Текст приводится по изданию: Издательство "Златоуст". М. 1994 - репринтное издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897
Поиск ◦ I-1 ◦ I-2 ◦ II-1 ◦ II-2 ◦ ТОМ III КН. 1 ◦ III-2 ◦ IV-1 ◦ IV-2 ◦ V-1 ◦ V-2 ◦ VI-1 ◦ VI-2 ◦ VII-1 ◦ VII-2 ◦ VIII-1 ◦ VIII-2 ◦ IX-1 ◦ IX-2 ◦ X-1 ◦ X-2 ◦ XI-1 ◦ XI-2 ◦ XII-1 ◦ XII-2 ◦ XII-3 ◦ скачать III том
десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.
Эта беседа признесена святителем в 387 году между Пасхой и Вознесением, после продолжительного перерыва в беседах по случаю тяжкой болезни святителя. Поэтому в самом вступлении выражется радость пропведника по случаю возвращения его к своим слушателям после продолжительного отсутствия вследствии именно болезни.
Посвятив великий пост искоренению дурной привычки клясться, проповедник переходит к обличению другого порока и осуждает гнев и страсть к возмездию за обиды, что и делает через объяснение притчи о рабе, который должен был десять тысяч талантов. - Иисус Христос, чрез посредство этой притчи, хотел научить Своих учеников подавлять в себе приступы гнева; это и доказывает вопрос, с которым ап. Петр обращается по этому предмету к Спасителю. - Должно прощать не семьдесят семь раз, как толкуют некоторые, но бесконечное число раз. - Отчет, которого потребует Царь Небесный, будет одинаково строг для всех возрастов, полов и состояний. - О том, что означают слова: "не имел, чем заплатить". - Как должник, опасавшийся быть осужденным, получает прощение своего долга, вследствие своей мольбы. - Бог, прощающий Ему причиненные оскорбления, не простил того оскорбления, в котором оказался повинным жестокий раб по отношению к своему собрату. - Нет ничего такого, что было бы более ненавистно пред Богом как мщение.
"Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39).
Так как и пророки знали об обстоятельствах страданий Иисуса Христа, то тем более знал о них Он Сам. - Нельзя говорить, что Иисус Христос отказывался подвергнуться страданиям; на это указывает суровый укор, который Он сделал ап. Петру, желавшему отвратить Его от этого. - Перед самым распятием Он говорил Своему Отцу: "пришел час, прославь Сына Твоего", как будто от креста должна была произойти вся Его слава. - Чудеса, совершенные крестом. - Напрасно аномеи и ариане пользуются текстом: "Отче Мой! если возможно" для подтверждения своих заблуждений. - Прошение, с которым Иисус Христос обращался к Своему Отцу, Он делал как человек, а не как Бог. - Отец и Сын имеют лишь одну и ту же волю. - Учение о воплощении. - Так как эта тайна выше разума человеческого, то Бог, чтобы сделать ее правдоподобной, возвещал о ней через пророков. - Он и Сам явился в мир, и чтобы Его не приняли за привидение, Он доказал, что Он есть истинный первый человек, перенеся все бедствия и все неудобства, связанные с природой человеческой, подвергаясь, наконец, крестной смерти. - Если все эти знамения не могли воспрепятствовать Маркиону, Валентину, Манесу и другим ересиархам подвергать сомнению тайну воплощения, то что было бы, если бы Иисус Христос быль чужд немощей человеческих? Тогда, конечно, мы видели бы даже еще больше лжеучений всякого рода.
"Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш".
В этой беседе проповедник, показав, как верные должны быть внимательны к вещаниям Евангелия и при посредстве текстов "тесны врата и узок путь" и "широки врата и пространен путь" указав, как многие христиане занимаются своей душой и небесными предметами и насколько, напротив, они предаются заботам о теле и земных предметах, - после этих предварительных размышлений, переходит к молитве, как к предмету, который собственно и подлежит объяснению. - Обличение большинства людей в том, что они просят от Бога благ временных и преходящих - красоты, богатств, почестей, и не обращаются к Нему с просьбою о благах, которые только и суть истинно полезны; обличает те мстительные души, которые с злорадством предаются своей мстительности, между тем как сам Бог осуждает мщение. - Иисус Христос научает нас, как мы должны молиться. - Похвала молитве Господней и затем само объяснение этой превосходной молитвы, все прошения которой последовательно излагаются с необычайным изяществом и простотою.
спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом.
В приступе к этой беседе проповедник говорит, что он несколько времени тому назад уже произносил беседу о расслабленном, страдавшем тридцать восемь лет, - это, без сомнения, указывает на двенадцатую беседу против амонеев (см. т. I), в которой доказывается чрез чудесное исцеление того расслабленного, что Сын во всемогуществе равен Отцу. - Эту беседу, как думают, Златоуст произнес в 398 году, будучи уже архиепископом Константинопольским; к этому же времени нужно относить и беседу о расслабленном, спущенном через кровлю. - Свойства духовных богатств в том, что они никогда не истощаются. - История этого расслабленного научает нас переносить испытания жизни. Бог есть всегда Отец и Врач, действует ли Он с суровостью, или с снисхождением. - Необходимость помощи божественной благодати. - Проповедник переходит ко второму расслабленному. - Евангелисты не противоречат между собой. - Различие между этими двумя расслабленными. - Величие веры расслабленного. - Христос проявляет Свое божество. - Отпущение грехов. - Увещание к терпению в скорбях.
о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных.
Этой беседой начинается ряд бесед, всего пять, по вопросу о надписании книги Деяний; в первой из них говорится о самом заглавии книги, во второй – об авторе, в третьей – о начале книги и о различии между действием и чудом, в четвертой – о пользе чтения Св. Писания, в пятой – о том, почему книга Деяний Апостольских читается в Пятидесятницу. Вторая из этих бесед дошла до нас лишь в недостаточном и даже искаженном виде, почему она и отнесена бенедиктинскими издателями к концу III тома.
Проповедник жалуется на то, что церковь, бывшая совершенно переполненной в предшествующее воскресенье, теперь была почти пустая, и особенно на то, что в церкви не видно богатых лиц. - Он, впрочем, предпочитает немногое число присутствующих бедных. - Обличение зрелищ. - Осуждению подлежит злоупотребление богатствами, а не сами богатства. - Те, которые не бывают за церковным служением, хуже иудеев. - Не нужно пренебрегать даже самыми заглавиями Св. Писания, так как ап. Павел, будучи в Афинах, пользовался даже надписью на языческом жертвеннике. - Что же значит: Деяния Апостолов? - Ап. Павел поборол язычество так же, как Давид поборол филистимского исполина. - Кто есть истинный неофит?
в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений.
Объяснение слов: "На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". - Таков оплот церкви, против которого разбились все усилия язычества и ереси. - Церковь создана руками апостолов на основании пророков. - Почему книги Деяний Апостолов дано это именно название, а не другое какое? - Различие между деяниями и чудесами. - Деяния происходят от воли и благодати, чудеса - только от благодати; деяния именно, а не чудеса открывают небо. - То, что делает апостолов, есть любовь, а не чудеса. - Доказательство этой мысли чрез объяснение чуда исцеления хромого ап. Петром у дверей храма. - Заключение и увещание.
о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным.
Вступление в беседу, в которой проповедник хвалит своих слушателей за их ревность в слушании Слова Божия и сравнивает Св. Писание с восхитительным лугом и о неиссякаемым источником. - Человек, повседневно читающий Св. Писание, есть "как дерево, посаженное при потоках вод". - Проповедник постепенно объясняет своим слушателям Св. Писание, чтобы оно, падая на их души, как приятный дождь, лучше проникало в них. - Обобщение предшествующих бесед и предмет настоящей беседы. - О том, что такое апостол. - Благодать апостольства обнимает в себе полноту всех даров благодати. - Апостол есть советник в духовной жизни. - Сравнение между апостолом и начальником. - Увещание к новокрещенным.
о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов.
Обязанность тех, кто слушают святое слово в церкви, распространять его среди других людей. - Всякий христианин может и должен быть учителем, по крайней мере, в своем доме. - Чудесное снисхождение апостолов и особенно ап. Павла, когда он делался всем для всех, чтобы всех привести к Иисусу Христу. - Апостолы начали проповедовать и творить чудеса только уже после Пятидесятницы; поэтому и чтение книги Деяний более всего полезно в это время. - Книгу Деяний Апостольских читают и непосредственно после Воскресения, потому что чудеса, совершенные апостолами во имя Иисуса Христа, составляют лучшее доказательство Воскресения. - Пространные и красноречивые доказательства того, что чудеса, совершенные апостолами, суть непреоборимые доказательства воскресения их учителя.
по прочтении места: "Савл же, еще дыша угрозами и убийством" (Деян. 9:1), когда все ожидали, что будет сказана беседа на начало 9 гл. Деяний, - о том, что призвание Павла есть доказательство воскресения.
Эта и следующие три беседы имеют своим общим содержанием вопрос о перемене имен
Если пророки отказывают в названии человека которые, присутствуя в церкви, пренебрегают слушанием слова Божия, то, что сказать о тех, которые и совсем не ходят в церковь? - Приходящие в церковь, насытившись словесным хлебом, не должны пользоваться им только для себя, а нести его и к своим отсутствующим братьям и возбуждать в них также желание и самим приходить на эту трапезу. - Отношение такого назидания к вопросу об обращении ап. Павла. - Аллегория, в которой ап. Павел изображается под видом рыбы, Иисус Христос - под видом рыболова и изречение: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? - под, видом уды. - Величие чуда воскресения мертвого, но еще большее чудо - изменение свободной воли. - Достаточно немного поразмыслить об обращении ап. Павла, чтобы убедиться в том, насколько оно представляет собою великое и поразительное доказательство воскресения Иисуса Христа. - Обращение ап. Павла чуждо было всяких человеческих побуждений. - Почему апостол назывался Савлом, а затем Павлом? - Для чего произошла эта перемена в имени, размеры которой встречаются и в других случаях, как в ветхом завете, так и в новом завете? Обсуждение этого вопроса в следующих беседах.
к роптавшим на продолжительность поучений и к тем, которые недовольны были краткостью их; об имени Савла и Павла, и о том, для чего первый человек назван был Адамом, - что это было полезно и благотворно, - и к новопросвещенным.
Одни любят длинные назидания, другие - короткие; как удовлетворить столь различные вкусы? - Проповедник объявляет себя рабом своих слушателей, и он более славится своим рабством, чем император своей порфирой. - Перемены имен в Св. Писании имеют важность и значение, к которым нельзя относится пренебрежительно. - Ап. Павел назывался еще Савлом и после своего обращения. - В первый раз имя Павла появляется в книге Деяний при рассказе об обращении проконсула Сергия Павла. - Касательно перемены имен возникают два вопроса: во-первых, почему Бог переименовывал некоторых святых, а не вех? Во-вторых, почему между теми, которых Он удостаивал наименования, одних Он именовал в течение всей их жизни, а других до их рождения? - Бог назвал первого человека Адамом, что означает "девственная земля"; эта "девственная земля", из которой вышел Адам, была прообразом. Девы Марии, матери второго Адама. - Имя земного Адама постоянно увещевало первого человека быть смиренным и ограждало против гордой мысли о том, что он равен Богу. - Первый, кто после Адама получил от Бога имя, есть Исаак, и это имя означает смех. - Будучи сыном благодати, Исаак есть прообраз христиан.
к упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, - что эта перемена произошла с ним, не по принуждению, но по свободной воли его; И на слова: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня? " (Деян.9:4).
Св. Иоанна Златоуста упрекали за то, что он делает слишком большие вступления. - Этот упрек становится здесь поводом к еще более длинному вступлению, в котором проповедник развивает такие мысли, что раны, наносимые друзьями, менее опасны, чем поцелуи, напечатлеваемые врагами; что увещания полезны тем, кто принимают их, как и тем, кто их делают, и что хорошо уметь принимать их. - Объяснение вступительной речи Моисея, в которой он, по совету своего тестя Иофора, высказал необходимость избрания мудрых и просвещенных людей для того, чтобы они помогали ему в управлении народом Израильским. - Проповедник приводит несколько оснований в объяснение продолжительности своих вступлений. - Обобщение предшествующего наставления. - Почему изменено было имя ап. Павла? - Почему это не сделано было тотчас же после его обращения? - Объяснение слов: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" до слов "Я Иисус, Которого ты гонишь". Рассуждение о том, что обращение ап. Павла было совершенно свободным.
содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: "Павел зван" (1Кор.1:1), и о смиренномудрии.
Те, кто не посещают церкви, не слышали слов пророка: "желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия". - Что испытывает душа при вступлении в церковь. Богопочтение есть единственно необходимая вещь и должна идти прежде всего. - Необходимость заниматься спасением своих братьев. - Объяснение слов Павла "призванный Апостол", находящихся в начале первого послания к Коринфянам. - Не столько важно читать, сколько разуметь Св. Писание. - Имена святых приятны для верных, страшны для грешников. - Слово "призванный" означает, что не апостол первый пришел к Господу, но что он ответствовал на призвание. - Коринфяне были богаты всеми благами мира сего, откуда происходило их тщеславие. - Они гордились даже учением, которое ап. Павел впервые проповедовал им; чтобы преподать им урок смирения, апостол и употребляет это слово "призванный". - Увещание к смирению, как основе всех добродетелей.
на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3).
Проповедник во вступлении, где он показывает, что христианин, страждущий в надежде на будущее блаженство, имеет великое преимущество перед земледельцем, мореплавателем и воином, заявляет, что он намерен объяснить слова апостола: "и не сим только, но хвалимся и скорбями"; но, чтобы пролить больше света на это место, он нарисовывает картину яростных гонений, которым подвергались первенствующие христиане. - Ап. Павел, с целью их увещания, не переставал питать их надеждой на будущие блага и напоминать им о тех преимуществах, которыми они пользовались и в этом мире. - Подробно объяснив им эти блага и эти преимущества, апостол прибавил, что они не только не должны были огорчаться этими скорбями, но даже и хвалиться ими. - Доказательства истины этих слов примером самого ап. Павла, примером других апостолов и мужеством мучеников, которые радовались среди самых ужасных мучений. - Ап. Павел особенно хвалился своими скорбями, и это именно он высказывал в словах: "и не сим только, но хвалимся и скорбями", - Почему же нам хвалиться скорбями? А потому, что они испытывают нас и укрепляют, дают нам силу, которая ограждает нас против всякого зла. - Несколько примеров, взятых из природы, показывают, насколько важно это преимущество. - Поэтому ради собственной пользы мы мужественно должны сносить все скорби настоящей жизни.
на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей.
Вступление этой беседы весьма похоже на вступление в беседу о должнике десятью тысячами талантов. Как в той, так и в другой проповедник радуется, что после продолжительной болезни он вновь, как бы по возвращении из долгого путешествия, является среди собрания, которое его любит и которое любимо им с своей стороны. Поэтому, некоторые ученые выводят отсюда, что если беседа о должнике десятью тысячами талантов была произнесена, несомненно, в Антиохии в 887 году, то эта была произнесена в Константинополе, так как трудно предполагать, чтобы одно и то же вступление было произнесено в одном и том же городе
Любовь проповедника к своим слушателям. - Любовь есть долг, которого никогда не уплатить всецело. - Христиане должны быть терпеливы в гонениях. - Действенность слов апостола на неблагодарность македонян к апостолам. - Почему ап. Павел изгнал демона, который заставил рабыню признать высшее служение апостолов. - Взятие и освобождение Павла и Силы. - Действенность священных песнопений: почему Павел и Сила предались священному песнопению среди ночи. - Скорбь делает нас внимательными и бдительными. - В деле духовной жизни никогда не должно рассеиваться. - Почему Бог допускает искушения.
против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве.
Проповедник жалуется на незначительность числа слушателей его беседы; он отвергает рукоплескания собравшихся. - Приложение пословицы о том, что капля воды долбит камень. - Мы рождены не для себя только. - По примеру святых, мы не должны бояться усталости. - Верные должны взаимно увещевать себя к посещению церкви. - О крайней тщательности, с которою иудеи соблюдают свою субботу. - В мирских делах мы преуспеваем, когда славим Бога. - Какие источники дают нам помощь в проповеди. К чтению Св. Писания нужно присоединять добрые дела. - Трудно и мучительно примиряться со своими врагами. - Как нужно побеждать своих врагов: Давид в ветхом завете делает добро своему врагу. - Почему Давид пощадил Саула? - Как велика добродетель Давида. - Похвала терпению Давида.
на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)
В Св. Писании нет ничего излишнего. - Отчего зарождаются ереси. - На что нужно обратить внимание в рассматриваемом приветствии. - Ап. Павел приветствует рабочих и бедных. - В этом заключается его благородство. - Не должно порицать брака. - Назиданием служат не только слова праведных, но и их жизнь. - Нравственное увещание к ручному труду. - Не должно стыдиться труда и положения ремесленника.
об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих.
Как велика была заботливость ап. Павла. - Прискилла и Акила были счастливее царей земли. - Строгость апостолов: польза этих примеров. - Возражение против апостолов и против других христиан касательно бедности: ответ неверующим. - Почему Иисус Христос одобрил бедность? - Почему Он не поставил ее в безусловную и постоянную обязанность Своим ученикам? - Как нужно истолковывать известные повеления. - Сравнение между богатым и бедным. - Единение и взаимная любовь учителей и учеников во времена апостолов как источник процветания христианства. - Какой великий грех злословить вождей церкви. - Злословя их, тем самым мы вредим самим себе. - Даже когда они имеют недостатки, мы должны воздерживаться от осуждения их по причине священного характера их личности; было бы постыдным лицемерием - публично оказывать им почтение и прибегать к их помощи, а у себя дома злословить их или одобрять тех, кто их злословит. - Этот недостаток почтения и любви к священникам есть язва церкви. - Кроме того, это прямо подрывает и наше спасение, потому что раз мы не хотим подвергаться суду Божию, мы не должны судить других, а должны судить самих себя.
Три следующие беседы, из которых первая берет своим текстом слова ап. Павла: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1Кор.7:2) и проч., вторая имеет своим предметом вопрос о браке с отверженной, а третья трактует об избрании супруги, очевидно, были произнесены одна за другой. Одно место в начале второй беседы показывает, что она следовала за первой, текстом которой она занимается. Третья беседа, вероятно, была произнесена несколько дней спустя после второй: доказательством этого может служить само вступление. Главным образом обсуждается вопрос (в первой) о совершении брака и о неудобстве распущенных танцев и соблазнительных песен, которыми во времена Златоуста обыкновенно сопровождались брачные церемонии. Проповедник затем восстает против тех, которые пребывают в блудодеянии даже после брака, а также против общественного мнения, которое не придает название блудодеяния неверности замужних женщин и соучастию их соблазнителей. В следующей беседе св. Иоанн Златоуст говорит об отвержении жены и заключает рассуждением о том, что непозволительно брать женщину, отвергнутую вследствие прелюбодеяния. Наконец, самое заглавие третьей беседы об избрании супруги с достаточностью определяет предмет ее. В ней Златоуст восхваляет никоего Максима, которого он называет своим помощником и который вероятно, был тем епископом селевкийским в Исаврии, который раньше его проповедовал на этом месте: из этого свидетельства можно заключать, что св. Иоанн Златоуст в это время был уже архиепископом Константинопольским.
на слова апостола: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1Кор.7:2).
Действенность Слова Божия. - Нужно уметь пользоваться его языком. - О совершении брака. - Сопровождающие его злоупотребления. - Участие демона в этих злоупотреблениях. - К чему служит учреждение брака. - Опровержение общественного заблуждения касательно прелюбодеяния. - Наказание прелюбодейному супругу в настоящем и будущем мире.
на слова: "Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так" (1Кор.7:39-40).
Непозволительность вступления в брак с отвергнутой женой. - Мирские законы не могут возобладать над законом божественным. - Побуждение Моисеева закона касательно отвержения. - Переход к новому закону. - Прелюбодеяние мужа, вступающего в брак с отвергнутой женщиной. - Прелюбодеяние женатого человека, совершающего блуд с какой-нибудь женщиной. - Мудрость ап. Павла: его снисхождение к немощи человеческой. - Награды, связывающиеся даже в настоящем мире с постоянством во вдовстве. - Как совершается очищение души. Заключительное увещание.
и о том, каких должно брать жен.
Похвала Максиму, сотоварищу св. Иоанна Златоуста. - Раскаяние есть отчасти оправдание. - Вступление в предмет: рассуждение вызываемое браком. - Законы брака написаны у ап. Павла. - О любви, которую должно иметь к своей супруге. - Терпение есть обязанность мужа. - Сравнение между Евой и церковью. - Жену должно предпочитать своим родителям. - Назначение жены: она должна быть помощницей своего мужа. - Против браков по расчету. - Цель установления брака. - Пример, извлекаемый из женитьбы Исаака. - Объяснение этого рассказа Св. Писания: Авраам - как пример для родителей, Ревекка - как пример для девиц и молодых женщин. - Увещание к родителям и молодым людям, намеревающимся вступить в брак.
на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1).
Почему ап. Павел ссылается на ветхий, а не на новый завет, чтобы устрашить грешников наказаниями, которым они подлежат. - Почему проповеди могут быть подтверждаемы примерами, заимствованными из прошлого. - Бог ветхого завета и Бог нового завета есть один и тот же Бог. - Опровержение Маркиона и Манихея. - Переход через Чермное море, как прообразование крещения. - Чем прообразование отличается от истины. - Прообразование священной трапезы в ветхом законе. - Ересь Павла Самосатского. - Соотношение между жизнью иудеев в пустыни и тем, что теперь происходит в церкви. - Заключение и увещание.
на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19).
Слово "надлежит" не должно понимать в этом тексте в смысле какой-нибудь необходимости; но это просто предсказание, делаемое апостолом. Греческое слово iva в тексте указывает не на причину, а на самое событие. - В этом месте ап. Павел говорит не об ересях в собственном смысле этого слова, а о разномыслиях, которые под влиянием гордости происходили между богатыми и бедными в Коринфе. - Описание христианской вечери любви в первые времена церкви. - Ап. Павел укоряет богатых сильно в то же время мягко. - Продолжение толкования текста. - Заключение. - Увещание.
произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения.
Эта беседа была произнесена, несомненно, в Антиохии, как видно из самого ее содержания; но неизвестно, в котором году. Она представляет собою простое возвышенное и назидательное объяснение четырех первых стихов 16 главы 1-го послания к Коринфянам. Проповедник трогательно показывает в ней, какова была ревность ап. Павла в деле совершения милостыни и делает увещания к ней; какова была его мудрость и каково благородство его чувств; в ней Проповедник увещевает верных, по примеру этого апостола, давать деньги на облегчение положения бедных и вообще помогать недостаточным в их нуждах, не исследуя старательно достоинства самой личности. - Вступление в эту беседу замечательно: оно исполнено внушительного достоинства и в то же время дышит нежною любовью к бедным. Св. Иоанн Златоуст выставляет себя как бы уполномоченным по отношению к богатым со стороны бедных, которых он видел распростертыми на земле в суровое время года; он возбуждает в богатых людях сострадание зрелищем бедствий, которых он был свидетелем.
на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне.
Когда врачи принуждены бывают употреблять железо, они употребляют его не без сожаления о той боли, которую они причиняют своим больным; ап. Павел вынужденный исправлять коринфян, испытывает мучение при самой мысли о их деле. - Естественная слабость разума, утверждаемая силою веры. - Бессилие философии в отчуждении от веры. - Двоякое значение слова веры в Св. Писании. Оно означает добродетель, которою апостолы совершали чудеса, и затем оно же означает то, что приводит к познанию Бога. - Учение о благодати. - Добрые дела вселяют в нас Св. Духа. - Девство должно соединяться с любовью. - Бог обращает особенное внимание на заповедь о любви. - Увещание к практическому совершению милостыни.
на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне.
Сокращенное изложение предшествующей беседы. Ветхий и новый законы суть одного и того же Законодателя, одного и того же Бога. - Эти два закона различны между собой, но не противоположны. - Пророк Иеремия ясно показывает, что и в ветхом, и в новом завете один и тот же Бог. - Решительные свидетельства против иудеев и последователей Павла Самосатского. - Объяснение текста: "Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной". - Значение этого текста в опровержение манихеев. - Две жены Авраама прообразуют два завета. - Они имеют одного только мужа; равным образом и два завета имеют одного и того же Бога. - Увещание к совершению милостыни.
еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне.
Краткое повторение предшествующей беседы. - Ап. Павел говорит: "имея тот же дух веры" не для того только, чтобы показать нам согласие двух заветов, но и по другой причине, которая составляет предмета настоящей беседы. - Состояние мира в первые времена христианской проповеди. - Страдания ап. Павла. - Польза страданий вообще. - И в ветхом завете встречаются праведники, награда которым отложена была до другой жизни. - Вот второе основание, по которому ап. Павел говорит: "имея тот же дух веры"- Он хотел ободрить верных своего времени. - Бог в ветхом завет относился не так же к массе народной, как к избранным праведникам. - Увещание к совершению милостыни.
на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1).
Различие между любовью плотской и любовью духовной. - Если мы не видим ап. Павла телесными очами, то все-таки должны не менее любить его; если его нет теперь с нами, то у нас есть его писания, которые мы должны исследовать, чтобы проникнуть в их смысл. - Что означают слова: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" - Они объясняются сами собою, если обратить внимание на обстоятельство, при котором были сказаны. - Многоразличные предосторожности, которые принимает ап. Павел прежде чем сделать себе самому похвалу. - Смирение св. Павла, который говорит, что если он спасен был, то это для того, чтобы никто не отчаивался в своем спасении. - Нужно сознаваться в своих недостатках и забывать о своих заслугах. - Праведные умеют молчать, когда нет надобности говорить, и нарушать молчание, когда их заставляет необходимость. - Пример Самуила. - Заключение.
против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении.
Эта беседа была произнесена в Антиохи за несколько дней до пятой беседы против аномеев (том I), т е., в последние дни 386 года. В этой именно пятой беседе против аномеев находится объяснение притчи о мытаре и фарисеи, о которой упоминается в начале настоящей беседы. Поводом к этой беседе было злоупотребление, которое некоторые еретики делали из слов ап. Павла: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно", доказывая, что эти слова означают маловажность того, истинны, или ложны учения, если только в них проповедуется Христос. Во вступлении упоминается о пятой беседе против аномеев. - Смирение есть единственная скала, на которой должно основываться здание нашего спасения. - Простота, чистота, единство веры, которых требуют ап. Павел и Сам Господь Иисус Христос. - Обстоятельства, при которых ап. Павел произнес рассматриваемые слова; он был в оковах, и его враги проповедовали Евангелие, чтобы возбудить гнев Нерона и заставить его умертвить апостола; тем не менее, проповедь имела успех, почему ап. Павел и сказал рассматриваемые слова. - Подробное объяснение самих слов. - Увещание к молитве.
на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне.
Достоинства вдовы. - Два рода вдов: бедные вдовы, которых питает церковь, и вдовы богатые. - От которых апостол требует, что бы они были шестидесяти лет от рода? - Очевидно от последних. - Там, где дело идет о помощи другим, нет надобности определять возраст. - Тог, кто страдает, хочет получить облегчение во всяком возрасте, и в каком бы то ни было состоянии. - Тогда были сонмы вдов, как теперь есть сонмы девственниц. - При составлении этих сонмов нужно поступать с благоразумием; отсюда и происходит совет о допущении в эти сонмы вдов, находящихся в таком возрасте, при котором у них не может являться желания возвратиться в мир. - Совет молодым вступать в брак относится только к тем вдовам, которые не выдерживали испытания вдовства. - Та, которая хочет быть допущена к достоинству вдовы, должна сначала доказать свою твердость делами. - Неудобства второго брака. - Дело вдовы - прежде всего хорошо воспитывать своих детей. - Во-вторых, совершать гостеприимство. - Должна служить бедным. - Увещание к совершению милостыни.
об Илии и вдовице, а также и о милостыне.
Увещание к совершению милостыни. - Достоинства этой добродетели, чудесно совершенной двумя вдовами, одной - в ветхом и другой - в новом завете. - Голод опустошает землю по повелению пророка Илии, который находит себе убежище у вдовы сарепетской. - Изображение жилища этой вдовы. - Бог, прежде чем поразить виновных, всегда заботится о том, чтобы открыто изобличить их в неправде. - Пример - наказание содомлян. - Пророки и сам Иисус Христос часто были отвергаемы иудеями и принимаемы язычниками. - Сам пророк Илия подвергся голоду, которому подверглись и другие, чтобы и сам он помнил, что он также человек. - Илия приходит ко вдовице. - Мудрость последней. - Вдова предлагает гостеприимство пророку Илии, не смотря на все препятствия, встречаемые ее к совершению этого доброго дела. - Обобщение всего сказанного и заключение.
о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих.
Эта беседа, несомненно произнесенная в Антиохии, хотя и неизвестно в котором году, трактует о разных предметах нравственности. - Воздав похвалу тем из своих слушателей, которые по своей ревности приходят слушать священное слово, проповедник показывает: в чем состоит истинное величие и истинное превосходство. - Насколько духовные блага стоят выше благ земных. - Какое различие между настоящей жизнью и будущей. - Наконец, подробно обсуждается вопрос о том, каким образом Иисус Христос сделал для нас легкими самые возвышенные правила, совершая их Сам и предоставляя нам награды и возмездия. - Заключительное увещание.
о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам.
Церковь исцеляет души; она не продает своих лекарств; последние сохраняют свою действенность, которая всегда одна и та же; они действуют на всех имеющих добрую волю людей, но на бедных больше, чем на богатых. - Богатство и бедность, - вещи сами по себе безразличные, становятся добрыми или худыми от того употребления, которое делают из них. - Диавол удвояет ярость своих нападений против нас, когда мы молимся. - Сила молитвы и доказательства этой силы. - Молитва дала младенца Исааку, жена которого была бесплодна. - Исаак молился в течение двадцати лет. - Сарра, Ревекка, Рахиль, Елисавета, не смотря на свое природное бесплодие, зачали, чтобы приготовить людей к вере в еще более чудесное зачатие Девы. - Требовать наказания нашим врагам значит оскорблять Бога.
о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами.
Радость проповедника при виде плодов сокрушения, произведенных его последней беседой. - Чтобы должным образом молиться, необходимо помнить о своих грехах и забывать о своих добрых делах. - Когда Бог хочет совершить великое чудо, Он подготовляет к этому людей прообразами. - Так, бесплодные женщины зачинают, чтобы расположить умы к верованию в девическое зачатие; так, Иона, извергнутый китом, прообразует Христа, исходящего живым из недр смерти. - Смерть поглотила камень краеугольный, она не могла его переварить, извергла его, а вместе с ним и весь род человеческий. - Сарра, как прообраз церкви. - Нравственные выводы, извлекаемые из этого учения. - Супруга должна быть терпима, не смотря на свои недостатки. Сила молитвы.
сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности.
Радость проповедника по возвращении его к своим слушателям. Важность предмета и необходимость особенного внимания к нему. - Важность последствий для апп. Петра и Павла вследствие возникшего среди них спора. - Укор со стороны Павла можно бы понимать в смысле изобличения немощи ап. Петра, а между тем ап. Петр представил блистательное доказательство мужества и ревности. - Оправдание ап. Петра. - Любовь и почтение ап. Павла к Петру; как же объяснить это изречение ап. Павла в послании к Галатам? - Петр, как апостол иудеев; Павел, как апостол язычников. - Почему Петр был послан к иудеям, а Павел к язычникам? - Иудеи слишком ненавидели ап. Павла, чтобы он мог быть их апостолом; Петр проповедуя иудеям, действовал снисходительно и постепенно, отвлекая их от закона Моисеева; Павел же, проповедуя язычникам, чуждым закону Моисееву, не имел надобности действовать так: вот к чему сводилось различие в их проповеди, вот к чему сводилось это разногласие между апп. Петром и Павлом. - Сам ап. Павел иногда склонялся к иудейским обычаям, и когда снисхождение к иудейским обычаям делалось опасным, то и Петр умел почти совершенно освобождаться от них. - Каким же образом объяснить укоры, с которыми он обращался к Петру? - Изложение событий, которые повели к этому укору. - Некоторые предполагают что ап. Павел здесь говорит не об ап. Петре, а о некоем неизвестном лице; но это мнение неосновательно. - Укоры, с которыми ап. Павел обращается к Петру, были наперед улажены между ними. - Разъяснение и подтверждение мнения самого проповедника.