Митрополит Омский и Таврический Дионисий возглавил круглый стол в рамках работы XXXII Международных Рождественских образовательных чтений по направлению «Древние монашеские традиции в условиях современности»

image_print
чтения_9

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре города Москвы проходила работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году форум посвящен теме «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».

Организаторами работы направления выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Зачатьевский монастырь г. Москвы.

Круглый стол в рамках работы монашеского направления  возглавил митрополит Омский и Таврический Дионисий. На этот раз площадка была целиком посвящена теме старчества и носила название «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни» с подзаголовком: «“Творческий подход” и “совершенное послушание”, – или как стяжать основную монашескую добродетель».

Куратором выступила игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря Марфо-Мариинской обители милосердия.

Участники круглого стола поделились с аудиторией рассказами о подвижниках ХХ столетия, которые испытали всю тяжесть и все превратности того богоборческого века – кто-то подвергаясь прямым гонениям, кто-то – мужественно выстраивая жизнь по заповедям Христа и урокам своих наставников во времена, когда, казалось, были уже порваны нити церковной традиции, и всё было сделано, чтобы распались духовные связи поколений верующих.

На самом деле, как замечательно сказала в своем докладе матушка Евдокия (Левшук), «истинные светильники продолжали светить миру, зажигали своей всеобъемлющей и жертвенной любовью каждого, кто тянулся к их неугасимому свету. Являясь сосудами благодати, они наполняли этой благодатью сердца и души тех, кто искал их духовного руководства. Тонкими, но крепкими духовными нитями связывали воедино всех, беззаветно любящих Господа, и сегодня их многолетний опыт жизни во Христе является назидательным примером. Их практические наставления и мудрые советы живут и передаются новоначальным послушникам».

Круглый стол завершило слово митрополита Омского и Таврического Дионисия. Владыка Дионисий поделился своими размышлениями на тему «Духовное руководство как формирование духовной культуры монашествующего».

В условиях во многом порушенной преемственности большинство игуменов и игумений, поставленных в годы возрождения во главе монастырей, не обладали ни опытом, ни, тем более, особыми духовными дарами. Преемство существовало – и тому свидетельство сегодняшние выступления на круглом столе, – сказал владыка, но это не отменяет проблемы: очень многие руководители ощущают собственную немощь, вследствие чего или начинают «восхищать Божественную власть», нарушая свободу духовного чада, или, напротив, устраняются от ответственности, апеллируя к словам не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос (Мф. 23:8). Выход здесь видится в том, чтобы призвать на помощь смирение и ощутить себя соработниками, содействователями и слугами Божиими. Такое настроение, заметил митрополит Дионисий, – есть начаток успеха, если вы волею Господа поставлены исполнять послушание руководителя. Самое главное – не заслонить Бога своей личностью, и не заслонить от Него свое духовное чадо. Инструмент и условие правильного духовного руководства, как учили святые отцы, – это равная любовь ко всем братьям и сестрам, это желание и умение беседовать, общаться с вверенными тебе людьми и – индивидуальный подход к каждому с учетом особенностей характера и души человека. Владыка также напомнил, что игумен или игумения должны быть не только блюстителями устава, но и, опять-таки в соответствии с мнением святых отцов, источником утешения для братства или сестричества. Преподобный Серафим Саровский говорил, что игумен призван быть для братий и отцом, и матерью. И, конечно, подытожил свое слово митрополит Дионисий, – важнейший «инструмент» духовного руководства – это молитва за своих духовных чад.

Затем Владыка зачитал итоговый документ о работе монашеского направления и поблагодарил всех докладчиков и аудиторию Чтений.

По материалам Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви