города святой человек, который помогает из Царствия Небесного. И Слава Богу!

Виктор Власов