Эффективное взаимодействие государственно-общественных институтов и роль семьи в защите прав детей: отечественный и зарубежный опыт

image_print

Гарафутдинова Н.Я., к.э.н, доцент

Широбоков С.Н., директор филиала к.п.н., доцент

 

Эффективное взаимодействие государственно-общественных институтов и роль семьи в защите прав детей:  отечественный и зарубежный опыт

Об эффективности взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования и общественными педагогическими и право-просветительскими организациями упоминают многие авторы современных концепций развития гражданского образования в России и за рубежом. Обучение и воспитание это многогранный процесс, который не может ограничиваться только школьной программой, и интересы, и способности каждого ребёнка должны получить развитие с ранних лет с учётом его индивидуальных способностей еще в организациях развивающего характера для  развития возможностей детей младшего возраста, а так же в учреждениях дошкольного образования. В соответствии с Концепцией развития образования детей, принятой Правительством Российской Федерации 29 августа 2014 года на период до 2020 года дополнительными программами будет охвачено не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. В настоящее время эта цифра составляет 62%.

Будет расширена возможность выбора детьми программ дополнительного образования, будут сформированы эффективные механизмы финансовой поддержки участия детей в системе дополнительного образования. Для семей с детьми посредством создания дополнительного информационного ресурса, будет расширена полнота и объём информации о конкретных организациях и дополнительных образовательных программах.

Будут сформированы эффективные механизмы государственно-общественного, межведомственного управления системой дополнительного образования детей. Кроме того, будет реализована модель адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одарёнными детьми.

Будет обеспечено высокое качество дополнительных программ за счёт создания  и работы учреждений образования в конкурентной среды, привлечения высококвалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и аккредитации на основе развивающей системы саморегулирования.

Наконец, будут созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнёрства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных образовательных средств и продукции российских производителей для оснащения образовательных программ.

На решение этой задачи направлена принятая Концепция, причём основной упор на её исполнению, конечно, будет в регионах, потому как именно там находятся эти специализированные учебные заведения.

В коллективной работе “Права человека в России: прошлое и настоящее” содержится точка зрения на содержание и методы преподавания гражданского образования.  исследователи считают, что гражданское образование представляет собой составною часть образования, нацеленную на социализацию личности. Гражданское образование использует свои специфические цели, используя при этом разные области знания, оно вправе требовать для себя автономии, относительной самостоятельности в рамках школьного обществознания. [1]  Цель обществознания ученые видят в передаче политических ценностей общества, с акцентированием внимания на патриотизме и истории, а также на индивидуальных правах школьников. Фундаментом гражданского образования является обучение основам демократии. В содержание гражданского образования авторы вкладывают обучение основам государства и общества, демократическим ценностям. Этот процесс не следует ограничивать школьным предметом, его необходимо распространять за пределы официальной школьной программы. Каких результатов можно ожидать от таких шагов? Прежде всего дополнительное образование должно стать более доступным и при этом сохранить расширить свою основную характеристику. В связи с тем, что каждый ребенок самостоятельная личность и образование абсолютно основано на индивидуальном подходе к ребёнку, на возможности формировать и развивать его индивидуальные образовательные траектории. Здесь необходимо выработать чёткие требования к различным категориям детей и представляемых им образовательным услугам, создать открытые информационные материалы, у, в том числе с учётом потребностей детей с ограничениями по здоровью.

Взаимодействие государственно-общественных институтов в защите прав детей   явилось актуальной темой для обсуждения в рамках Первого международного форума, в котором приняли участие депутат Законодательного Собрания Омской области, Председатель комитета по социальной политике, член комитета по законодательству Бережной Вадим Григорьевич, главы администраций Тарского и Знаменского муниципальных образований Омской области Зуйков Сергей Васильевич и Дюборев Василий Иванович, заместители глав по социальным вопросам, представители комитетов по молодежной политике муниципальных районов, ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних, представители Русской Православной церкви во главе с Епископом Тарским и Тюкалинским Савватием, а также представители научно-образовательных организаций, расположенных на территории Тарского муниципального образования, представители  Омского государственного педагогического университета и его филиала в г. Таре, Института непрерывного профессионального образования ОмГПУ, Института повышения квалификации педагогических работников «Орлеу» по Костанайской области (Казахстан).

В своем докладе депутат Законодательного Собрания  Омской области Вадим Григорьевич Бережной рассказал об основных документах и программах, принятых на уровне Российской Федерации и Омской области, регулирующих права детей, их социальную защиту, меры поддержки, а также  современные тенденции в развитии вопросов защиты детей на территории региона.

Главы муниципальных образований поделились опытом по вопросам работы с детьми и мерами их защиты на территории северных муниципальных районов Омской области.

Заведующий кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления ОмГПУ Елена Владимировна Безвиконная освятила нормативно-правовое обеспечение вопросов защиты детей и их социальной поддержки.

Представители профессорско-преподавательского состава филиала ОмГПУ в г. Таре  Галина Викторовна Дербенева и Александр Владимирович Чичулин  поделились опытом формирования и работы общественного Совета при комитете по образованию администрации Тарского муниципального района, который проводит оценку эффективности работы образовательных организаций различных форм собственности в районе, а также вопросы разработки  документов, регламентирующих вопросы защиты и развития детей.

К участникам форума обратился Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий и поделился взглядами Русской Православной церкви на проблемы развития института семьи, ответственного отцовства, возможности помощи и поддержки семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Работа двух дискуссионных площадок, руководителями которых были Елена Владимировна Безвиконная, заведующий  кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления ОмГПУ и Светлана Михайловна Баташова, доцент кафедры педагогики ОмГПУ, проходила в режиме обсуждения вопросов, посвященных различным аспектам работы с детьми:

- формирование новых направлений в работе с детьми у приемных и профессиональных семей;

- вопросы психологического сопровождения работы с детьми;

- аспекты взаимоотношений с детьми в семьях, попавших в трудные жизненные ситуации;

- вопросы ответственного отцовства и мужского воспитания в семье;

- работа комплексных центров обслуживания и фондов поддержки семьи;

- обучение семейной этике и правовой культуре и др.

В завершении состоялся круглый стол по итогам работы дискуссионных площадок, который провела Гарафутдинова Н.Я. – директор  Института непрерывного профессионального образования ОмГПУ. В результате этой работы  сформированы положения для резолюции форума, обсуждены вопросы расширения круга участников мероприятия, высказано предложение о ежегодном проведении данного мероприятия.

Необходимо добавить, что всю работу форума сопровождали выступления детских творческих коллективов,  были  организованы  выставки детских работ, посвященных тематике семьи и детства.

Участники мероприятия отметили, что проведенный  с участием представителей  Головного вуза  столь важный для региона форум был очень содержательным и значимым для их профессионального развития, а также  будет способствовать эффективному взаимодействию государственно-общественных институтов в защите прав детей в России и за рубежом. Кроме того в программах дополнительного образования, разрабатываемых вузом, найдут отражение все требования новой Концепции развития дополнительного образования детей, в том числе как одного из направлений – вопросы ответственного отцовства и социальной защиты семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так широко получившие поддержку на Форуме.

 

Литература

  1. С.Н. Широбоков. Развитие гражданского образования в Омском регионе: формы и методы обучения / Права человека в России: прошлое и настоящее [Текст] : сб. докл. и материалов науч.-практ. конф., – Пермь : Звезда, 1999..  - С .230-232
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Сведения об авторах