Слово митрополита Владимира в день 75-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

image_print
ВЕНЗЕЛЬ

Слово

митрополита Омского и Таврического Владимира

в день 75-летия со дня рождения

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

(20 ноября 2021 года)

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

 

Сегодня мы празднуем день юбилейный день рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Кирилла!

Предстоятель…  Многое сказано одним этим словом. Предстоятель – тот, кто стоит впереди, перед всей Церковью; Предстоятель – это тот, кто принимает первую честь среди иерархов Поместной Церкви, но вместе с тем и тот, в кого более всего мечут стрелы ее враги. Велико служение Предстоятеля, и велика лежащая на нем ответственность.

Святитель Иоанн Златоуст уподобил священника ведущему корабль кормчему; с кем тогда можно сравнить Первоиерарха? С адмиралом, который возглавляет всю флотилию Церкви – все корабли, малые и большие, скоростные и тихоходные. Он стоит на первом, плывущем впереди корабле, принимая на себя все трудности этого духовного плавания и осуществляя попечение обо всех идущих следом судах. Само поставление Предстоятеля есть деяние Промысла Божия и в то же время в лучшем смысле этого слова – дело человеческое, так как выражает в себе волю и выбор архипастырей, пастырей, монашествующих и прихожан Церкви, молитвенно обращающихся к Богу за наставлением в этом важном деле избрания своего Предстоятеля и вручение ему заботы о всей церковной полноте. Это Богочеловеческая тайна Церкви Христовой, столь же превышающая дела земные, как, по словам святителя Иоанна Златоуста, власть священника возвышается над властью земного правителя, священство – над царством. Однако в истории нашего государства, к сожалению, так было не всегда.

 

Ровно триста лет назад, в 1721 году, созданием Духовной коллегии, получившей позже наименование Святейшего Синода, и опубликованием Духовного регламента в России было упразднено Патриаршество. Вместо Патриарха в России был создан полностью подчиненный царской власти и имперской бюрократии совещательный орган. Трудно недооценить серьезность и катастрофические для России и Церкви последствия этого события. Почти на два века Русская Церковь осталась без своего Предстоятеля, роль которого самовольно присвоило себе царское правительство. Этот «синодальный» период продлился даже значительно дольше: избранный на Патриарший престол в 1917 году, уже после прихода к власти большевиков, святитель Тихон тоже не мог в полной мере исполнять свое служение. Каждый его шаг встречал противодействие новой власти, стремившейся навязать Церкви еще более жесткий, насильственный диктат, нежели тот, который был в предшествующее синодальное двухсотлетие. И еще более семидесяти лет, вплоть до конца 1980-х годов, продолжалось это пленение Церкви атеистическим государством, лишавшим Патриаршество самой возможности осуществлять полноценное руководство церковной жизнью. Без одобрения властей нельзя было совершить ни одной архиерейской хиротонии, ни одного поставления на кафедру, ни одного созыва Поместного Собора; каждое действие, каждое решение Патриарха контролировались органами власти… К великому счастью, московский Первосвятительский престол в этот труднейший период занимали выдающиеся иерархи: Патриархи Сергий, Алексий I, Пимен. Несмотря на тяжелые условия, в которых им приходилось нести тяготу патриаршего служения, они делали все возможное, чтобы сохранить и спасти Церковь, чтобы с наименьшими потерями провести ее корабль среди бушующих волн богоборчества. Но их возможности были крайне ограничены, их святительские голоса с великим трудом доходили до паствы сквозь глухие стены государственного атеизма, их патриаршее руководство постоянно оспаривалось и присваивалось себе различными государственными чиновниками, которые считали себя вправе распоряжаться делами Церкви. Можно сказать, что лишь последние тридцать лет, с начала 1990-х годов, после того как с глаз российского общества окончательно спала пелена богоборчества, патриаршество снова стало соответствующим своему каноническому статусу живым, деятельным и полноценным церковным институтом.

Прежде всего, перед Церковью стояла задача возрождения после длительного периода Ее «пленения». На повестке дня стояли возрастание приходов, возрождение уничтоженных обителей и полуразрушенных храмов и строительство новых, борьба с внешней угрозой в виде различных неопротестантских сект и эзотерических культов, а также в целом – преодоление трудностей, с которыми столкнулось российское общество после распада СССР. И вопросы эти были решены успешно, в чем состоял значительный вклад Патриарха Алексия II, взявшего на себя крест первосвятительского служения в смутное время распада и анархии. Благодаря его мудрому окормлению Церковь прошла этот период не только без потерь и утрат, но вышла из него духовно и организационно окрепшей и возросшей. Менее чем за два десятка лет число приходов возросло более чем втрое, монастырей стало больше почти в 23 раза, а численность священнослужителей выросла почти вчетверо. Были заложены надежные правовые основы деятельности Церкви, выстроены долгосрочные партнерские отношения с государственной властью, произошло воссоединение с Матерью-Церковью отколовшейся от нее в 1921-22 гг. Русской Православной Церкви заграницей.

К середине первого десятилетия нынешнего века период восстановления, «собирания камней» и возвращения Церкви к нормальной и полноценной жизни в целом был завершен. Перед Церковью и епископатом возникли новые проблемы, новые задачи. Нужно было, чтобы не только увеличивалось количество приходов, строились новые храмы, росло число священнослужителей, но чтобы эти процессы переходили в новое, качественное измерение. Чтобы приходская жизнь была активнее, чтобы верующие лучше и глубже знали и понимали основы своей веры, чтобы священнослужители и епископат были ближе к пастве. И снова, как это не раз бывало в истории, промыслительно совпало, что на этих новых рубежах Русскую Церковь возглавил новый Предстоятель.

 

Патриарх – не просто главный представитель Церкви. Не только тот, кто лишь совершает служение, чтобы быть «лицом» Церкви (как принято представлять у людей внешних и смотрящих поверхностно), но живой, чувствующий, думающий человек – со своей биографией, со своим жизненным и духовным опытом. Жизненные вехи служения Святейшего Патриарха Кирилла хорошо известны всем, кто хотя бы немного интересуется современной церковной жизнью; нет смысла их пересказывать. Остановлюсь лишь на двух моментах, которые оказывают во многом определяющее воздействие на жизненный путь любого верующего: семья, где закладываются наши нравственные и духовные основы, и это наставник, встречающий нас на пороге взрослой жизни и оказывающий влияние на наш жизненный выбор.

В отношении каждого человека, его жизненного выбора, его самореализации действует непостижимый в своих глубинах Промысл Божий. И все же чем больше человек посвящает себя, всю свою жизнь служению Богу, тем яснее и отчетливей в его жизни являет себя Божественный Промысл. Можно сказать, что основы пути Патриарха Кирилла были заложены уже в раннем детстве. Он родился в верующей православной семье в 1946 году; через год после его рождения отец будущего Патриарха Михаил Гундяев, становится священником; следом священный сан принимает и его дед Василий Степанович. Что это означало в те годы? Церкви только-только дали немного «отдышаться» после двух десятилетий атеистических гонений. Но враждебность к ней, к верующим не исчезла; она лишь ушла слегка вглубь. Верующий человек оставался изгоем; он был один на один с враждебным ему атеистическим миром, ежедневно унижавшим и оскорблявшим его, и одновременно соблазнявшим различными благами и выгодами, ради которых требовалось отречься от веры. Особенно тяжело в таких условиях было верующим детям и подросткам, ведь их психика особенно чувствительна и ранима. Даже Церковь в тех условиях не всегда могла защитить их от этого давления. И здесь особую роль играла семья; верующие семьи были теми малыми церквями, которые не только прививали детям основы христианской жизни, но и оберегали их незримыми духовными стенами от ледяного дыхания атеистического государства и обезбоженного общества.

Семья Гундяевых была именно такой семьей – малой церковью. Несмотря на давление атеистической среды, несмотря на материальные трудности (отец Михаил Гундяев как священник должен был платить огромные налоги) эта семья сберегла в себе свет православной веры и смогла передать его детям. Об этом говорит хотя бы то, что все трое детей отца Михаила – и будущий Патриарх, и его старший брат Николай, и младшая сестра Елена – посвятили себя церковному служению.

Но наступает время, когда человек делает первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь. От того, кого он встретит на этом пути, от его первых наставников в начале взрослой жизни во многом зависит его дальнейший жизненный путь. И можно опять же увидеть действие Промысла в том, что в этот момент будущему Предстоятелю встретился такой выдающийся архиерей – человек широчайшего кругозора, глубокого ума и проницательности – как митрополит Никодим (Ротов). Именно он благословил юного Владимира Гундяева, стоявшего тогда перед выбором, поступать ли ему в семинарию или же в светский вуз на физический факультет, на выбор в пользу семинарии: «Физиков много в нашей стране, священников мало».

Личность митрополита Никодима оценивается сегодня по-разному; она, безусловно, отражала те противоречия, которыми была так богата минувшая эпоха. Сегодня, когда более тридцати лет Русская Церковь не испытывает никаких притеснений со стороны государства, но, напротив, видит от светских властей, как правило, готовность к взаимодействию и сотрудничеству, трудно поверить, что еще не так давно все обстояло совершенно иначе. С конца 1950-х годов на Церковь возобновились гонения, и ее необходимо было спасать. Даже в 1930-е ситуация не представляется настолько тяжелой: еще были живы миллионы православных, родившихся при прежнем государственном строе и выросших в вере. Они продолжали тайно исповедовать ее, они продолжали сберегать православную культуру, в которой выросли. Но к временам хрущевских гонений этих людей уже оставалось мало; зато все увеличивалось количество тех, кто был воспитан в атеистической идеологии, в полном невежестве относительно того, что такое Церковь и христианство.

Как в такой ситуации можно было спасти Церковь? Встать на путь открытого противостояния? Это было не только не слишком действенно, но и очень опасно. Атеистическая власть очень хорошо умела «зажимать рты» и глушить все проявления открытого недовольства. Высокопреосвященный Никодим выбрал другой путь – внешнего сотрудничества с властью. Это не было проявлением слабости. Этот путь был ничуть не легче и не проще! Здесь не было права на ошибку, хотя бы на один неверный шаг – ведь на нем как на архиерее лежала колоссальная ответственность. Автору этих строк также выпала счастливая возможность общаться с владыкой Никодимом и быть под его началом; могу полностью подтвердить слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные о нем: «Очень сильный человек, с невероятной силой воли и ума». Вместе с тем это был человек большого смирения и скромности. Какие только нелепые слухи не распространялись о нем, как только его не порицали – и не только атеисты, но, к сожалению, и некоторые люди в самой Церкви! На это владыка Никодим отвечал со смирением: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церковь была жива». Своей глубокой и горячей верой, своей кипучей деятельностью и редким дипломатическим даром он смог сохранить и укрепить авторитет Русской Церкви как внутри страны, так и за ее пределами. И можно сказать, что Патриарх Кирилл стал достойным продолжателем дела владыки Никодима, являя, но уже в новых исторических условиях, тот же дух деятельного служения, мудрого руководства своей паствой, умение установить и выстроить во благо Церкви диалог с носителями самых разных мировоззрений.

 

Как окрепла внешне и внутренне Церковь за период нынешнего Патриаршества! Осуществлены важнейшие административные изменения, необходимость в которых давно назревала. Создан, а точнее, возрожден Высший Церковный cовет – исполнительный орган, учрежденный еще Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917 года, но в те времена по исторически объективным условиям просуществовавший всего несколько лет. Организовано Межсоборное присутствие – своего рода церковная дума, где с участием как священнослужителей, так и мирян обсуждаются наиболее важные проблемы церковной жизни.

Проведена важнейшая реорганизация с делением прежних епархий, большинство из которых возникли еще в синодальный период. Противники Святейшего Кирилла и некоторые особо рьяные блюстители старины поспешили увидеть в этом некое искусственное новшество. Однако, как и в случае с Высшим Церковным советом, всё новое оказалось на поверку хорошо забытым старым. Еще 1681 году Патриарх Иоаким собирался увеличить число епархий с 15 до 70 и объединить их в 12 митрополий. Но эта попытка не была поддержана другими архиереями, а в наступивший вскоре синодальный период о подобных планах можно было забыть: царское правительство всячески ограничивало увеличение епископата и лишь в крайней надобности соглашалось на учреждение новых епархий. Примером этого может служить Омская епархия. Хотя решение о ее создании было принято на соборе сибирских архипастырей в 1885 году, понадобилось целых десять лет, чтобы его утвердили в столице… Только на Соборе 1917-1918 годов было принято решение о создании по всей стране митрополий, соответственно, с увеличением числа епископов. Но и это решение из-за последовавших вскоре гонений осталось на бумаге. И лишь в наши дни благодаря мудрости и воле Предстоятеля Церкви эта давно назревшая реорганизация была наконец осуществлена. И происходит не просто количественное увеличение епископата, но и качественное: приходит более молодое поколение архиереев, и большинство из них, как правило, уроженцы тех мест, которые они окормляют; им не понаслышке известны и местная специфика, и местные проблемы.

Но усиление роли Церкви, повышение ее общественного авторитета не ограничилось только внутренними изменениями. С первых же шагов после своей интронизации Патриарх Кирилл говорил о необходимости повышения социальной роли Церкви, ее более активного участия в жизни общества. Ведь не секрет, что и в синодальный, и в советский периоды Церковь последовательно вытеснялась из социальной жизни. В синодальный период она должна была довольствоваться исключительно декоративной ролью, освящая своим присутствием различные государственные мероприятия; в советский же период она пребывала фактически то на нелегальном, то на полулегальном положении.

И инерция такого подхода продолжает сохраняться и в обществе, да и в самой Церкви, которую так долго «приучали» к роли бездействующего наблюдателя, что многие уже свыклись с ней. Поэтому Патриарх постоянно напоминает, что нужно развивать приходскую жизнь, социальное служение Церкви, чтобы она могла оказывать на весь общественный климат более активное и благотворное влияние. Это касается и миссии Церкви, и ее участия в делах милосердия, благотворительности, образовательных и культурных мероприятиях. На приходах появились катехизаторы, миссионеры и социальные работники; сама приходская жизнь начиная с конца 2000-х годов значительно оживилась, стала разнообразнее.

Благодаря постоянным усилиям Святейшего Патриарха значительно возросла и обрела новое дыхание образовательная и просветительская деятельность Церкви, обращенная «вовне» – к своей пастве, еще не пришедшей в ее спасительную ограду. Особенно удачным шагом на этом пути было введение в школах дисциплины «Основы Православной культуры». Инициатива эта возникла еще в конце 1990-х годов, но почти десять лет она была ограничена лишь отдельными областями, не получая общероссийского охвата. Сколько было негодования в СМИ, сколько предсказаний о конфликтах, которые якобы должен был вызвать этот предмет, какое скрытое сопротивление отдельных работников системы образования пришлось преодолеть! Благодаря настойчивости Святейшего Патриарха Кирилла начиная с 2009 года эта инициатива получает поддержку на самом высоком государственном уровне. И сегодня мы видим, насколько благотворным оказалось это начинание, как приумножились знания нового поколения россиян о Православии, о Церкви, о своей традиционной культуре. И произошло это без каких-либо конфликтов, о которых столько было разных «предсказаний», с соблюдением права на свободный выбор. Как свидетельствуют социологические опросы, около двух пятых родителей выбрали для своих детей этот предмет в составе курса Основ религиозной культуры и светской этики. Конечно, хотелось бы, чтобы таких родителей стало больше. Но нужно учитывать, что предмет еще достаточно новый, еще идет его доработка и «обкатка», и со временем родители – особенно те, кто считает себя православными – будут относиться к нему с большим доверием.

Святейший Патриарх Кирилл выступает не только как организатор, архитектор Церкви как организации, но и как главный выдающийся церковный оратор, речи которого привлекают внимание многомилионной аудитории, что также способствует росту авторитета Церкви и продвижению ее Евангельской миссии.

Мне самому не раз доводилось быть свидетелем того, какое воздействие оказывали речи Первосвятителя на аудиторию, как в простых, доступных каждому словах, примерах и образах ему удавалось затронуть сердца слушателей, завладеть их вниманием, пробудить к серьезному размышлению. Это было видно по лицам людей, по тому, с какой сосредоточенностью они слушают слова Предстоятеля. И это не только мое личное впечатление: об этом же говорят и священнослужители, и миряне. Вот, например, слова известного российского писателя Алексея Варламова: «Слушать этого человека – большое удовольствие. Его слово всегда точно, глубоко образно и в хорошем смысле художественно».

К этому же Предстоятель призывает и всех священнослужителей Русской Церкви не ограничивать свою проповедь, свое благовествование только храмовыми стенами. А если понадобится – то и дать достойный ответ нашим оппонентам; как отметил Святейший Патриарх, иерархи должны быть «подготовлены к публичным и открытым дебатам». А оппонентов – от искренне заблуждающихся, до скрытых недоброжелателей, выступающих под личиной «объективности», и даже до яростных хулителей – у Церкви по-прежнему хватает. Кому-то, может, это покажется парадоксальным, но мне в этом тоже видится подтверждение верности той линии, которая была избрана Святейшим Патриархом Кириллом. Ведь чем более деятельна Церковь, чем активнее распространяется слово Христа, тем больше озлобляются «сыны противления». Ибо, как мы помним, по слову Христову: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15,18-19).

И, конечно же, главной мишенью этой ненависти становится сам Предстоятель. Как только ни нападали на Патриарха, какие только потоки словесной грязи ни пытались на него выплеснуть; в истории Русской Церкви, пожалуй, только святой Патриарх Тихон «удостоился» подобных злопыхательств. Как же отвечал на это Святейший Патриарх Кирилл? Ни разу он не возвысил голос против своих хулителей; не говоря уже о том, чтобы использовать для этого какие-либо медийные ресурсы, как церковные, так и близкие к Церкви светские. Такое смирение Предстоятеля Церкви, заставляющее вспомнить смирение царя Давида (2 Цар.5-13), должно было остановить и образумить распоясавшихся хулителей. Но нет, чувствуя свою безнаказанность, они еще больше неистовствуют, распространяя различные домыслы, искажая факты, ведя настоящую информационную войну против Церкви и ее Предстоятеля, а еще точнее – просто «бой без правил», ибо даже в войнах есть какие-то правила и нормы.

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Труден и тяжел крест Патриаршего служения; далеко не всякому он под силу. И видя, с каким достоинством и кротостью несет его Святейший Патриарх Кирилл, как неустанно заботится о вверенной ему пастве, давайте в этот юбилейный для него год все пожелаем ему от Господа Всемогущего дальнейшей помощи Божией в этом служении, здоровья и сил. А нам, всем чадам Русской Православной Церкви – умножения веры и здравомыслия, дабы мы могли облегчить тяжесть его креста своим послушанием, своей молитвою и своей сыновней любовью!

И за любовь к нашему Предстоятелю, Господь и Бог наш Иисус Христос, благословивший Святейшему Кириллу пасти Свое стадо словесное, благословит и всех нас.

Аминь.