Приветственное слово митрополита Владимира к участникам Кирилло-Мефодиевских чтений

image_print
2022.05.12 Кирилло-Мефодьевские чтения(10)

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

митрополита Омского и Таврического Владимира

к участникам Омских областных Кирилло-Мефодиевских чтений

12 мая 2022 г., Омск

 

 

 

Уважаемые участники чтений!

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Христос воскресе!

 

Встречаясь, который уже год, на наших Омских Кирилло-Мефодиевских чтениях, мы каждый раз посвящаем свое время, свои силы одной общей цели – цели образования будущих россиян, будущих граждан нашей страны. Слово «образование» стало для нас настолько привычным, что мы порой даже не задумываемся о нем. «Образование», «обучение», «просвещение» – эти понятия мы зачастую используем как равнозначные. Да, в них много общего; и все же, образование – процесс более широкий и глубокий. Человека можно просветить знанием, можно научить чему-либо; но вот как его образовать? Ведь образовать – это почти то же самое, что его создать, сформировать его как живую и полноценную личность, а не просто как специалиста, владеющего какими-то знаниями, как эксперта в той или иной области.

Сегодня мы все сталкиваемся с вызовами новой информационной цивилизации, которая, одновременно с положительными моментами, прежде всего – доступностью самой разнообразной информации – несет в себе и значительную угрозу существующей системе образования. Помню как нас, да и чуть более младшие поколения, учили в школе чистописанию, учили вырабатывать красивый почерк; учили самостоятельно осуществлять математические действия; заставляли запоминать различные сведения из разных областей науки… Но современный человек уже почти не пользуется бумагой и ручкой, а буквы набирает на клавиатуре; подсчитывает все на калькуляторе; любые сведения может за несколько секунд получить из интернета… Даже перевод на иностранный язык сегодня уже не является проблемой для того, кто никаким языком, кроме своего родного, не владеет.

Конечно, всё это не отменяет необходимость овладения теми навыками, которые продолжает давать школа, и начальная, и средняя, и высшая. Эти навыки развивают мышление, интеллект учащегося, расширяют его эрудицию. И все же, приходится слышать все больше жалоб на то, что учащиеся не стремятся овладеть традиционным набором знаний и умений, что они – а зачастую, и родители – не видят необходимости в тех учебных дисциплинах, которые кажутся им «устаревшими».

Как быть? Делать вид, что ничего не происходит; что во всем виноваты сами учащиеся, которые, как нам кажется, стали более ленивыми, мало читающими, нелюбознательными? Думается, стоит по-новому посмотреть на саму идею образования. Повторюсь: образование – это не просто обучение, не просто передача какой-то информации от учителя к ученику. Это созидание, это формирование учащегося, прежде всего, как духовно-нравственной личности. А информация может и созидать, а может и разрушать личность. Конечно, от такой деструктивной информации учащегося следует ограждать; но невозможно оградить от всего, да и вряд ли это целесообразно: запретный плод, как известно, сладок. Значит, нужно стремиться воспитывать такую личность, которая сама способна ограждать себя от того, что разрушительно действует на ее сознание, что разжигает ее страсти и потворствует ее низменным инстинктам.  

Такая личность, конечно, идеал – но без идеалов мы, как показывает жизнь, обречены на деградацию. Идеал подсказывает, к чему нам следует стремиться, в каком направлении двигаться. И этот идеал не нужно придумывать, изобретать на пустом месте – он уже заложен в исконно-российском опыте образования, нужно просто вспомнить о нем, или, говоря современным языком, его актуализировать. В школьном образовании – и дореволюционном, и советском – значительное место занимала духовно-нравственная подготовка. В дореволюционных школах и гимназиях это было изучение Закона Божия; в советских школах тоже учили нравственности на уроках, к примеру, литературы, даже пристально следили за нравственным обликом как учеников, так и учителей… В начале 1990-х годов все это было выброшено, но, как говориться, вместе с водой выплеснули и ребенка… Да, нужно было избавить образовательный процесс от богоборческой идеологии – но никакой разумной альтернативы ей в духовно-нравственном воспитании предложено не было. Возобладал подход, который объявляли «прагматическим»: нужно давать учащимся только знания, а все остальное, духовно-нравственная, духовно-воспитательная работа – это на втором или на третьем месте, а порой – просто «для галочки».

И вот сегодня мы пожинаем плоды такого подхода: развитие средств информации, новейших технологий лишает смысла очень многое в школьном образовании. Мобильные устройства, интернет легко может снабдить человека самой разнообразной информацией, сделать его осведомленным в самых разнообразных областях. Но ни один гаджет, ни одна сверхсовременная информационная сеть не сделает человека нравственным, не сделает его хорошим семьянином, добрым и честным гражданином своей страны. Поэтому, как представляется, духовно-нравственное воспитание снова должно стать на первом месте в системе образования, и вопрос в том, как это может быть осуществлено.

Я ни в коей мере не призываю вернуться к преподаванию Закона Божьего в школах, как это было до 1917 года. Сегодня, когда наше общество, к сожалению, и так очень сильно расколото, это вызовет новую волну недовольства, новую волну нападок на Церковь. Вспомним, с каким огромным трудом, преодолевая какие барьеры было введено в школьную программу преподавание предмета «Основы Православной культуры» в модуле «Основы религиозной культуры и светской этики», который дает только самые общие, чисто информативные сведения о Православии и его ценностях. До сих пор наши «друзья» (в кавычках!) не могут успокоиться. Высказываются, например, за «полное практическое и реальное отделение церкви вообще и православной церкви в частности от школы». Даже не знаешь, что на это сказать… Преподается только один, чисто ознакомительный, предмет – а уже, оказывается, Церковь не отделена от школы и нужно ее «практически и реально» от нее отделять! Правда, может, здесь имелось в виду другое – например, вернуться к тем временам, когда верующих преподавателей выгоняли из школы, а школьников почти насильно не пускали в храмы… Да, многим нашим оппонентам хотелось бы, чтобы Церковь снова была где-то за пределами общественной жизни, чтобы снова была из нее вытеснена, как это было еще какие-то сорок лет назад…

Хотел бы успокоить наших не в меру обеспокоенных критиков. У Церкви хватает своих дел и забот, и цели как-то внедриться в светское образование у нее нет. Позиция Церкви в отношении школьного образования основывается на словах Господа Иисуса Христа: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне (Мф.19:14). Это означает, что Евангельская проповедь должна простираться и на детей, но при этом на основах полной добровольности. Господь не сказал: приводите ко мне детей; Он сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне. Насилия, «принудиловки» здесь быть не должно. Именно эта «принудиловка», этот формализм в преподавании Закона Божия в дореволюционных школах многих оттолкнули от Церкви. Должна быть добровольность со стороны и детей, и родителей, и педагогов.

Церковь не навязывает себя школе, но всегда готова к сотрудничеству, если школа, если представители системы образования проявляют к нему интерес. Ведь за плечами у Церкви почти двухтысячелетний опыт образования – подчеркну, именно образования, формирования нового человека, новой – нравственной – личности.

Ведь начала такой личности, как учит Христианская педагогика,  закладываются в самом раннем возрасте. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Детский возраст нежный – он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым».

И, думается, ради этого, ради того, чтобы формировать такую личность, мы готовы к сотрудничеству, хотя бы на уровне постоянного и конструктивного диалога. Ведь речь идет о нашем будущем, о будущем не только Русской Православной Церкви, но и всей России. Вспомним Евангельский образ сеятеля (см. Лк.4:5): он усердно сеет, но мы не знаем, сможет ли он насладиться плодами своего труда. Ведь не всякое семя прорастет, и не всякое проросшее семя принесет плод, – это зависит от того, на какую почву это семя упадет.

Так и мы с вами собрались сегодня здесь не ради дня сегодняшнего, но ради завтрашнего. И поэтому особенно радостно видеть в этом зале, среди участников наших чтений, и священнослужителей, и работников системы образования, представителей научной и творческой интеллигенции. Мы все делаем одно общее дело, возделываем одно и то же поле. Мы собрались здесь, хотелось бы верить, не как конкуренты, не как чужие друг для друга, но как сотрудники в одном общем деле.

Хотелось бы надеяться, что наша сегодняшняя встреча послужит более конструктивному диалогу, более тесному взаимодействию в нашем общем деле – деле духовно-нравственного воспитания будущих поколений россиян. Призываю на всех вас Божие благословение и желаю всем творческой и содержательной работы!

 

Христос воскресе!