ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

Текст приводится по изданию: Издательство "Златоуст". М. 1994 - репринтное издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897

ПоискI-1I-2II-1II-2ТОМ III КН. 1  ◦ III-2IV-1IV-2V-1V-2VI-1VI-2VII-1VII-2VIII-1VIII-2IX-1IX-2X-1X-2XI-1XI-2XII-1XII-2XII-3скачать III том

I. БЕСЕДА на притчу о должнике

 десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

Эта беседа признесена святителем в 387 году между Пасхой и Вознесением, после продолжительного перерыва в беседах по случаю тяжкой болезни святителя. Поэтому в самом вступлении выражется радость пропведника по случаю возвращения его к своим слушателям после продолжительного отсутствия вследствии именно болезни.

Посвятив великий пост искоренению дурной привычки клясться, проповедник переходит к обличению другого порока и осуждает гнев и страсть к возмездию за обиды, что и делает через объяснение притчи о рабе, который должен был десять тысяч талантов. - Иисус Христос, чрез посредство этой притчи, хотел научить Своих учеников подавлять в себе приступы гнева; это и доказывает вопрос, с которым ап. Петр обращается по этому предмету к Спасителю. - Должно прощать не семьдесят семь раз, как толкуют некоторые, но бесконечное число раз. - Отчет, которого потребует Царь Небесный, будет одинаково строг для всех возрастов, полов и состояний. - О том, что означают слова: "не имел, чем заплатить". - Как должник, опасавшийся быть осужденным, получает прощение своего долга, вследствие своей мольбы. - Бог, прощающий Ему причиненные оскорбления, не простил того оскорбления, в котором оказался повинным жестокий раб по отношению к своему собрату. - Нет ничего такого, что было бы более ненавистно пред Богом как мщение.

II. БЕСЕДА на слова:

"Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39).

Так как и пророки знали об обстоятельствах страданий Иисуса Христа, то тем более знал о них Он Сам. - Нельзя говорить, что Иисус Христос отказывался подвергнуться страданиям; на это указывает суровый укор, который Он сделал ап. Петру, желавшему отвратить Его от этого. - Перед самым распятием Он говорил Своему Отцу: "пришел час, прославь Сына Твоего", как будто от креста должна была произойти вся Его слава. - Чудеса, совершенные крестом. - Напрасно аномеи и ариане пользуются текстом: "Отче Мой! если возможно" для подтверждения своих заблуждений. - Прошение, с которым Иисус Христос обращался к Своему Отцу, Он делал как человек, а не как Бог. - Отец и Сын имеют лишь одну и ту же волю. - Учение о воплощении. - Так как эта тайна выше разума человеческого, то Бог, чтобы сделать ее правдоподобной, возвещал о ней через пророков. - Он и Сам явился в мир, и чтобы Его не приняли за привидение, Он доказал, что Он есть истинный первый человек, перенеся все бедствия и все неудобства, связанные с природой человеческой, подвергаясь, наконец, крестной смерти. - Если все эти знамения не могли воспрепятствовать Маркиону, Валентину, Манесу и другим ересиархам подвергать сомнению тайну воплощения, то что было бы, если бы Иисус Христос быль чужд немощей человеческих? Тогда, конечно, мы видели бы даже еще больше лжеучений всякого рода.

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА:

"Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш".

В этой беседе проповедник, показав, как верные должны быть внимательны к вещаниям Евангелия и при посредстве текстов "тесны врата и узок путь" и "широки врата и пространен путь" указав, как многие христиане занимаются своей душой и небесными предметами и насколько, напротив, они предаются заботам о теле и земных предметах, - после этих предварительных размышлений, переходит к молитве, как к предмету, который собственно и подлежит объяснению. - Обличение большинства людей в том, что они просят от Бога благ временных и преходящих - красоты, богатств, почестей, и не обращаются к Нему с просьбою о благах, которые только и суть истинно полезны; обличает те мстительные души, которые с злорадством предаются своей мстительности, между тем как сам Бог осуждает мщение. - Иисус Христос научает нас, как мы должны молиться. - Похвала молитве Господней и затем само объяснение этой превосходной молитвы, все прошения которой последовательно излагаются с необычайным изяществом и простотою.

IV. БЕСЕДА о расслабленном,

спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом.

В приступе к этой беседе проповедник говорит, что он несколько времени тому назад уже произносил беседу о расслабленном, страдавшем тридцать восемь лет, - это, без сомнения, указывает на двенадцатую беседу против амонеев (см. т. I), в которой доказывается чрез чудесное исцеление того расслабленного, что Сын во всемогуществе равен Отцу. - Эту беседу, как думают, Златоуст произнес в 398 году, будучи уже архиепископом Константинопольским; к этому же времени нужно относить и беседу о расслабленном, спущенном через кровлю. - Свойства духовных богатств в том, что они никогда не истощаются. - История этого расслабленного научает нас переносить испытания жизни. Бог есть всегда Отец и Врач, действует ли Он с суровостью, или с снисхождением. - Необходимость помощи божественной благодати. - Проповедник переходит ко второму расслабленному. - Евангелисты не противоречат между собой. - Различие между этими двумя расслабленными. - Величие веры расслабленного. - Христос проявляет Свое божество. - Отпущение грехов. - Увещание к терпению в скорбях.

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА

 о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных.

Этой беседой начинается ряд бесед, всего пять, по вопросу о надписании книги Деяний; в первой из них говорится о самом заглавии книги, во второй – об авторе, в третьей – о на­чале книги и о различии между действием и чудом, в четвер­той – о пользе чтения Св. Писания, в пятой – о том, почему книга Деяний Апостольских читается в Пятидесятницу. Вторая из этих бесед дошла до нас лишь в недостаточном и даже искаженном виде, почему она и отнесена бенедиктинскими из­дателями к концу III тома.

Проповедник жалуется на то, что церковь, бывшая совершенно переполненной в предшествующее воскресенье, теперь была почти пустая, и особенно на то, что в церкви не видно богатых лиц. - Он, впрочем, предпочитает немногое число присутствующих бедных. - Обличение зрелищ. - Осуждению подлежит злоупотребление богатствами, а не сами богатства. - Те, которые не бывают за церковным служением, хуже иудеев. - Не нужно пренебрегать даже самыми заглавиями Св. Писания, так как ап. Павел, будучи в Афинах, пользовался даже надписью на языческом жертвеннике. - Что же значит: Деяния Апостолов? - Ап. Павел поборол язычество так же, как Давид поборол филистимского исполина. - Кто есть истинный неофит?

2. БЕСЕДА

в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений.

Объяснение слов: "На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". - Таков оплот церкви, против которого разбились все усилия язычества и ереси. - Церковь создана руками апостолов на основании пророков. - Почему книги Деяний Апостолов дано это именно название, а не другое какое? - Различие между деяниями и чудесами. - Деяния происходят от воли и благодати, чудеса - только от благодати; деяния именно, а не чудеса открывают небо. - То, что делает апостолов, есть любовь, а не чудеса. - Доказательство этой мысли чрез объяснение чуда исцеления хромого ап. Петром у дверей храма. - Заключение и увещание.

3. БЕСЕДА

о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным.

Вступление в беседу, в которой проповедник хвалит своих слушателей за их ревность в слушании Слова Божия и сравнивает Св. Писание с восхитительным лугом и о неиссякаемым источником. - Человек, повседневно читающий Св. Писание, есть "как дерево, посаженное при потоках вод". - Проповедник постепенно объясняет своим слушателям Св. Писание, чтобы оно, падая на их души, как приятный дождь, лучше проникало в них. - Обобщение предшествующих бесед и предмет настоящей беседы. - О том, что такое апостол. - Благодать апостольства обнимает в себе полноту всех даров благодати. - Апостол есть советник в духовной жизни. - Сравнение между апостолом и начальником. - Увещание к новокрещенным.

4. БЕСЕДА

о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов.

Обязанность тех, кто слушают святое слово в церкви, распространять его среди других людей. - Всякий христианин может и должен быть учителем, по крайней мере, в своем доме. - Чудесное снисхождение апостолов и особенно ап. Павла, когда он делался всем для всех, чтобы всех привести к Иисусу Христу. - Апостолы начали проповедовать и творить чудеса только уже после Пятидесятницы; поэтому и чтение книги Деяний более всего полезно в это время. - Книгу Деяний Апостольских читают и непосредственно после Воскресения, потому что чудеса, совершенные апостолами во имя Иисуса Христа, составляют лучшее доказательство Воскресения. - Пространные и красноречивые доказательства того, что чудеса, совершенные апостолами, суть непреоборимые доказательства воскресения их учителя.

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

1. БЕСЕДА

по прочтении места: "Савл же, еще дыша угрозами и убийством" (Деян. 9:1), когда все ожидали, что будет сказана беседа на начало 9 гл. Деяний, - о том, что призвание Павла есть доказательство воскресения.

Эта и следующие три беседы имеют своим общим содержанием вопрос о перемене имен

Если пророки отказывают в названии человека которые, присутствуя в церкви, пренебрегают слушанием слова Божия, то, что сказать о тех, которые и совсем не ходят в церковь? - Приходящие в церковь, насытившись словесным хлебом, не должны пользоваться им только для себя, а нести его и к своим отсутствующим братьям и возбуждать в них также желание и самим приходить на эту трапезу. - Отношение такого назидания к вопросу об обращении ап. Павла. - Аллегория, в которой ап. Павел изображается под видом рыбы, Иисус Христос - под видом рыболова и изречение: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? - под, видом уды. - Величие чуда воскресения мертвого, но еще большее чудо - изменение свободной воли. - Достаточно немного поразмыслить об обращении ап. Павла, чтобы убедиться в том, насколько оно представляет собою великое и поразительное доказательство воскресения Иисуса Христа. - Обращение ап. Павла чуждо было всяких человеческих побуждений. - Почему апостол назывался Савлом, а затем Павлом? - Для чего произошла эта перемена в имени, размеры которой встречаются и в других случаях, как в ветхом завете, так и в новом завете? Обсуждение этого вопроса в следующих беседах.

2. БЕСЕДА

к роптавшим на продолжительность поучений и к тем, которые недовольны были краткостью их; об имени Савла и Павла, и о том, для чего первый человек назван был Адамом, - что это было полезно и благотворно, - и к новопросвещенным.

Одни любят длинные назидания, другие - короткие; как удовлетворить столь различные вкусы? - Проповедник объявляет себя рабом своих слушателей, и он более славится своим рабством, чем император своей порфирой. - Перемены имен в Св. Писании имеют важность и значение, к которым нельзя относится пренебрежительно. - Ап. Павел назывался еще Савлом и после своего обращения. - В первый раз имя Павла появляется в книге Деяний при рассказе об обращении проконсула Сергия Павла. - Касательно перемены имен возникают два вопроса: во-первых, почему Бог переименовывал некоторых святых, а не вех? Во-вторых, почему между теми, которых Он удостаивал наименования, одних Он именовал в течение всей их жизни, а других до их рождения? - Бог назвал первого человека Адамом, что означает "девственная земля"; эта "девственная земля", из которой вышел Адам, была прообразом. Девы Марии, матери второго Адама. - Имя земного Адама постоянно увещевало первого человека быть смиренным и ограждало против гордой мысли о том, что он равен Богу. - Первый, кто после Адама получил от Бога имя, есть Исаак, и это имя означает смех. - Будучи сыном благодати, Исаак есть прообраз христиан.

3. БЕСЕДА

к упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, - что эта перемена произошла с ним, не по принуждению, но по свободной воли его; И на слова: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня? " (Деян.9:4).

Св. Иоанна Златоуста упрекали за то, что он делает слишком большие вступления. - Этот упрек становится здесь поводом к еще более длинному вступлению, в котором проповедник развивает такие мысли, что раны, наносимые друзьями, менее опасны, чем поцелуи, напечатлеваемые врагами; что увещания полезны тем, кто принимают их, как и тем, кто их делают, и что хорошо уметь принимать их. - Объяснение вступительной речи Моисея, в которой он, по совету своего тестя Иофора, высказал необходимость избрания мудрых и просвещенных людей для того, чтобы они помогали ему в управлении народом Израильским. - Проповедник приводит несколько оснований в объяснение продолжительности своих вступлений. - Обобщение предшествующего наставления. - Почему изменено было имя ап. Павла? - Почему это не сделано было тотчас же после его обращения? - Объяснение слов: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" до слов "Я Иисус, Которого ты гонишь". Рассуждение о том, что обращение ап. Павла было совершенно свободным.

4. БЕСЕДА

содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: "Павел зван" (1Кор.1:1), и о смиренномудрии.

Те, кто не посещают церкви, не слышали слов пророка: "желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия". - Что испытывает душа при вступлении в церковь. Богопочтение есть единственно необходимая вещь и должна идти прежде всего. - Необходимость заниматься спасением своих братьев. - Объяснение слов Павла "призванный Апостол", находящихся в начале первого послания к Коринфянам. - Не столько важно читать, сколько разуметь Св. Писание. - Имена святых приятны для верных, страшны для грешников. - Слово "призванный" означает, что не апостол первый пришел к Господу, но что он ответствовал на призвание. - Коринфяне были богаты всеми благами мира сего, откуда происходило их тщеславие. - Они гордились даже учением, которое ап. Павел впервые проповедовал им; чтобы преподать им урок смирения, апостол и употребляет это слово "призванный". - Увещание к смирению, как основе всех добродетелей.

VII. БЕСЕДА о скорбях

на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3).

Проповедник во вступлении, где он показывает, что христианин, страждущий в надежде на будущее блаженство, имеет великое преимущество перед земледельцем, мореплавателем и воином, заявляет, что он намерен объяснить слова апостола: "и не сим только, но хвалимся и скорбями"; но, чтобы пролить больше света на это место, он нарисовывает картину яростных гонений, которым подвергались первенствующие христиане. - Ап. Павел, с целью их увещания, не переставал питать их надеждой на будущие блага и напоминать им о тех преимуществах, которыми они пользовались и в этом мире. - Подробно объяснив им эти блага и эти преимущества, апостол прибавил, что они не только не должны были огорчаться этими скорбями, но даже и хвалиться ими. - Доказательства истины этих слов примером самого ап. Павла, примером других апостолов и мужеством мучеников, которые радовались среди самых ужасных мучений. - Ап. Павел особенно хвалился своими скорбями, и это именно он высказывал в словах: "и не сим только, но хвалимся и скорбями", - Почему же нам хвалиться скорбями? А потому, что они испытывают нас и укрепляют, дают нам силу, которая ограждает нас против всякого зла. - Несколько примеров, взятых из природы, показывают, насколько важно это преимущество. - Поэтому ради собственной пользы мы мужественно должны сносить все скорби настоящей жизни.

VIII. БЕСЕДА

на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей.

Вступление этой беседы весьма похоже на вступление в бе­седу о должнике десятью тысячами талантов. Как в той, так и в другой проповедник радуется, что после продолжительной бо­лезни он вновь, как бы по возвращении из долгого путешествия, является среди собрания, которое его любит и которое любимо им с своей стороны. Поэтому, некоторые ученые выводят отсюда, что если беседа о должнике десятью тысячами талантов была произнесена, несомненно, в Антиохии в 887 году, то эта была произнесена в Константинополе, так как трудно предполагать, чтобы одно и то же вступление было произнесено в одном и том же городе

Любовь проповедника к своим слушателям. - Любовь есть долг, которого никогда не уплатить всецело. - Христиане должны быть терпеливы в гонениях. - Действенность слов апостола на неблагодарность македонян к апостолам. - Почему ап. Павел изгнал демона, который заставил рабыню признать высшее служение апостолов. - Взятие и освобождение Павла и Силы. - Действенность священных песнопений: почему Павел и Сила предались священному песнопению среди ночи. - Скорбь делает нас внимательными и бдительными. - В деле духовной жизни никогда не должно рассеиваться. - Почему Бог допускает искушения.

IX. БЕСЕДА

против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве.

Проповедник жалуется на незначительность числа слушателей его беседы; он отвергает рукоплескания собравшихся. - Приложение пословицы о том, что капля воды долбит камень. - Мы рождены не для себя только. - По примеру святых, мы не должны бояться усталости. - Верные должны взаимно увещевать себя к посещению церкви. - О крайней тщательности, с которою иудеи соблюдают свою субботу. - В мирских делах мы преуспеваем, когда славим Бога. - Какие источники дают нам помощь в проповеди. К чтению Св. Писания нужно присоединять добрые дела. - Трудно и мучительно примиряться со своими врагами. - Как нужно побеждать своих врагов: Давид в ветхом завете делает добро своему врагу. - Почему Давид пощадил Саула? - Как велика добродетель Давида. - Похвала терпению Давида.

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле

на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

СЛОВО 1-е.

В Св. Писании нет ничего излишнего. - Отчего зарождаются ереси. - На что нужно обратить внимание в рассматриваемом приветствии. - Ап. Павел приветствует рабочих и бедных. - В этом заключается его благородство. - Не должно порицать брака. - Назиданием служат не только слова праведных, но и их жизнь. - Нравственное увещание к ручному труду. - Не должно стыдиться труда и положения ремесленника.

СЛОВО 2-е

об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих.

Как велика была заботливость ап. Павла. - Прискилла и Акила были счастливее царей земли. - Строгость апостолов: польза этих примеров. - Возражение против апостолов и против других христиан касательно бедности: ответ неверующим. - Почему Иисус Христос одобрил бедность? - Почему Он не поставил ее в безусловную и постоянную обязанность Своим ученикам? - Как нужно истолковывать известные повеления. - Сравнение между богатым и бедным. - Единение и взаимная любовь учителей и учеников во времена апостолов как источник процветания христианства. - Какой великий грех злословить вождей церкви. - Злословя их, тем самым мы вредим самим себе. - Даже когда они имеют недостатки, мы должны воздерживаться от осуждения их по причине священного характера их личности; было бы постыдным лицемерием - публично оказывать им почтение и прибегать к их помощи, а у себя дома злословить их или одобрять тех, кто их злословит. - Этот недостаток почтения и любви к священникам есть язва церкви. - Кроме того, это прямо подрывает и наше спасение, потому что раз мы не хотим подвергаться суду Божию, мы не должны судить других, а должны судить самих себя.

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

Три следующие беседы, из которых первая берет своим текстом слова ап. Павла: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1Кор.7:2) и проч., вторая имеет своим предметом вопрос о браке с отверженной, а третья трактует об избрании супруги, очевидно, были произне­сены одна за другой. Одно место в начале второй беседы показывает, что она следовала за первой, текстом которой она зани­мается. Третья беседа, вероятно, была произнесена несколько дней спустя после второй: доказательством этого может служить са­мо вступление. Главным образом обсуждается вопрос (в пер­вой) о совершении брака и о неудобстве распущенных танцев и соблазнительных песен, которыми во времена Златоуста обы­кновенно сопровождались брачные церемонии. Проповедник за­тем восстает против тех, которые пребывают в блудодеянии даже после брака, а также против общественного мнения, кото­рое не придает название блудодеяния неверности замужних женщин и соучастию их соблазнителей. В следующей бе­седе св. Иоанн Златоуст говорит об отвержении жены и заключает рассуждением о том, что непозволительно брать жен­щину, отвергнутую вследствие прелюбодеяния. Наконец, самое заглавие третьей беседы об избрании супруги с достаточно­стью определяет предмет ее. В ней Златоуст восхваляет никоего Максима, которого он называет своим помощником и который вероятно, был тем епископом селевкийским в Исаврии, который раньше его проповедовал на этом месте: из этого свидетельства можно заключать, что св. Иоанн Златоуст в это время был уже архиепископом Константинопольским.

1. БЕСЕДА

на слова апостола: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1Кор.7:2).

Действенность Слова Божия. - Нужно уметь пользоваться его языком. - О совершении брака. - Сопровождающие его злоупотребления. - Участие демона в этих злоупотреблениях. - К чему служит учреждение брака. - Опровержение общественного заблуждения касательно прелюбодеяния. - Наказание прелюбодейному супругу в настоящем и будущем мире.

2. БЕСЕДА

на слова: "Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так" (1Кор.7:39-40).

Непозволительность вступления в брак с отвергнутой женой. - Мирские законы не могут возобладать над законом божественным. - Побуждение Моисеева закона касательно отвержения. - Переход к новому закону. - Прелюбодеяние мужа, вступающего в брак с отвергнутой женщиной. - Прелюбодеяние женатого человека, совершающего блуд с какой-нибудь женщиной. - Мудрость ап. Павла: его снисхождение к немощи человеческой. - Награды, связывающиеся даже в настоящем мире с постоянством во вдовстве. - Как совершается очищение души. Заключительное увещание.

3. Похвала Максиму,

и о том, каких должно брать жен.

Похвала Максиму, сотоварищу св. Иоанна Златоуста. - Раскаяние есть отчасти оправдание. - Вступление в предмет: рассуждение вызываемое браком. - Законы брака написаны у ап. Павла. - О любви, которую должно иметь к своей супруге. - Терпение есть обязанность мужа. - Сравнение между Евой и церковью. - Жену должно предпочитать своим родителям. - Назначение жены: она должна быть помощницей своего мужа. - Против браков по расчету. - Цель установления брака. - Пример, извлекаемый из женитьбы Исаака. - Объяснение этого рассказа Св. Писания: Авраам - как пример для родителей, Ревекка - как пример для девиц и молодых женщин. - Увещание к родителям и молодым людям, намеревающимся вступить в брак.

XII. БЕСЕДА

на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1).

Почему ап. Павел ссылается на ветхий, а не на новый завет, чтобы устрашить грешников наказаниями, которым они подлежат. - Почему проповеди могут быть подтверждаемы примерами, заимствованными из прошлого. - Бог ветхого завета и Бог нового завета есть один и тот же Бог. - Опровержение Маркиона и Манихея. - Переход через Чермное море, как прообразование крещения. - Чем прообразование отличается от истины. - Прообразование священной трапезы в ветхом законе. - Ересь Павла Самосатского. - Соотношение между жизнью иудеев в пустыни и тем, что теперь происходит в церкви. - Заключение и увещание.

XIII. БЕСЕДА

на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19).

Слово "надлежит" не должно понимать в этом тексте в смысле какой-нибудь необходимости; но это просто предсказание, делаемое апостолом. Греческое слово iva в тексте указывает не на причину, а на самое событие. - В этом месте ап. Павел говорит не об ересях в собственном смысле этого слова, а о разномыслиях, которые под влиянием гордости происходили между богатыми и бедными в Коринфе. - Описание христианской вечери любви в первые времена церкви. - Ап. Павел укоряет богатых сильно в то же время мягко. - Продолжение толкования текста. - Заключение. - Увещание.

XIV. БЕСЕДА о милостыни,

произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения.

Эта беседа была произнесена, несомненно, в Антиохии, как видно из самого ее содержания; но неизвестно, в котором году. Она представляет собою простое возвышенное и назидательное объяснение четырех первых стихов 16 главы 1-го послания к Коринфянам. Проповедник трогательно показывает в ней, какова была ревность ап. Павла в деле совершения милостыни и делает увещания к ней; какова была его мудрость и каково благородство его чувств; в ней Проповедник увещевает верных, по примеру этого апостола, давать деньги на облегчение положения бедных и вообще помогать недостаточным в их нуждах, не исследуя старательно достоинства самой личности. - Вступление в эту беседу замечательно: оно исполнено внушительного достоинства и в то же время дышит нежною любовью к бедным. Св. Иоанн Златоуст выставляет себя как бы уполномоченным по отношению к богатым со стороны бедных, которых он видел распростертыми на земле в суровое время года; он возбуждает в богатых людях сострадание зрелищем бедствий, которых он был свидетелем.

XV. БЕСЕДА

на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне.

Когда врачи принуждены бывают употреблять железо, они употребляют его не без сожаления о той боли, которую они причиняют своим больным; ап. Павел вынужденный исправлять коринфян, испытывает мучение при самой мысли о их деле. - Естественная слабость разума, утверждаемая силою веры. - Бессилие философии в отчуждении от веры. - Двоякое значение слова веры в Св. Писании. Оно означает добродетель, которою апостолы совершали чудеса, и затем оно же означает то, что приводит к познанию Бога. - Учение о благодати. - Добрые дела вселяют в нас Св. Духа. - Девство должно соединяться с любовью. - Бог обращает особенное внимание на заповедь о любви. - Увещание к практическому совершению милостыни.

XVI. БЕСЕДА

на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне.

Сокращенное изложение предшествующей беседы. Ветхий и новый законы суть одного и того же Законодателя, одного и того же Бога. - Эти два закона различны между собой, но не противоположны. - Пророк Иеремия ясно показывает, что и в ветхом, и в новом завете один и тот же Бог. - Решительные свидетельства против иудеев и последователей Павла Самосатского. - Объяснение текста: "Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной". - Значение этого текста в опровержение манихеев. - Две жены Авраама прообразуют два завета. - Они имеют одного только мужа; равным образом и два завета имеют одного и того же Бога. - Увещание к совершению милостыни.

XVII. БЕСЕДА

еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне.

Краткое повторение предшествующей беседы. - Ап. Павел говорит: "имея тот же дух веры" не для того только, чтобы показать нам согласие двух заветов, но и по другой причине, которая составляет предмета настоящей беседы. - Состояние мира в первые времена христианской проповеди. - Страдания ап. Павла. - Польза страданий вообще. - И в ветхом завете встречаются праведники, награда которым отложена была до другой жизни. - Вот второе основание, по которому ап. Павел говорит: "имея тот же дух веры"- Он хотел ободрить верных своего времени. - Бог в ветхом завет относился не так же к массе народной, как к избранным праведникам. - Увещание к совершению милостыни.

XVIII. БЕСЕДА

на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1).

Различие между любовью плотской и любовью духовной. - Если мы не видим ап. Павла телесными очами, то все-таки должны не менее любить его; если его нет теперь с нами, то у нас есть его писания, которые мы должны исследовать, чтобы проникнуть в их смысл. - Что означают слова: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" - Они объясняются сами собою, если обратить внимание на обстоятельство, при котором были сказаны. - Многоразличные предосторожности, которые принимает ап. Павел прежде чем сделать себе самому похвалу. - Смирение св. Павла, который говорит, что если он спасен был, то это для того, чтобы никто не отчаивался в своем спасении. - Нужно сознаваться в своих недостатках и забывать о своих заслугах. - Праведные умеют молчать, когда нет надобности говорить, и нарушать молчание, когда их заставляет необходимость. - Пример Самуила. - Заключение.

XIX. БЕСЕДА

против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении.

Эта беседа была произнесена в Антиохи за несколько дней до пятой беседы против аномеев (том I), т е., в последние дни 386 года. В этой именно пятой беседе против аномеев находится объяснение притчи о мытаре и фарисеи, о которой упоминается в начале настоящей беседы. Поводом к этой беседе было злоупотребление, которое некоторые еретики делали из слов ап. Павла: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно", доказывая, что эти слова означают маловажность того, истинны, или ложны учения, если только в них проповедуется Христос. Во вступлении упоминается о пятой беседе против аномеев. - Смирение есть единственная скала, на которой должно основываться здание нашего спасения. - Простота, чистота, единство веры, которых требуют ап. Павел и Сам Господь Иисус Христос. - Обстоятельства, при которых ап. Павел произнес рассматриваемые слова; он был в оковах, и его враги проповедовали Евангелие, чтобы возбудить гнев Нерона и заставить его умертвить апостола; тем не менее, проповедь имела успех, почему ап. Павел и сказал рассматриваемые слова. - Подробное объяснение самих слов. - Увещание к молитве.

XX. БЕСЕДА

на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне.

Достоинства вдовы. - Два рода вдов: бедные вдовы, которых питает церковь, и вдовы богатые. - От которых апостол требует, что бы они были шестидесяти лет от рода? - Очевидно от последних. - Там, где дело идет о помощи другим, нет надобности определять возраст. - Тог, кто страдает, хочет получить облегчение во всяком возрасте, и в каком бы то ни было состоянии. - Тогда были сонмы вдов, как теперь есть сонмы девственниц. - При составлении этих сонмов нужно поступать с благоразумием; отсюда и происходит совет о допущении в эти сонмы вдов, находящихся в таком возрасте, при котором у них не может являться желания возвратиться в мир. - Совет молодым вступать в брак относится только к тем вдовам, которые не выдерживали испытания вдовства. - Та, которая хочет быть допущена к достоинству вдовы, должна сначала доказать свою твердость делами. - Неудобства второго брака. - Дело вдовы - прежде всего хорошо воспитывать своих детей. - Во-вторых, совершать гостеприимство. - Должна служить бедным. - Увещание к совершению милостыни.

XXI. БЕСЕДА

об Илии и вдовице, а также и о милостыне.

Увещание к совершению милостыни. - Достоинства этой добродетели, чудесно совершенной двумя вдовами, одной - в ветхом и другой - в новом завете. - Голод опустошает землю по повелению пророка Илии, который находит себе убежище у вдовы сарепетской. - Изображение жилища этой вдовы. - Бог, прежде чем поразить виновных, всегда заботится о том, чтобы открыто изобличить их в неправде. - Пример - наказание содомлян. - Пророки и сам Иисус Христос часто были отвергаемы иудеями и принимаемы язычниками. - Сам пророк Илия подвергся голоду, которому подверглись и другие, чтобы и сам он помнил, что он также человек. - Илия приходит ко вдовице. - Мудрость последней. - Вдова предлагает гостеприимство пророку Илии, не смотря на все препятствия, встречаемые ее к совершению этого доброго дела. - Обобщение всего сказанного и заключение.

XXII. БЕСЕДА

о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих.

Эта беседа, несомненно произнесенная в Антиохии, хотя и неизвестно в котором году, трактует о разных предметах нравственности. - Воздав похвалу тем из своих слушателей, которые по своей ревности приходят слушать священное слово, проповедник показывает: в чем состоит истинное величие и истинное превосходство. - Насколько духовные блага стоят выше благ земных. - Какое различие между настоящей жизнью и будущей. - Наконец, подробно обсуждается вопрос о том, каким образом Иисус Христос сделал для нас легкими самые возвышенные правила, совершая их Сам и предоставляя нам награды и возмездия. - Заключительное увещание.

XXIII. БЕСЕДА

о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам.

Церковь исцеляет души; она не продает своих лекарств; последние сохраняют свою действенность, которая всегда одна и та же; они действуют на всех имеющих добрую волю людей, но на бедных больше, чем на богатых. - Богатство и бедность, - вещи сами по себе безразличные, становятся добрыми или худыми от того употребления, которое делают из них. - Диавол удвояет ярость своих нападений против нас, когда мы молимся. - Сила молитвы и доказательства этой силы. - Молитва дала младенца Исааку, жена которого была бесплодна. - Исаак молился в течение двадцати лет. - Сарра, Ревекка, Рахиль, Елисавета, не смотря на свое природное бесплодие, зачали, чтобы приготовить людей к вере в еще более чудесное зачатие Девы. - Требовать наказания нашим врагам значит оскорблять Бога.

XXIV. БЕСЕДА

о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами.

Радость проповедника при виде плодов сокрушения, произведенных его последней беседой. - Чтобы должным образом молиться, необходимо помнить о своих грехах и забывать о своих добрых делах. - Когда Бог хочет совершить великое чудо, Он подготовляет к этому людей прообразами. - Так, бесплодные женщины зачинают, чтобы расположить умы к верованию в девическое зачатие; так, Иона, извергнутый китом, прообразует Христа, исходящего живым из недр смерти. - Смерть поглотила камень краеугольный, она не могла его переварить, извергла его, а вместе с ним и весь род человеческий. - Сарра, как прообраз церкви. - Нравственные выводы, извлекаемые из этого учения. - Супруга должна быть терпима, не смотря на свои недостатки. Сила молитвы.

XXV. БЕСЕДА

сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности.

Радость проповедника по возвращении его к своим слушателям. Важность предмета и необходимость особенного внимания к нему. - Важность последствий для апп. Петра и Павла вследствие возникшего среди них спора. - Укор со стороны Павла можно бы понимать в смысле изобличения немощи ап. Петра, а между тем ап. Петр представил блистательное доказательство мужества и ревности. - Оправдание ап. Петра. - Любовь и почтение ап. Павла к Петру; как же объяснить это изречение ап. Павла в послании к Галатам? - Петр, как апостол иудеев; Павел, как апостол язычников. - Почему Петр был послан к иудеям, а Павел к язычникам? - Иудеи слишком ненавидели ап. Павла, чтобы он мог быть их апостолом; Петр проповедуя иудеям, действовал снисходительно и постепенно, отвлекая их от закона Моисеева; Павел же, проповедуя язычникам, чуждым закону Моисееву, не имел надобности действовать так: вот к чему сводилось различие в их проповеди, вот к чему сводилось это разногласие между апп. Петром и Павлом. - Сам ап. Павел иногда склонялся к иудейским обычаям, и когда снисхождение к иудейским обычаям делалось опасным, то и Петр умел почти совершенно освобождаться от них. - Каким же образом объяснить укоры, с которыми он обращался к Петру? - Изложение событий, которые повели к этому укору. - Некоторые предполагают что ап. Павел здесь говорит не об ап. Петре, а о некоем неизвестном лице; но это мнение неосновательно. - Укоры, с которыми ап. Павел обращается к Петру, были наперед улажены между ними. - Разъяснение и подтверждение мнения самого проповедника.