Значение православной литературы в воспитании духовно-нравственной личности (доклад на VIII региональных Кирилло-Мефодиевских чтениях)

image_print
доклад (5)

Кораблева Ольга Владимировна, учитель бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 104» выступила с интересным докладом на пленарном заседании научно-практическая конференция «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ». Конференция была проведена в рамках VIII региональных Кирилло-Мефодиевских чтений в Омской духовной семинарии. Предлагаем вашему вниманию текст доклада Ольги Владимировны.

«Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года – это:

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • воля
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Как сформировать эти ценности у личности в системе школьного образования? Хочу начать свое выступление словами академика Д. С. Лихачева: «Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубокий опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрым».

Православная литература —  настраивает человека на духовное, на спасение души и показывает пути духовного совершенствования. Именно о значении православной литературы в формировании духовно-нравственных ценностей в образовании остановлюсь подробнее.

Итак, что мы понимаем под термином «православная литература»? В первую очередь, он обозначает конфессиональную принадлежность определенного литературного течения, указывает на его источник, на соотнесенность его духовного содержания с ценностями православия, его веро- и нравоучением. Этим, собственно, и отличается литература православная от литературы о православии и литературы православных писателей и мыслителей.

Православная литература четко разграничивается по видам. Во-первых, это богослужебная литература, она предназначена для совершения служб. Второй вид — литература святоотеческая, которая включает в себя творения святых отцов, их письма. Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе. Затем мы можем говорить об агиографии — жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, все, что издревле составляло атрибутику православного человека. Детская православная литература.

Проанализировав программу по литературе для школы, можно увидеть, что православная литература почти исключена из программы.

Так 5-6 класс идет знакомство с древнерусской литературой, развитие представлений о русских летописях, отражение народных идеалов в летописях. Это произведения «Подвиг отрока киевлянина…», «Сказание о Белогорском киселе», я предлагаю детям познакомиться со святочным рассказом: Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», А. И. Куприн «Чудесный доктор», Г-Х. Андерсен «Девочка со спичками».

7 класс – более детальное изучение «Повести временных лет»: «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Данные произведения помогают понять нравственные заветы Древней Руси, соотнести их с современными этическими нормами.

8 класс – Житие как жанр древнерусской литературы. Знакомство с жизнью святых (Александр Невский, Сергий Радонежский). Основная задача – показать, что Святые – это не вымысел и не фантазия, а реально жившие люди, показать ученикам образ их жизни, наполненный принципами нравственности.

9 класс – «Слово о полку Игореве». Основное направление при изучении – это историческая основа повести, богатство жанров, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, «Золотое слово Святослава» – идея объединения русских земель.

10-11 класс – это темы, образы религиозной литературы в произведениях русских и зарубежных писателей.

С чего же нужно начинать православное чтение человеку? Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных пастырей, о том, как они открыли для себя Бога. К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, архимандрита Тихона (Шевкунова). Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нем, но мало кто занимается его чтением, а ведь это — основа Христианства. «Толкование Евангелие» Бориса Гладкова, одобренное Иоаном Кронштадским. Для детей – Журнал «Божий лучик», для взрослых журнал «Душа», «Омские Епархиальные ведомости».

Так после прочтения статьи в Омских епархиальных ведомостях об иерее Воскресенского военного собора отце Анатолии (Анатолии Васильевиче Добровольском) «От службы к служению…», автор Тамара Путинцева, ученики нашей школы захотели лично познакомиться с батюшкой, поздравить с днем вывода войск из Афганистана, с днем защитника Отечества, рассказать о движении Юнармии, в котором принимают участие, задать вопросы, стать ближе к основам Православия.

Чтение детских журналов, подтолкнуло принять участие в литературном конкурсе «Милосердное лето», организованным Донским ставропигиальным монастырем, также стало традицией ежегодное участие в Этических, Ефремовских чтениях, участие нашей школы в проекте «Святыни и святые земли Омской», в областном фестивале «Наследники о святых и святынях земли Омской».

Слушая выступление митрополита Омского и Таврического Владимира о желательности введения в школах понятия о старославянском, церковнославянском языках, сочла возможным говорить на уроках в ознакомительной форме об основах  церковнославянского я зыка, о звательном падеже, о контрактурах (лат. contractura — стягивание) — сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв, о титло (Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло). Это вызвало интерес у обучающихся: оживило работу с фразеологизмами, поэтическими текстами 18 века. При посещении храмов дети стали «читать» иконы, узнавать лики Святых, появился интерес к жизнеописанию Святых.

Заканчиваю выступление словами митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя издательского совета Русской Православной Церкви, «Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит – зависит наше будущее».

Не остается сомнений, что православная книга – это средство оздоровления общества на фоне духовного обнищания современного мира с его ложными сиюминутными ценностями и бездуховными гедонистическими (удовольствие является смыслом жизни) жизненными ориентирами и предпосылками».

Отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии, выражает искреннюю благодарность и признательность Кораблевой Ольге Владимировне, за личный вклад в важное дело духовно – нравственного воспитания и образования подрастающего поколения, желает крепкого здоровья, бодрости духа и дальнейшего плодотворного сотрудничества.

 

Тамара Похитайло