ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

Текст приводится по изданию: Издательство "Златоуст". М. 1996 - репринтное издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899

ПоискI-1I-2II-1II-2III-1III- 2IV-1IV-2V-1ТОМ V КН. 2VI-1VI-2VII-1VII-2VIII-1VIII-2IX-1IX-2X-1X-2XI-1XI-2XII-1XII-2XII-3скачать V том

ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ*

* В беседах используется русский перевод псалмов проф. Юнгерова, сделанный непосредственно с греческого текста Септуагинты, который использует Златоуст, и потому гораздо более подходящий для этой книги, в отличие от перевода Синодального, сделанного с еврейского оригинала.

 

БЕСЕДА на псалом 131. Кротость Моисея и разъяснение того в чем проявляется истинная кротость и в чем – жестокость. Воспоминая о кротости Давида, почему псалмопевец говорит об его обете построить храм Господу? – "Вот мы слышали, что оно в Евфрафе... Войдем в селения Его...". Молитва об успокоении Ковчега Завета и народа и о благолепии храма ради добродетелей Да­вида и бывших ему божественных обетований, кото­рые даны были однако с условием. – При исполнении этого условия иудеи будут наслаждаться духовными и материальными благами. – "На нем процветет святыня Моя...".

БЕСЕДА на псалом 132. Высокое достоинство любви, как со­единяющей вместе с приятностью и пользу, и сравне­ние ее с священным миром, возливавшимся на голову первосвященника, и о росою. – "Ибо там заповедал Господь благословение". – Где "там"? Любовь – царица добро­детелей.

БЕСЕДА на псалом 133. Общее содержание заключительного псалма степеней. – От христианина требуется высшая святость, чем от живших под законом. – "Ночью поднимайте руки ваши..." – Исполняющий это по­лучит благословение от Господа. – Для чего прибав­лено: "от Сиона" и: "сотворивший небо и землю"?

БЕСЕДА на псалом 134. Важное значение псалмопения или хвалы Господу в духовной жизни человека. – Что значит: "в достояние Свое"? – Другие побуждения к прославлению Господа: премудрость Божия в устроении облаков, соединении дождей с молниями и движении ветров. – "От сокровищ своих". – Особенное божественное попе­чение об Израиле и высшая цель совершившихся в Египте знамений и – по выходе из него – побед над врагами. – Славословие Господу за необычайные его ми­лости. – "Идолы язычников – серебро и золото..." – Различие в благословениях.

БЕСЕДА на псалом 135. Беспредельное величие Божия милосер­дия, владычества и всемогущества. – Чудеса суть дей­ствия не только силы, но и благости. – Проявления божественного всемогущества в событиях при Чермном море, в пустыни и в Ханаанской земле. – Сила чело­веческого смирения и всеобщность божественного про­мышления.

БЕСЕДА на псалом 136. Вавилонский плен пробудил в иудеях пламенную любовь к Иерусалиму и много способствовал их исправлению. – "Если забуду тебя, Иерусалим, да будет забыта десница моя". – Увещание жить так, чтобы не лишиться горнего Иерусалима. – Жажда мести со стороны пленных иудеев, мысль самого пророка и новозаветное учение об этом.

БЕСЕДА на псалом 137. Что значит: "и пред Ангелами воспою Тебе"? – От нас зависит, что бы мы были услышаны Богом. – "Ты возвеличил над всем имя Твое святое.., умножь попечение обо мне, о душе моей". – Призыв всех властителей земли к благодарности Господу. – "И да воспоют пути Господни". – Господь далеко провидит будущее и спасает бедствующих, как милосердый Творец.

БЕСЕДА на псалом 138. Как нужно понимать слова: "Господи, Ты испытал меня и узнал меня"? – Если Бог знает помышления человека прежде их возникновения, то для чего Он употребляет испытание посредством дел? – "Стезю мою и путь мой Ты исследовал". – Божественное предведение, творческая сила и промышление. – Непости­жимость для человека божественного существа, способа вездеприсутствия и помощи в бедствиях. – Что зна­чит: "какова тьма ее, таков и свет ее (будет)". – Изменение действия стихий по воли Божией. – У человека знание не полное; не таково божественное ведение. – "В течении дней они образуются, но никто из них". Не малая добродетель – иметь в великой чести друзей Божиих и избегать общества нечестивых людей. – "Искуси меня, Боже, и узнай сердце мое".

БЕСЕДА на псалом 139. Лукавый или порочный человек хуже дикого зверя; в собственном смысле лукавый есть диа­вол. – Подобно последнему, порочный человек всегда более вредит самому себе. – Злых людей христианину нужно сожалеть и просить вышней помощи об избав­лении от опасных козней их. – Тяжко грешат те, которые постоянно упражняются в зле. – "Не предай меня, Господи, грешнику... Главный предмет совещания их, обсуждаемый устами их, постигнет их". – Злословие есть также вид нечестия, которое также подлежит наказанию, как звери – ловитве. – Славословие правед­ных Господу.

БЕСЕДА на псалом 140. Упрек слушателям за непонимание смысла этого псалма; важное его значение, равно как и другого, – утреннего (62-го). – Какое воззвание слышит Бог? Чему научает пророк, говоря о жертве вечер­ней? – Что внушается сравнением молитвы с фимиа­мом? – Первое прошение псалмопевца – о разумном упо­треблении дара слова; что следует и чего не следует говорить; примеры не благовременного молчания и спа­сительного употребления слова. – Какое разумеется "ограждение уст"? Гибельность праздных слов, ковар­ных лобзаний, слов ропота на Промысл Божий. Охра­нять нужно не только уста, но еще прежде – мысль. "Не уклони сердце мое к словам лукавым, для измышления извинения во грехах". – Общества порочных людей нужно избегать, а обличения праведных – принимать. – "Но и молитва моя (да не будет) в благоволении у них. Пожраны были близ камня судии их". – Ожидание псалмопевцем луч­шего будущего, когда наставления праведников будут принимаемы и, не смотря на крайние бедствия, утвердится надежда на Бога. – Молитва об избавлении от тайных козней нечестивых и надежда на то, что по­следние будут побеждены. – "Я один останусь, пока не перейду".

БЕСЕДА на псалом 141. Словами: "гласом" и "гласом" выражается твердое стремление, с каким псалмопевец взывал к Богу. – Двоякая польза скорбей. – Вследствие чего не­которыми во время тяжких бедствий овладевает от­чаяние или ропот? – Высокий пример бодрости духа во время величайших опасностей и – упования на Бога. – Усиление молитвы псалмопевца указанием на тяжкую свою скорбь и коварство врагов. – "Меня ждут праведники, доколе не воздашь мне". – Увещание – молиться и не унывать во время бедствий, как благотворно действую­щих на людей и другие твари.

БЕСЕДА на псалом 142. Молитва бывает прошением или обетом. – "Во истине Твоей". – С какою молитвою нужно обращаться к Богу и с каким душевным располо­жением? – Как нужно понимать: "услышь меня в правде Твоей"? – Благодетельность для грешника угрозы судом Божиим. – "Ибо враг преследовал душу мою". – Различные виды смирения и между ними – смирение от несчастий. – Живущие в грехах подобны находящимся во тьме. – Не малое утешение приносит знание раскрытых в Писании дел Божиих. – "Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная". – Об указании какого пути просит псалмопевец? и в силу чего просит? "В землю правды".

БЕСЕДА на псалом 143. Неужели Бог есть учитель войны? – Высшая помощь необходима особенно в борьбе с духовными враждебными силами. – "Он подчиняет мне народ мой".  – Достоинство человека и обличение еретиков, приписывающих себе знание, невозможное для человека. – Что мы можем знать о Боге? – Что значит: "подобен суете"?   – Как нужно понимать божественное схождение, прикосновение к горам, молнию, стрелы? "Избавь меня... из руки сынов чужих".  – Кроме языка как мы еще можем хвалить Бога? – Хотя люди пола­гают обыкновенно свое счастье в многочисленном потомстве, богатстве и безопасности, но истинное бла­женство состоит в том, чтобы иметь Господа Богом своим.

БЕСЕДА на псалом 144. Христианин, как сделавшийся сыном Отца небесного, должен непрестанно прославлять Его и словами и делами по примеру псалмопевца. – Господь достоин величайшей хвалы и за бесчисленные Его благодеяния и вследствие бесконечного величия Его Суще­ства. – "Из рода в род будут восхвалять дела Твои..." – Величие Божие возвещают, как благотворные для нас, так и страш­ные, губительные, явления природы. – Выше же вся­кого слова Его благость ко всем и ко всему. "Славу царства Твоего изрекут" (преподобные), чтобы научать других и сделать их общниками славословия. – Что значит: "преподобные" – Божественное милосердие к падаю­щим. – "Ты даешь им пищу благовременно". – Особые блага, подаваемые верным, боящимся Бога.

БЕСЕДА на псалом 145. Что значит: "в коих нет спасения"? – Нельзя полагаться на людей, особенно на началь­ников. – Совет псалмопевца потомкам Иакова – искать помощи у Бога отцов, избавляющего от таких бед­ствий, которые выше сил человека. – "И путь грешных погубит".

БЕСЕДА на псалом 146. Самое славословие Господу служит источником бесчисленных благ. – "Псалмопение – благо, да будет приятным Богу нашему хваление". – К какому событию из истории израильтян относится этот псалом? – "И всем им имена нарекает". – Особое проявление божественного про­мысла в возвышении смиренных и низложении гордых. "Начинайте Господа прославлять". – Благоволение Божие достигается не силою коней и мужеством воинов, а страхом Божиим.

БЕСЕДА на псалом 147. Побуждение жителей Иерусалима к благодарности Господу за дарованную безопасность, – умножение населения и мир с соседями... – "И лучшею пшеницею насыщает тебя". – Промыслительная деятельность Господа простирается на всю вселенную, в которой быстро исполняются Его повеления, как это показы­вают различные воздушные явления. – Цель, с какою указывает псалмопевец на проявление божественного всемогущества в этих явлениях природы. – "Возвещает слово Свое Иакову... " – Но если Господь не открыл воли Своей прочим народам, то почему Он называет их? – А если они знали, что должно делать, то почему сказано: "не сделал Он сего ни одному (еще) народу"? – Объяснение псалма в переносном смысле – о вышнем Иерусалиме и христианской Церкви, ее распространение и произведенной христианством перемене в жизни человечества.бессловесным животным.

БЕСЕДА на псалом 148. Призыв всех тварей – духовных и чувственных – к прославлению Творца и особая цель этого призыва. – Почему пророк говорит немного о небесных силах и пространнее – о видимых предметах? – Различные способы прославлять Бога; хвала Ему неодушевленных тварей. – Мир имеет Творца и Промыслителя. – Обращаясь к земным тварям, почему псалмопевец перечисляет те из них, которые кажутся бесполезными, или вредными? – Нужно благо­дарить Бога за установление власти Царей. – "Ибо превознесено имя Его Единого". – Свою славу Господь распростра­нить и на Израиля, если он будет исполнять Его заповеди.

БЕСЕДА на псалом 149. "Песнь новая" в переносном смысле есть песнь Нового Завета, в историческом – торже­ственная песнь. – "Хвала Ему в собрании преподобных". Благодарность Богу, соединенная с радостью и единогласием. – Почему древним дозволено было употреб­лять при славословии Богу музыкальные орудия? – "Чтобы совершить мщение над народами... Произвести над ними суд преднаписанный... "

БЕСЕДА на псалом 150. "Хвалите Бога во святых Его". - "Хвалите Его в силах Его". - Как христианин может исполнить увещание псалмопевца относительно прославления Бога на различных музыкальных орудиях? - Что значит: "на кимвалах громогласных"?

Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"

БЕСЕДА 1 на слова пророка Давида: "не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его" (Пс.48:17), и о гостеприимстве. Приветствие слушателям. - Кто из людей человек только по имени, и как сделаться человеком на самом деле? - Как достигнуть того, чтобы не бояться человека богатого? - В чем состоит истинное богатство? - Пастырская обязанность проповедника трудна, но незаменима. - Как спастись богатому? - Пример странноприимства и увещание женам. - Внешнее богатство служит к украшению дома, а не самого человека.

БЕСЕДА 2 сказанная в Константинополе в великой Церкви, после того, как другой сказал слово, при немногочисленном собрании, на слова: "не бойся, когда разбогатеет человек" (Пс.48:17), и о милостыне. Великая благотворность упражнения в божественном Писании. - Человеческие дела подобны тени. - Что такое слава человека и слава дома? - Богатство приносит человеку не славу, а бесславие и осуждение. Обличение роскоши и тщеславия. - Богатство есть беглый раб. - Увещание избегать тщеславия и творить щедрую милостыню.

 

БЕСЕДА сказанная в великую седмицу, о том, почему эта седмица (страстная) называется великою, и на слова: "хвали, душа моя, Господа" (Пс.145:1), и о темничном страже, упоминаемом в Деяниях. Увещание к усиленному духовному бодрствованию во время Страстной недели. - Почему она называется великою и чем христиане и христианские цари ознаменовывают ее? - "Хвали душа моя Господа". - Как внутренности наши могут благословлять Господа? - Почему в Пс.145-м призывается к этому только душа? - Великая сила песнопений Богу. - Апостолы ничего не делали на показ и к ним привлекали верующих не только чудеса их, но еще прежде чудес жизнь их. - Великая сила молитвы, соединенной с постом и благодарностью Богу. - Когда молитва соединена бывает с благодарностью? - Увещание - совершать молитву с благоговейным вниманием. - Как поддерживать внимание во время молитвы?