Формирование речи дошкольников через путешествие в Рождественскую сказку

image_print
rbt

С 22 по 27 января 2021 года в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №44», в рамках постоянно действующего семинара, организуемого отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии, прошел дистанционный семинар. В рамках семинара был представлен мастер-класс «Опыт работы учителя-логопеда по коррекционно-развивающему направлению «Путешествие в Рождественскую сказку», автоматизация звука [р]».

За пять дней видеоролик с мастер-классом посмотрели 2200 человек.

Учитель-логопед Чернова Татьяна Александровна рассказала, что сейчас в детский сад приходит много детей, у которых плохо развита речь.

Речь – наиболее важная функция человека. Она влияет на внутренний мир человека, на становление его личности, на духовное развитие.

Личность человека формируется через общение с другими людьми и без развитых навыков коммуникации это невозможно. Невозможно познавать мир, обогащать свою внутреннюю культуру, и тем более вносить новое – творить, изменять и улучшать мир вокруг себя – без наличия самого важного инструмента познания – без языка и речи.

Полноценное развитие детей невозможно без грамотной, хорошо поставленной речи. То, насколько активно осуществляется психическое развитие ребенка, напрямую связано с богатством и правильностью его речи, тем, насколько легко ему выражать свои мысли, его возможностями в познании окружающей действительности, а также содержательностью и полноценностью отношений со сверстниками и взрослыми. Из этого вытекает критическая важность своевременного формирования речи ребенка.

У языка, как средства общения, есть определенные, принятые обществом нормы. И отклонения от этих норм считаются нарушениями речи. Появление таких отклонений необходимо предупреждать, а если этого сделать своевременно не удалось, то исправлять.

Логопедические занятия направлены на развития навыков коммуникации, обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи и конечно развитие  правильного звукопроизношения.

Для того чтобы ребенка понимали важно, чтобы речь была чистой, нормативно и правильно проговаривались звуки родного языка.

Занятия по коррекции звукопроизношения направлены именно на устранение дефектного произношения и формирования правильного.

На занятиях ребенок учиться анализировать звук, понимать какое положение занимают органы артикуляции (губы, зубы, язык), слушает и запоминает, как правильно произносится звук на уровне звуков, слогов, слов, фраз, предложений.

Чтобы детям было интересно заниматься, Татьяна Александровна организовала мастер-класс как путешествие в Рождественскую сказку.

Подготовили мастер-класс учитель-логопед – Чернова Татьяна Александровна, заведующий – Рядовая Зоя Александровна, старший воспитатель – Фетисова Светлана Николаевна.

В работе мастер-класса приняли участие 55 человек из 23 образовательных организаций, поделившиеся, как занятия по развитию речи проходят в их детских садах и оставившие положительные отзывы. Вот некоторые из них:

- Ряполова Анна Петровна, воспитатель БДОУ г. Омска “Детский сад 148 комбинированного вида”: «Спасибо за мастер-класс. Интересная мотивация. Много интересных игр, в которых поддерживается тема Рождества. Дети так были увлечены, что занятие прошло, как на одном дыхании. Кабинет оснащён методическим материалом и пособия, а творчество педагога на высоком уровне. Спасибо. На заметку возьму игру “Елочка”, “Бусы”. В своей группе изготовлен Лэпбук “Речевичок”. Дети с большим интересом играют в различные игры».

- Косицына Светлана Викторовна, воспитатель БДОУ города Омска ЦРР детский сад 302: «Очень понравилось ваше занятие по автоматизации звука “Р”. Отлично оборудованный кабинет. Интересна поставлена мотивация. Себе на заметку я взяла гимнастику для язычка. В своей группе, в уголке по развитию речи есть некоторые дидактические пособия, изготовленные своими руками, часто используемые в работе. Также есть пособия, по правильной постановке речевого дыхания»;

- Кузнецова Наталья Анатольевна, воспитатель БДОУ г. Омска “Детский сад 112″: «В вашем мастер – классе увидела много интересного и полезного! Такое количество современных и актуальных игр! Самое интересное, что во всех играх прослеживается рождественская тема. У детей все занятие прошло на одном дыхании. Они были вовлечены в каждую игру. Респект педагогу! У меня в копилочке есть одна дидактическая игра, которая всегда вызывает восторг у детей. Это пособие многофункционально: его можно использовать на занятиях в качестве дыхательной гимнастики на формирование воздушной струи; можно в экспериментировании на тему “Воздух”; можно в театральной деятельности использовать как “Костер” и т.д.

- Козлова Александра Станиславовна, воспитатель БДОУ г.Омска “Детский сад 179 общеразвивающего вида”, студентка ОмГПУ. “Логопедия”: «Спасибо за показательное занятие, очень интересно и как молодому специалисту хороший образец. Дети были вовлечены, молодцы, справились».

 

Фетисова Светлана Николаевна