Доклад протоиерея Дмитрия Олихова на международной конференции «Восстановление института семьи через партнерство Церкви и государства»

image_print
olikhov12-06-20

Протоиерей Димитрий Олихов,

руководитель епархиального отдела

религиозного образования и катехизации

Омской епархии;

Светлана Петровна Баранцева,

специалист епархиального отдела

религиозного образования и катехизации

Омской епархии;

 

 

Взаимодействие Омской епархии с государственными и общественными организациями Омской области в вопросах духовно-нравственного воспитания

и восстановления института семьи

 В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней растут дети, усваивают нормы человеческих отношений, познают что такое добро и зло, что свято, что грешно. Актуальные вопросы семьи нельзя рассматривать в отрыве от таких понятий как личность, социум, общество. Семья – более сложная система отношений, чем брак, супружество, поскольку объединяет не только супругов, но и детей, родственников, близких. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. От того, какие традиции будут заложены в семье, какие ценности будут передаваться последующим поколениям зависит целостность и безопасность государства, потому, что семья – это общество в миниатюре.

Цель христианского воспитания – воспитание сердца, ума и воли. От сердца исходят все помышления человека. Ум старается покорить волю (греховное начало ума). Волей ребенка можно управлять, если побуждать в нем веру, надежду, любовь. Началом воспитания является воспитание послушания, борьба со своеволием, баловством, капризами.  Послушание должно быть свободным, основанным  на любви, на страхе огорчить ближнего. Семья для ребенка – это малая церковь. Детей родители учат молитве, объясняют им таинства святого причастия, рассказывают о вере и суеверии, о значении поста в жизни человека. А сегодня еще и остро встают вопросы формирования миролюбия, терпимости у детей и у взрослых.

Государственные органы управления образованием и Школа решают задачу выполнения Закона «Об образовании», но организация образования должна осуществляться в интересах детей и подростков. Главная задача – воспитание Человека, Гражданина и осуществление права ребенка на образование.

В детстве закладывается основа личности человека, его судьбы. Исследования показывают, что современные родители нуждаются в помощи специалистов. Увеличивающееся количество детских суицидов, безбрачное сожительство молодых людей, нежелание иметь детей у многих молодых семей – это, прежде всего, отсутствие опыта и боязнь семейных отношений.

Появилось и другое явление – самоуверенность. Многие родители и педагоги не допускают никакой критики. Поэтому теряется чувство действительности. Взрослые любят в детях свое отражение. Если дети начинают выдавать что-нибудь свое, то взрослый становится недовольным.

В семье существует чувство фамильного «МЫ», это та нравственная сила, которая вызывает у ребенка чувство защищенности. Без родительского покровительства у детдомовских ребят, например, стихийно складывается противопоставление «мы» и «чужие», «они». Вследствие отсутствия родительского тепла, любви и заботы формируются такие качества как равнодушие, жестокость. Постоянное пребывание в коллективе создает напряжение, тревожность, вызывает агрессию. Чтобы не формировалось иждивенческое отношение («нам должны», «дайте»), необходимо чтобы дети обслуживали себя сами, чувствовали ответственность и бережливость. Следует стимулировать у них процесс самопознания, самоанализа, учить ориентироваться в своем будущем, а главное, готовить к созданию семьи, развивать интерес к профессии.  Семья, благодаря наличию разных поколений, дает основу и дает много ценного, но не является тем, что нужно ребенку, которого влечет общество сверстников. И вот здесь необходимо объединение усилий, создание того воспитательного пространства, в котором будут воспитываться и дети и родители.

Всем взрослым необходимо помнить, что дети – это наше будущее. Это продолжение нашей жизни, относиться к которому необходимо так же бережно, как к самой жизни.

Поэтому сегодня так актуальны вопросы взаимодействия всех структур, занимающихся проблемами семьи. Сохраняя семью, мы сохраняем государство и саму жизнь.

Говоря о создании системы взаимодействия с семьей, не лишним будет напомнить, что любая школа реализует функцию единства обучения, воспитания и развития. Это значит – удовлетворяет различные образовательные потребности (обучает), помогает усваивать ценности, которые ведут к формированию личностного смысла того, что усваивается в процессе образования (воспитывает) и помогает качественно изменить личность, ее интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, экзистенциальную, предметно-практическую сферу саморегуляции (развивает).

Важнейшими вопросами в воссоздании института семьи продолжают оставаться следующие:

-                сопровождение семей с социально-эмоциональными проблемами (проблемами в эмоционально-волевой сфере, вызванными трудностями в общении);

-                сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска» [2, с. 155];

-                здоровье духовное и физическое;

-                проблема абортов;

-                проблема жилья для молодых семей и другие.

Если родители заботятся не только о здоровье детей, но и о развитии их духовности, то, конечно, дети будут защищены от вредного влияния среды. Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения – все это формируется в семье. На это обращали наше внимание и В.В. Зеньковский, и Ф.М. Достоевский, и все великие педагоги. Родительский дом – начало начал…

До подросткового возраста ребенок впитывает все устои семьи. Главным рычагом воспитания является родительский авторитет. Но воспитывающее воздействие он оказывает лишь при условии взаимоуважения родителей.

Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно возникают конфликты, где взрослые не признают за подростком стремления к самостоятельности, независимости, где вместо помощи потчуют нотациями и нравоучениями, где практикуется жестокое обращение, или гиперопека со стороны родителей.

Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование  –  все, что завещал нам Преподобный Сергий Радонежский  и что на протяжении многих столетий являлось неотъемлемой частью нашего национального менталитета, – сегодня должно стать основным ориентиром подрастающего поколения, прочно утвердившись в системе современного воспитания. Без этого невозможно ни становление духовно здоровой, всесторонне развитой личности, ни построение сильного, просвещенного государства.

Руководствуясь этими высокими целями, Омская епархия тесно взаимодействует с государственными органами управления  в деле воспитания подрастающего поколения и восстановления института семьи.

Основными направлениями взаимодействия отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии являются следующие:

- учебно-методическое взаимодействие, которое включает в себя проведение семинаров по вопросам духовно-нравственного образования, проведение консультаций с приглашением авторов программ и учебников по основам православной культуры, ведущих ученых, священнослужителей – специалистов по вопросам семейного воспитания, духовно-нравственной культуры;

- проведение различных конкурсов, фестивалей, чтений для воспитанников и  обучающихся, профессиональных конкурсов для педагогических работников по православной культуре, по гармонизации межнациональных отношений, формированию миролюбия, по вопросам укрепления семьи.

Ежегодно проводятся:

  • Омские региональные  Рождественские образовательные чтения, в которых принимают участие более 1000 человек.
  • Дни славянской письменности и культуры в честь Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Программа празднования включает, как правило, множество мероприятий на открытых площадках, в учреждениях образования и культуры, в библиотеках. В 2014 году в мероприятиях, посвященных Дню славянской письменности и культуры приняли участие около 3000 человек. Ключевым мероприятием дней славянской письменности и культуры являются Региональные Омские образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения.
  • Ежегодно, в течение 13 лет, Омская епархия совместно с департаментом образования Администрации города Омска, ФГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» принимает активное участие в проведении Городских этических чтений «Нравственность и духовность в развитии общества». В работе чтений, которые идут в течение месяца заслушивается более 500 докладов обучающихся 1 – 11-х классов, библиотечных и педагогических работников общеобразовательных школ. На чтениях, особенно в начальной школе, всегда присутствуют родители, бабушки и дедушки, проводится несколько секций, на которых рассматриваются исследовательские и творческие работы, посвященные семье. В работе чтений в 2014 году  приняли участие 1494 человека. Основным содержанием докладов являлись вопросы нравственности и духовности, был представлен лучший опыт работы школ и дошкольных образовательных учреждений в вопросах духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, семейном воспитании.
  • К Дню народного единства, совместно с департаментом образования города Омска, уже десятый год проводится фестиваль творческих и исследовательских проектов «Держава», на котором представлены секции по православной культуре, по культуре и традициям народов, населяющих сибирский регион.
  • Ежегодно проводится цикл мероприятий, посвященных Дню православной книги, в рамках которого организованы выставки, фестивали, просмотр видеороликов, фильмов, встречи и беседы со священниками, учеными, писателями, поэтами.
  • Представители Омской епархии ежегодно принимают непосредственное участие в подготовке и проведении областных педагогических чтений «Духовно-нравственное подвижничество в российском образовании»,  в областном фестивале духовной культуры, где представляются достижения в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Омской области, педагогические инициативы, направленные на распространение и обобщение опыта работы в области духовно-нравственного воспитания и образования, поддержки семьи, формирования семейных ценностей.
  • При поддержке Омского регионального отделения Российского комитета защиты мира, департамента образования Администрации города Омска реализованы проекты: «Научись беречь свой мир» и «Образование во имя мира» в 60 школах города Омска для  обучающихся 4 – 11-х классов и для воспитанников дошкольных образовательных учреждений силами сотрудников отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии проводятся  беседы с целью формирования качеств миролюбия, смирения, терпимости. Проведены конкурс рисунков «Божий покров над Россией», «Красота Божьего мира», «Я рисую жизнь», конкурс сочинений «Мой мир», конкурсы рисунков для дошкольников «Рисуем сказки о добре», «Дружат дети всей Земли», «Святой заступник Руси», посвященный 700-летию Сергия Радонежского, конкурс народной игрушки. Епархия тесно сотрудничает с музеями Омска, организуя выставки рисунков, мастер-классы для учителей, экскурсии в фонд иконы. С музеем «Искусство Омска» проведен конкурс сочинений по картинам омских художников «Язык искусства» по теме «Милосердие», проведен областной творческий  фотоконкурс  «Духовная красота мира». В проектах приняли участие более 7000 обучающихся общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных образовательных учреждений. И во всех этих мероприятиях поощряется участие семьи, вводятся специальные номинации «Семейное творчество», для того, чтобы побудить родителей к совместному творчеству с детьми.

Ежегодно проводится региональный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Две работы стали лауреатами межрегионального этапа конкурса в городе Иркутске в 2013г. и две работы победили в 2014году.

Отделом образования и катехизации проводятся выездные семинары для педагогов, и специалистов комитетов по образованию муниципальных районов Омской области и города Омска.

  • Обсуждение проблемных вопросов, представление лучшего опыта проходит через дискуссионные и диалоговые площадки и круглые столы. По различным темам духовно-нравственного воспитания.
  • Так в 2014г. сотрудники епархии участвовали в работе первого образовательного форума и провели круглый стол и диалоговую площадку по вопросам взаимодействия Церкви и образовательных учреждений.

Важнейшей областью взаимодействия отдела образования Омской епархии  и органов управления образованием Омской области является предметная область ОРКСЭ.

В  целях распространения лучшего опыта организации преподавания модуля ОПК предмета ОРКСЭ Омская епархия проводит конкурс среди преподавателей модуля ОПК в рамках интегрированного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики».  Учитель школы № 41 города Омска, которому  присуждено 1 место и директор школы,  награждаются поездкой на Кипр по святым местам. Участники, которым были присуждены 2 и 3 места, вместе с директором, были награждены поездками по Святым местам в России. Сотрудники епархии, помощники благочинных присутствуют на родительских собраниях по выбору ОРКСЭ.

Епархия возлагает большие надежды на последовательную реализацию подписанного сегодня соглашения о взаимодействии, отражающего реалии современного состояния системы образования. Также надеемся на плодотворную деятельность постоянной рабочей группы, созданной новым соглашением. Взаимодействие министерства образования Омской области и Омской епархии не прекращается ни на один день, оно носит системный характер и будет развиваться в дальнейшем, являясь залогом стабильного состояния общества.

По словам Святейшего патриарха Кирилла: «Духовным завещанием святого звучат ныне слова преп. Сергия Радонежского, донесенные до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасемся». Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего».

  1. Семья и школа: грани сотрудничества. /Автор-сост. Т.А. Мирошниченко/ Волгоград: Учитель, 2009
  2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.: ТЦ Сфера, 2005
  3. Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Сергиев Посад, 2002 г.