Рождество Христово – самый радостный и волшебный праздник! В рамках постоянно действующего семинара для педагогов-воспитателей детских садов, организуемого отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии, празднуют Рождество Христово, в детских садах проходят Рождественские колядки.
Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы такой широтой таинственных обрядов и обычаев как Рождественские Колядки.
Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем году.
На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки.
Рождество – великий христианский праздник. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время.
С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. На Рождество зажигали ёлку. На её верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлеемской звезды. На Руси, согласно обряду, утром дети ходили с вертепом и звездой. В вертепе – маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, изображающем пещеру, в которой родился Божественный Младенец, – с помощью кукол, укреплённых на оси, разыгрывались сцены из писания. За своё пение дети получали разные подарки.
Русские народные обряды и традиции очень интересны и познавательны. Но организовать проведение колядок в детском саду чрезвычайно трудно. Во-первых, сложны колядочные песни. Дети дошкольного возраста ещё не в полной мере владеют дыханием, не всегда могут пропеть распевы. Во-вторых, детям не всегда понятен смысл проводимого обряда, так как современные дети не сталкиваются с этим в повседневной жизни. Если в деревнях ещё как-то сохраняются какие-то традиции, то в городе практически ничего о колядках не знают, а если знают что-то, то в искажённом виде. Поэтому музыкальным руководителям и воспитателям пришлось провести большую предварительную работу:
- познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования;
- разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы;
- объяснить значение слов «коляда», «колядки», «колядовщики», Воспитатели и родители вместе с детьми изготовили атрибуты обряда колядования – звезду, месяц, вертеп;
- с помощью родителей подготовили костюмы. Подготовили гостинцы для колядующих.
Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, который он создал вокруг себя.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, миролюбивым, милосердным и верящим в возможность совершенствования мира.
С видеозаписями праздника, которыми поделились детские сады № 94, 119, 276, 368, Тюкалинский детский сад № 4» можно познакомиться в группе «Семинар для воспитателей ДОУ» соцсетей «ВКонтакте»: https://vk.com/club95496989
Светлана Баранцева