ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

Текст приводится по изданию: Православная книга. М. 1991 - репринтное издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898

ПоискТОМ I КН. 1I-2II-1II-2III-1III- 2IV-1IV-2V-1V-2VI-1VI-2VII-1VII-2VIII-1VIII-2IX-1IX-2X-1X-2XI-1XI-2XII-1XII-2XII-3скачать I том

I. Увещания а Феодору Падшему.

УВЕЩАНИЕ ПЕРВОЕ. Скорбь о падении души друга. Не нужно отчаиваться в возможности восстания. - Надежда как цепь, привязывающая нас к небу. - Примеры восстания падших грешников. - Навуходоносор. - Ахав. - Манассия. - Ниневитяне. - Добрый разбойник. - Покаяние как всеочищающая сила. - Усилия демона ввергнуть нас в отчаяние. - Всякое покаяние находит себе вознаграждение. - Радости рая. - Муки ада. - Душа Феодора, болящая любовью к Гермионе. - Исцелимость болезни. - Нетрудность покаяния. - Пример молодого Финикса. - Пример престарелого монаха. - Упование на милосердие Божие.

УВЕЩАНИЕ ВТОРОЕ. Возвращение Феодора и ответ на него. - Непозволительность попечения о семейных делах человеку, посвятившему себя на служение Богу. - Бегство из воинства Христова. - Необходимость заглаждения греха. - Слабость человеческой природы. - Падение и восстание. - Пример Давида. - Суетность благ мира сего. - Неудобства, связанные с царством, славой, богатством и браком. - Брак, при всей его священности, есть прелюбодеяние в деле Феодора. - Заботы семейной жизни. - Свобода последователей Христа. - Единственное несчастье для христианина - оскорблять Бога. - Заключение.

II. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни.

СЛОВО ПЕРВОЕ. Наказание противящимся Богу. Пример в лице народов, препятствовавших восстановлению храма после плена вавилонского. - То же и с противниками монашества. - Подробности гонения на иноков. - Сожаление о неразумии гонителей. - Они более вредят себе, чем гонимым. - Пример ап. Павла и Нерона. - Греховность гонительства. - Сравнение гонителей монашества с гонителями апостолов. - Постигшее их наказание. - Свидетельство И. Флавия. - Для спасения недостаточно одной веры; необходимы и добрые дела. - Число подлежащих осуждению. - Пример из истории всемирного потопа. - Извращенность мира.

СЛОВО ВТОРОЕ: К неверующему отцу. Истинно богатый тот, кто презирает все. - Мы прославляемся более добродетелью, чем богатством. - Тому, кто все оставил, никто не расположен вредить, да и не может, если бы захотел. - Кто пренебрегает всем земным, тот легче утешается в лишениях. - Христиане особенно процветают, когда находятся в угнетении. - Кратковременность наслаждений. - История отшельника, отец которого был язычник.

СЛОВО ТРЕТЬЕ: К верующему отцу. Необходимо заботиться о спасении ближнего. - Небрежение о детях есть зло. - Законы о воспитании детей даны от Бога. - Добродетель зависит от внутреннего расположения. - Различные степени спасения. - Развращение нравов. - Необходимость строгого любомудрия. - Необходимость законов и наказаний в государстве. - Жизнь иноков уподобляется ангельской. - Зло нечестия в соединении с красноречием. - Слова Сократа у Платона в начале его апологии. - Святые мужи преуспевали без всякого красноречия. - История юноши, наставляемого монахом. - Превосходство иноческой жизни над мирской. Одинаковость правил для монаха и мирян. - Мирянам труднее спастись. - Истинный отец тот, кто печется о спасении сына. - Раздающий деньги более истинный владелец их, чем тот, кто скопляет их. - Необходимость приучаться к совершению добродетели с юных лет. - Польза временного пребывания юношей в монастыре. - История Анны и Самуила. - Увещание к родителям о воспитании сыновей в благочестии.

III. Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни.

 Повод к написанию этого рассуждения. - Повелевающий деньгами и собственными страстями есть более царь, чем повелевающий народом и войском. - Брань монаха славнее брани царя. - Кто из них счастливее во время ночи. - Благотворительность монаха по сравнению с благотворительностью царя. Царь и монах перед лицом смерти и после нее.

IV. О сокрушении.

СЛОВО ПЕРВОЕ - к Димитрию монаху. Повод к написанию слова. - Необходимость сокрушения вследствие господства греховности на земле. - Неосновательные извинения грешников. - Наказание злословящих. - Обязанность христианина любить своих врагов и делать им добро. - Толкование на прошение: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". - Объяснение слова: "не давайте святыни псам". Желание истинного блага. - Чудесная сила этого желания. - Ап. Павел как образец сокрушения и любви к Богу.

СЛОВО ВТОРОЕ - к Стелехию. Сокрушение окрыляет душу. - Описание души, вознесенной до неба на крыльях сокрушения. - Изъяснение слов ап. Павла: "для меня мир распят и я для мира". - Необычайная любовь ап. Павла к Иисусу Христу. - Любовь Давида ко Христу и его сокрушение. - Рассуждения на псалом 6. - Благость и промышление Божие о людях, как сильное побуждение к сокрушению. - Вселенная и человек, как царь ее.

V. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном.

СЛОВО ПЕРВОЕ. Ужасное испытание, постигшее Стагирия, и желание утешить его хотя письменно. - Попущение нам испытаний и польза как их, так и самого падения. - Примеры - Адама в раю, Каина, Ноя во время потопа, Авраама и Иосифа. - Испытание, как одно из средств, которыми Господь увеличивает нам заслуги и приводит наш разум в подчинение божественному. - Причина, почему Бог допускает благоденствие злых и огорчение добрых. - Неисповедимость путей Божиих. - Вечность, как праведное воздаяние добрым и злым. - Обязанность истинного христианина быть покорным Промыслу Божию. - Увещание Стагирию укрепляться в таком убеждении.

К тому же Стагирию о том, что уныние хуже демона. СЛОВО ВТОРОЕ. Увещание освободиться от угнетающих мыслей о самоубийстве. - Такие мысли не всегда приходят от демона, но иногда и от собственного уныния. - Нужно разгонять это уныние, и лучшее средство для этого - становиться выше мнений толпы и думать, что стыдиться должно только одного греха. - Награды уготованы в будущем, настоящее есть время трудов. - Это показывают примеры святых. - Пример Авраама. - О жертвоприношении Исаака. - Сыновья Эдипа. - Огорчение Иакова. - Пример из жизни Иосифа.

К тому же Стагирию об унынии. СЛОВО ТРЕТЬЕ. Пример Моисея. - Огорчения Моисея в пустыне. - Огорчения Иисуса Навина. - Пояснение предмета на примере Самуила. - Огорчения Давида. - Огорчения Даниила. - Невзгоды Илии и Елисея. - Огорчения ап. Павла. - Бедствия, которым подвергались друзья Стагирия. - Демофил и Аристомен. - Зрелище бедственности человеческой в больницах и тюрьмах. - Бог испытывает нас для искупления наших грехов и более снисходителен к нам, чем мы сами.

VI. Слово к жившим вместе с девственницами.

 Непристойное злоупотребление в жизни духовенства. - Тщетные оправдания обычая. - Страсть, как основа его. - Неизбежное разжигание страстей. - Опровержение мнимых оправданий незаконного обычая. - Ничто так не увеселяет, как добрая совесть. - Большие требования Нового Завета по сравнению с Ветхим.

VII. Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами.

 Непристойность девственницам сожительствовать с мужчинами. - Отсутствие девственниц у греков или язычников. - Непристойность девственницам чрезмерно заботиться о теле и нарядах. - Замужество предпочтительнее худо хранимого девства. - Соблазняющий других уже тем самым грешит, хотя бы и не делал дурного. - Стремление женщин к тщеславию. - Нравы истинной девственницы.

VIII. Книга о девстве.

У еретиков нет истинных девственниц, потому что их девы нецеломудренны и принимают девство из отвращения к браку, как к преступлению. - Они не могут рассчитывать на мзду, одинаковую с православными девственницами. - Апостол, советуя воздержание, не делает из него правила, а еретики, удаляющиеся от его учения, ставят своих учеников в положение хуже язычников. - Наконец, девство еретиков оскорбительно для Бога, потому что их девственницы, отрекшись от веры, не имеют чистого сердца. - Кроме того, состояние девства, чтобы иметь значение заслуги, требует полной свободы в деле вступления в брак - чего не бывает у еретиков, поносящих брак. - Церковь, напротив, одобряет брак и считает его средством укрощения страстей для тех, кто разумно пользуется им. - Лицам, не имеющим надобности в таком средстве, церковь советует не вступать в брак, хотя и не запрещает его. - Она осуждает и изгоняет из своих недр только тех, которые оскверняют святость брака. - Ибо брак доброе дело, но девство лучше, и оно настолько же выше брака, насколько ангелы выше людей. - Девство полезно верующему, и по первоначальному плану творения оно только и должно бы господствовать на земле, потому что грех, бывший причиной смерти, был также и причиной греха. - Возможность размножения людей без брака. - Безбрачное происхождение первых людей и ангелов. - Таковым же было бы и распространение людей, если бы не согрешили прародители. - И теперь брак позволяется только как врачевство против невоздержания. - Воздержание есть дар Божий, но оно не исключает и содействия самого человека. - Картина несчастных браков. - Увещание девственницам, как и вдовам, что после произнесения обета целомудрия нельзя вступать в брак, не погрешая тяжко. - Брак есть цепь, потому что своими заботами и хлопотами повергает в рабство супругов. - Их взаимное подчинение есть тяжелая обязанность, и от нее они не могут избавляться иначе, как по взаимному согласию. - Лицемерные девственницы, уподобляющие себя неразумным девам. - Они будут лишены царства небесного. - Превосходство девства обнаруживается особенно в том, что оно облегчает нам совершение молитвы и добрых дел. - Неосновательность ссылки на Авраама в доказательство превосходства брака над девством. - Апостолы выше этого патриарха. - И богатый человек, состоящий в браке и занятый делами, также может вести жизнь праведную; но такие примеры редки. - Новый Завет требует большего совершенства, чем Ветхий, потому что в первом нам в большем изобилии даны дары и благодать Духа Святого.

IX. К молодой вдове.

 СЛОВО ПЕРВОЕ. Скорбь молодой вдовы Фирасия и утешение ей. - Бог печется о вдовах. - Достоинство вдовства почитается у христиан и язычников. - Радостность надежды и уверенности в том, что мы вновь увидим тех, кого любили. - Кратковременность земной жизни, сопровождающие ее бедствия и непрочность счастья. - Доказательство этого последнего положения. - Пример двух вдов богатых и высокопоставленных, которые после смерти своих мужей дошли до крайней бедственности. - Пример девяти императоров, царствовавших в Константинополе, из которых семеро погибли от насильственной смерти. - Изображение славы и блаженства, которыми наслаждается Фирасий на небесах. 

К той же вдове. СЛОВО ВТОРОЕ о воздержании от второго брака. Изложение и опровержение трех оснований, которые обыкновенно заставляют вдов опять вступать в брак, именно надежды на лучшее состояние, привязанность миру и немощь плоти. - Цель слова - не порицание второго брака, допускаемого ап. Павлом и узакониваемого Церковью. Вдова, вступающая во второй брак, обнаруживает в себе слабость и чувственность, проявляет привязанность к земле и показывает, как не дорога ей память ее первого мужа. - Она не может любить второго мужа, как любила первого, и этот новый союз восстанавливает против нее и ее родителей, и ее слуг и особенно детей от ее первого мужа. - Поэтому с целью отклонить вдов от второбрачия законодатели нашли нужным лишить совершение второго брака всякой торжественности, показывая этим, что они допускают его только с сожалением. Похвала вдовству, которое приближается к девству, ибо таковому вдовству принадлежит одинаковая с девством слава и награда.