Православие спасёт мир?

image_print
DSC6335

Виктор Власов

Неожиданно для себя озадачиваюсь вопросом пользы родной церкви, православия и тем, сколько знакомых авторов готовы разрабатывать данную тему, донося до читателей  благие смыслы. С большущим удивлением выясняю, что мои омские знакомые авторы и товарищи по писательскому цеху, во-первых, не желают что-либо пропагандировать безрезультатно и бесплатно, а во-вторых, то ли стесняются церковных тем или даже боятся.

– Вить, пишем о чём угодно, только не о православии, здесь тебе другие помощники и советчики нужны, – отзывается один авторитетный немолодой журналист, руководящий издательским концерном. Не коммунист, кстати. – Специалисты, видимо, в этой области помогут намного лучше, чем я.

Дело в том, что с православием я имею дело, так сказать, недавно – заинтересовался месяца два-три назад. Здорово, что помощники, толкователи и просто хорошие люди-волонтёры всё-таки есть. В школе на работе, где преподаю английский язык – это учитель ОРКСЭ Наталья Викторовна Курьякова, в Омской епархии – батюшки и методист Светлана Петровна Баранцева (глядишь и другие работники секторов подключатся, предоставят необходимую информацию для публикации). И нельзя не сказать о том, что двух, наверное, известных Омску православных авторов я знаю и немало читал: Петра Фёдоровича Алёшкина и Николая Владимировича Переяслова, москвичей и авторов, регулярно печатающихся во многих литературных и публицистических журналах. Один доктор исторических наук и редактор крупного молодёжного портала, второй – просто автор огромного числа рассказов и статей. Но находятся эти люди далеко, и поддерживать с ними связь по тому или иному поводу не всегда к месту.

Так спасёт ли православие наш мир? Или не мне задаваться данным вопросом, поскольку неверующих гораздо больше, чем верующих. Не верить, конечно, легче, чем верить – это ясно как жара летом или холод зимой, по крайней мере, в моей Сибири, в Омске. Однако работать в этой области мне хочется несмотря ни на что. Никогда не поздно выбрать свой путь.

За ответами на вопросы прихожу в самый большой храм города Омска – в Успенский кафедральный собор. Замечательно выступивший на мастер-классе батюшка Константин Беспалов служит именно там. В поисках общительного священника обхожу половину храма – в нём теряюсь, настолько он огромный. А цокольный этаж походит на лабиринт, его коридоры и помещения людные, заполненные детьми, их родителями. Работают воскресные школы для детей и взрослых, а также военно-патриотические кружки. Оборудование для обучения в храме современное, словно в центральных омских лицеях и гимназиях. Здесь простор, много места, есть, где расположиться и побеседовать со священнослужителями. В зале для конференций я получаю ответы на свои вопросы.

– Расскажите батюшка Константин об истории храма? – прошу. На вид иерею Константину Беспалову даю лет тридцать пять и почти угадываю, ему лишь 37. Понятным и простым языком батюшка рассказывает и цитирует впоследствии общения:

– Омск нуждался в большом Соборе, это из-за малой вместительности близ лежащего Воскресенского собора. Потому и идея создания нового храма поддерживалась населением города, а окончательное решение о его строительстве  воодушевило многих людей. Успенский собор сначала назывался Вознесенским, таким он закладывался цесаревичем Николаем Александровичем Романовым. А приурочили закладку собора как раз к его приезду, когда он был в своём путешествии с востока на запад, из Японии в Москву добирался. В 1891 году в июле произошла закладка собора. Большое стечение народа – радость неимоверная… Сам цесаревич посетил город Омск. И потом на 3 года строительство остановилось из-за нехватки финансирования, так как государство не особо выделяло денежные средства на такие проекты. Возводился храм на средства Святейшего Синода, кабинета Его Величества, Омской городской думы, пожертвования московского, санкт-петербургского, сибирского купечества, военного и гражданского чиновничества Сибири, простых горожан. Собор был построен в 1898 году, но уже освящён в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Собор был грандиозный по тому времени, стал жемчужиной омской архитектуры. Собор был возведен архитектором Эрнстом Виррихом, который взял за основу проект храма Спаса-на-Крови в Петербурге. Наш собор представлял собой древнерусскую архитектуру. Успенский собор стали печатать на марках, на фотографиях, писать на картинах, по нему в мире узнавали Омск.

– Как и когда православие спасёт мир? – однажды этот вопрос задаёт мой творческий наставник по имени Николай Михайлович Трегубов, поэт и редактор омского литературного журнала «Преодоление», когда завожу разговор о Боге и Православии.

– Вопрос очень интересный. Господь спас мир, когда явил Себя ему. Своей Крестной Жертвой и пролитой за нас Пречистой Кровью Он спас всё человечество от вечной смерти. Помним слова Спасителя, Царствие Божие не от мира сего, поэтому неясно, какой мир понимается и какое спасение ждёт современный человек, Виктор.

– Стоит ли воспринимать критику на библию и на религиозные реалии?

– Нападки всегда были на христианство. Что интересно, говоря языком обывателя, Господь дал человеку свободу выбора. Хочешь быть с Богом или с дьяволом, со светом или тьмою. Мы сотворены по Его подобию. Потеряв Рай, человек остался без связи с Божьей Благодатью, но Господь не терял эту связь. Никогда. У каждого свой путь. Господь определил путь человека к Богу – через Евангелие, через историю  ветхозаветного предания. Устанавливается завет между человеком и Богом. И Господь говорит, как поступить, чтобы не потерять нить вечной жизни. И человек делает свой свободный выбор. Авраам делает свой выбор, идёт за Богом, в смирении, в послушании – это ангельское служение, Виктор. Господь освящает жизнь ветхозаветного человека, ведёт его по этому пути. Бог не оставляет человека, даже после падения в грех, а любит его, старается поддержать. Критику на Библию нам полезно воспринимать – потому что мы должны видеть несовершенство человеческой природы. Вся ветхозаветная история пронизана этим опытом. Как только человек забывал о своём Творце, как только роптал и критиковал Бога, забывал о его существовании, Господь оставлял человека, попускал испытания, как было в иудейском народе и в современное время. Мы знаем египетское пленение, мы видим совершенно новую историю, это спасение израильского народа от смерти – кровью пасхального агнца. Мимо ведь прошла смерть, когда дверные косяки были помазаны кровью. А затем события из Нового Завета, в мир приходит Божий Сын Иисус Христос, олицетворяя собой жертвенного агнца. То есть кровь пасхального агнца из Ветхого Завета становится кровью Господа нашего Иисуса Христа – из Нового, Виктор.

– Светлана Юльевна – мой учитель языкознания из МИИЯ, где я учился. Она кандидат наук, умнейший человек. Экзамен я сдал с пятого раза… Как-то сказала на лекции, что на языковом уровне никто из учёных не может доказать пришествие Христа. Какие, батюшка Константин, по вашему мнению, есть письменные памятники-свидетели?

– Памятник письменности в виде Евангелия – Библии, Виктор. Наша вера – есть свидетельство апостолов. И мы как свидетели существования Благодати Божией несём это из поколения в поколение. Крест Животворящий, который нашли равноапостольные царица Елена и Константин. Благодатный огонь, исходящий на Пасху каждый год – это есть лишь в православии. А в одной только Киево-Печерской Лавре сколько нетленных мощей святых… Сколько чудес, исцелений, благодати получают люди по своим молитвам и твёрдой вере.

– Как относиться к сектантам? Что они делают вообще?

– Сектанты исказили учение, которое нам донесли апостолы. Человек открыл, почитал библию и говорит, что у него появилось просветление и сам от себя начинает толковать Божие Слово. А где учение апостолов, святоотеческие труды? Незачем основывать новое –  нужно достойно продолжить то, что нам было передано. Проблема у всех еретиков одна, своё учение о Боге. В этом корень зла. Камень нашей веры – есть Христос, а фундамент, на камне которого стоит наша Церковь есть апостолы, мы же – стены этого храма. Из этого можно сказать, любая псевдо-христианская конфессия не имеет прочного фундамента, а что будет в основе – то  в голове и в сердце.

– Что такое труд священника? Спрашивал у знакомых – говорят в общем.

–Труд священника – донести до людей Слово Божие. Служба соборного священника ежедневна. Он постоянно находится в духовном тонусе, который выражается в ежедневном богослужении, в общении с людьми. Ответ на любой вопрос священник ищет в Евангелии и трудах отцов Церкви. Он всегда находится в обучении. Священник зачастую соприкасается с радостью и с горем человека. Здесь он должен подобрать такие слова, чтобы укрепить каждого приходящего. Откуда эти слова – только из живоносного источника, от Господа нашего Иисуса Христа. Никакой человек не может дать вечную жизнь другому человеку, потому что не может обещать самого главного – спасения от вечной смерти. Это нам даёт Бог. Наша обязанность  донести людям  эти простые истины – учение Церкви.

– Думаю, что читателю, местному и тому, кто в скором времени переберётся в Омск, будет полезно узнать, какие секции работают в Успенском кафедральном соборе.

– Есть воскресные школы – для детей и  взрослых. В соборе ведут обучение прекрасные преподаватели Омского духовного училища – диакон Михаил Морозов, выпускник Московской духовной Академии и Сараев Игорь Эдуардович. Действуют военно-патриотические и театральные кружки для детей, которые окормляет иерей Олег Ганженко, выпускник Ленинградского театрального института. В храме ведутся огласительные беседы для людей, которые хотят принять святое Крещение.  В храме мы  постоянно принимаем гостей из разных уголков нашей планеты, рассказывая об истории возникновения собора, его мученичестве и воскресении.

Наблюдая и слушая доброжелательного батюшку Константина, о деятельности которого пишут в Православной газете «Благовещение», хочется больше узнать о христианстве, проникнуться учением святых отцов. Стать грамотным и терпеливым человеком.

Приобщение к православию путь для меня новый и неизведанный. Не думаю, что нужно бояться и слушать множество отзывов. Есть сердце – к нему прислушаться не грех.