Что востребовано, то и строится…

image_print
20150823 005 Чин освящения колоколов и крестов Храма иконы Божией Матери Скоропослушница Омск IMG_5270

В Омске на окраине, на Московке 2, если быть точным, стоит храм с голыми стенами. Голые они в прямом смысле слова. Заходишь в богоугодное заведение, ступаешь по деревянному полу, видишь кирпичи, на которых написаны имена пожертвовавших. Иконы – прямо на них, большие и красивые. Железная лестница посередине – верхотура ещё развивается, понятное дело. Отзывчивые прихожане и помогают строить храм, они – главные меценаты. Не унывают и верят.

Так непривычно видеть строящуюся много лет церковь. Возводится будто нескончаемо. Было время, когда священник служил в сторожке, тогда прихожане выпирали аж на улицу. Наконец-то есть крепкие стены и помещение побольше. Приходят разные люди, готовые помочь и подсказать. Вижу знакомых и друзей. Соседей и родственников (баба Галя и тётя Наташа живут неподалёку).

Первый мой поход в храм на улице Гашека происходит по велению супруги:

– Сынишку причастим.

Плакал тогда ребёнок: устал или испугался? Может, жарко было в неудобном комбинезоне? Но батюшка Алексий Айжинас успокоил, улыбнувшись. В лавке православной литературы я приобрёл несколько нитей для крестиков. Поставили свечки, постояли на службе, рассмотрели иконы, пол и стены, удивились…

Причащаем, когда располагаем временем и ребёнок настроен. Зависит от многого. У кого дети есть – понимает. А с каждым воскресным посещением храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» любопытство меня буквально «пробивает», как батюшка несколько лет служит в этаком «постапокалипсисе». Беру телефон  храма, а вскоре набираю номер протоиерея Алексия.

Бегу на встречу с отцом. Представляю, какие вопросы задам и как посмотрю на крепкого служителя. Отец Алексий Айжинас – смуглый и коренастый человек, имеющий тихий и проникающий голос. Он говорит спокойно – его слышат. А взгляд – устрёмленный, словно внутрь тебя. Этот человек мне нравится – фигурой он похож на моего папу. Общение с ним успокаивает.

Вижу отца Алексия рано утром возле храма – наблюдает за строительством. Одухотворённое у него лицо. По-моему, он всегда такой – будто отстранённый от настоящего мира и задумчивый. А может, наслаждается свежим воздухом и «переваривает» сброшенные на него проблемы и задачи? Жёлтый трактор тарахтит рядом, убирая снег, двигаются несколько строителей, перенося неизвестные мне предметы, два ребёнка лет пяти-шести играют со снеговиком под присмотром бабушки, называя его Бэтмэном.

С батюшкой Алексием проходим в помещение сторожки, открывается из него вид на храм. Беседуем. Забавно мешает миленькая дымчато-коричневая кошка по имени Мурлыська. Я быстро нажимаю на клавиши ноутбука, а она ловит мои пальцы, выскакивая из коробки на столе.

Протоиерей Алексий Айжинас родился в 1968 году. В Караганде. Был рукоположен в сан здравствующим по сей день митрополитом Тульским и Белевским Алексием Кутеповым. Закончил Алматинское духовное училище, затем ПСТГУ – в Москве. На данный момент – магистрант ОмГУ.

– Кому, отец Алексий, должно быть стыдно за храм с голыми стенами?

– Как вы сами думаете, Виктор?

– Точно не прихожанам, не батюшкам и не епархии, – задумываюсь.

– Археологи, раскапывающие древние города, в большей сохранности обнаруживают церкви, так как они были центром этих городов и соответственно строились на совесть, – заходит о. Алексий издалека. – Храмы обычно возводятся из долговечного материала, нежели обыкновенные жилища. Что становится сейчас центром нашей цивилизации? Гипермаркеты. Смещён акцент жизни современного человека. Происходит процесс десакрализации общества и ещё более глубокая секуляризация. А кто в этом виноват – каждый определит для себя. Это не какой-то единый враг, это каждый в частности. Что востребовано, то и строится…

– Расскажите, как начинали строить?

– Сначала был организован приход, инициативой людей – в основном педагогов, которые понимают значение Русской Православной Церкви в деле  воспитания молодёжи. Постепенно набрали средства на устройство временного вагончика с площадью 40 квадратных метров, в нём был устроен первый храм. В течение 5 лет в нём совершались службы и собирались средства для строительства храма. В 2010 году попечительский совет под председательством мэра Омска Шрейдера Виктора Филипповича смогли организовать выделение участка и подготовить безвозмездную проектную документацию. Но с 2011 года храм возводился только на средства прихожан. В течение 4 лет поэтапно возводили стены, в 2013 году в храме было совершено первое Пасхальное богослужение под открытым небом. Впоследствии каждый год Пасхальная служба совершалась в недостроенном храме. В 2014 году службы уже совершались с определённой периодичностью, в апреле 2015 года были завершены работы по перекрытию кровли, богослужение перешло в строящийся храм. Осенью 2015 года, были освящены кресты и колокола и впоследствии установлены на храм.

– Где воскресная школа?

– Мы арендуем дворовый клуб, находящийся на территории мкр-на Московка-2. По списку – 82 человека. Есть потенциал в развитии воскресной школы, но отсутствует необходимое для того помещение. По генеральному плану строительства рядом с храмом выделена территория для строительства причтового дома, в котором могла бы размещаться и воскресная школа, но ввиду экономических трудностей, так как едва справляемся со строительством храма, перспектива строительства данного объекта остаётся под большим вопросом.

– Не может быть, чтобы храм не нашёл крупного мецената?

– Постоянных меценатов нет, бывали случаи единовременной помощи, но церковь продолжает строиться на средства главных меценатов – прихожан храма. Жертвуют.

– Какие проблемы есть на сегодняшний день?

– Основные проблемы – штукатурные работы, требующие значительных средств.

Даже в неустроенном храме по воскресеньям собирается до 150 человек. Бывали приятные случаи, когда люди хотели венчаться именно в этом храме, потому что храм хоть и не устроен  эстетически, но богат  внутренним, духовным убранством.

Храм необходимо достраивать. Ведь не может он годами стоять неустроенным? Наверняка найдётся благодетель и решит помочь основательно.

– Как бороться с теми, кто критикует Русскую Православную Церковь? – расспрашиваю далее.

–  Все суждения о Церкви – субъективны, не отражают суть процессов, происходящих внутри неё. Потому как судят о жизни Церкви по тем же статьям и заметкам в СМИ. Ни с одним критиком или видеоблоггером, как вы говорите, личного общения никогда не было. Приди и спроси, при этом общении я бы мог разъяснить ситуацию.

– Каких, отец Алексий, современных православных авторов порекомендуете почитать молодёжи?

– Протоиерея Артемия Владимирова, недавно приезжавшего сюда.

– Смотреть сейчас моднее, нежели читать? Литература не в тренде?

– Если предпочитаешь просмотр чтению, тогда советую фильмы со смыслом, есть некоторые полезные. Ярко выраженные православные: «Остров», «Спас под берёзами», «Поп». А что касается нравственных западных фильмов, подвигающих на размышления: «Игры разума» с Расселом Кроу, в этом фильме просматривается гордыня – человек психически пострадал из-за неё. Русские, это советские мультфильмы – нравственны, не все, правда. Взять картину про мамонтёнка, который искал маму – это проблема сиротства. Нашёл-то не свою маму, а которая приютила. Мы знаем Тимура Кизякова, с его проектом  о детях-сиротах, когда он представляет видео-паспорт детей-сирот, и там песня из этого мультфильма про маму… Такого рода мультфильмы полезны – они содержательны и заставляют детей задуматься..

– Православие-то в моде? – спрашиваю на всякий случай. В разных храмах наблюдаю множество людей. В данный момент интересует молодёжь.

– Церковь не может быть модной или нет. Она есть и будет. Если только она в чьём-то сознании выглядит как «модная» или «немодная», то это проблема восприятия, воспитания, Виктор.

С протоиереем Алексием Айжинасом можно говорить долго, однако одолевают строители. Я отвлекаюсь то на одного вошедшего дядьку в серой фуфайке, то на другого. И все норовят спросить у батюшки, уточнить. Он – спокоен. Прямо силён в этом смирении, в ожидании. Мне бы его выдержку и непоколебимость. Иной раз бегу напролом, не замечая никого и ничего.

Покидаю храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в раздумьях. Неужели лишь прихожане способны построить его?

Виктор Власов