Приветственное слово митрополита Владимира на конференции «Личность преподобного Сергия Радонежского в истории Омской епархии»

image_print
VENZEL-550x300

СВЕТ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ В СИБИРИ

Приветственное слово

митрополита Омского и Таврического Владимира

на конференции

«Личность преподобного Сергия Радонежского в истории Омской епархии»

(21 сентября 2022 года)

Ваше Высокопреосвященство!

Ваши Преосвященства!

Уважаемые дамы и господа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В истории каждого христианского народа есть имена святых, окруженные ореолом особой любви и почитания. И это не удивительно: ведь история народа – это не собрание разнородных фактов и пестрых событий, не слепая фатальная предопределенность. История – воплощение Божественного Промысла, источник которого находится вне истории, вне времени. В истории народа, в череде событий мы видим как бы просвечивающую сквозь всё иерархию святости. Это – лествица исторических личностей, через которых проявляет себя Божественный Промысл, Его многомилостивое попечение о каждом народе христианском, о каждой земле, каждой части сотворенного Им мира.

Земля Омского Прииртышья довольно долго по историческим меркам пребывала во тьме язычества, не будучи просвещенной светом Евангельской проповеди. Само присутствие здесь русского православного населения, правда, отмечено значительно раньше присоединения этого края к России. Как отмечает омский историк Александр Владиленович Жук, «Ко времени основания крепости в устье Оми, Православная Церковь уже имела в здешних краях давнюю и богатую историю». На городище Уки II в низовьях Иртыша обнаружен самый древний в Западной Сибири православный нательный крестик. Эта находка, по мнению археологов, относится к XIII-XIV векам.

Однако присутствие русского православного населения было не настолько значительным, чтобы совладать с языческой верой проживавших здесь народов. К сожалению, в этом краю не было в те времена таких ревностных миссионеров – проповедников Православия – как святые преподобные Стефан Пермский, Трифон Печенегский или Феодорит Кольский. Православие – и это важно отметить – пришло в Западную Сибирь вместе с русской государственностью. Именно благодаря политическому, экономическому и культурному освоению этого края Россией Православие получило здесь надежную защиту. 

Первым центром Православия в Омском Прииртышье был, как известно, город Тара. Уже к началу XVIII века, то есть к моменту возникновения Омска, в Таре было шесть храмов: Борисоглебский, Никольский, Пятницкий, Успенский и Спасский при мужском монастыре. Тара и по сей день остается важнейшим духовным центром нашей Омской Митрополии, однако, Господу, видимо, было угодно, чтобы в 1716 году, в 302 километрах южнее Тары возникла Омская крепость, которой в будущем суждено сыграть важную роль в распространении и утверждении Православной веры в Западной Сибири и Степном крае, а менее чем через два столетия стать центром созданной здесь обширной епархии.

Как мы знаем из исторических источников, возвращаясь из похода в Тобольск, подполковник Иван Бухгольц разбил в устье реки Оми военный лагерь, который вскоре превратился в крепость. При совершении чина освящения новой крепости была совершена закладка и первого омского храма – в честь святого Игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского.

Историки до сих пор спорят, почему первый храм нашего города был посвящен именно преподобному Сергию. Одни полагают, что это связано с тем, что закладка крепости происходила 5 июля 1716 года, в день памяти обретения мощей преподобного Сергия; другие – что это связано с тем, что в отряде Бухгольца было много артиллеристов, а они считали преподобного Сергия своим Небесным покровителем.

Предоставим искать ответ на этот вопрос историкам; в любом случае, то, что первый православный храм Омска был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского, представляется неслучайным. Ведь в каком-то смысле основатели Омска соревновали духовному подвигу преподобного Сергия. Пусть они основывали не монастырь, а военную крепость; но в то беспокойное время между русскими монастырями и русскими крепостями различие было не столь значительным. Монастыри возводились как крепости, а в каждой нововозводимой крепости закладывались и строились не только храмы, но и монастыри. Монастыри, основанные преподобным Сергием и его учениками, возникали в пограничных пределах владений московских князей, и, таким образом, с помощью этих монастырей происходило укрепление молодого московского княжества и освоение новых, преимущественно заволжских, земель. Это же происходило и при покорении и освоении Сибири. Как писал известный сибирский церковный историк и краевед позапрошлого века Григорий Варлаков, «Почти в каждом городе, какие основывались со времени завоевания Сибири, устраивался монастырь, прежде мужской, потом женский».

Таким образом, основатели Омской крепости были в каком-то важном, промыслительном смысле наследниками преподобного Сергия, продолжателями его дела, дела борьбы с ордынским господством и «собирания земель» вокруг Москвы, расширения и укрепления русского Православного государства. Процитирую слова другого известного омского краеведа Андрея Палашенкова: «Признанием преподобного Сергия патроном крепости подчеркивалась неразрывность, единство нового оплота далекой окраины с центром Русского государства – Москвой».

Действительно, возникновение Омской крепости отделяло от времени преподобного Сергия по историческим меркам не так много – чуть более трех столетий, а от времени крушения Орды – и того меньше, всего два века. И эти два века Россия была вынуждена вести постоянные войны с государствами-наследниками Орды, различными ханствами; еще при Петре I Россия должна была какое-то время выплачивать дань крымскому хану. Так что вполне закономерно, что, оказавшись в Западной Сибири на бывших ордынских землях, русские воины решили посвятить храм в заложенной ими крепости преподобному Сергию.

Чтобы глубже понять связь преподобного Сергия с этой землей, отделенной сотнями и сотнями верст от тех мест, в которых прошла его подвижническая жизнь, нужно внимательнее вглядеться в то, что мы называем святостью. Святой – это человек, который живет в истории, в своем времени, в той или иной степени участвуя в событиях, которые ему доводится пережить. Но одновременно он находится как бы вне истории, вне этих событий. Ведь святость – это не какие-то исторические заслуги или деяния. Святость – это высшая причастность человеческой души Богу, а значит, и неизменному, вечному, тому, что находится как бы над историей. Приходят и уходят исторические периоды, поколения людей сменяют друг друга, но свет подлинной святости не становится слабее. Напротив, чем дальше, тем он ярче, тем он усиливается.

Именно такой была святость великого светоча Русской земли – преподобного Сергия Радонежского. Казалось бы, если рассуждать по историческим меркам, как был связан жизненный путь преподобного Сергия с этой землей, на которой позже будет основан Омск и другие города нашей Омской Митрополии? Разумеется, никакой прямой исторической связи здесь не было. Но влияние, которое оказала личность этого святого, влияние его подвижнической жизни, его подвига святости, невозможно оценивать только историческими мерками. Оно превосходит время жизни самого святого, простирается до наших дней и уходит в необозримое будущее.

В чем, кроме призыва к святости, к жизни, посвященной Богу и вечному спасению, видится это влияние? Прежде всего, в том великом уроке единства, который преподобный Сергий дал нам, дал всей России. В период, когда Русь была еще раздробленной на княжества, когда князья соперничали и воевали друг с другом, что облегчало внешним силам – Орде на Востоке и Царству Литовскому на Западе – подчинять Русь своей политике, преподобный Сергий, как писал преподобный Епифаний Премудрый, стал «обителью и избранником Cвятой Троицы». Образ Пресвятой Живоначальной Троицы, Единосущной и Нераздельной, образ Любви и Согласия Трех Божественных Ипостасей, становится образом собирания русских земель, образом чаемого единства и соборности православного народа. «Что видел, что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыни? – задавался вопросом выдающийся русский философ Евгений Трубецкой. – Вблизи вой зверей да “стражи бесовские”, а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли», подневольной Орде. Освящая вместе со своим братом Стефаном, с которым преподобный начинал свое пустнынножительное поприще, срубленный ими храм во Имя Святой Троицы, преподобный Сергий стремился внести согласие и единство в этот истерзанный разладом, наполненный враждою мир. Не случайно этой же мыслью преподобного Сергия вдохновлена и одна из самых прекрасных, самых известных и почитаемых русских икон – престольная икона Троицкого собора основанной им Лавры, образ Живоначальной Троицы, написанный в 1408 году святым Андреем Рублевым «в похвалу» преподобному Сергию. Какой любовью, каким единением веет от Трех Изображенных на этой иконе, каким молчаливым, но глубоким призывом к человечеству – оставить раздор, оставить мелочные эгоистические цели, разделяющие и ослабляющие нас!

И сегодня, не меньше чем семь столетий назад, Россия страдает от раздробленности, но уже не территориальной, а духовной. Даже в период большевизма не наблюдалось такого отчуждения людей друг от друга, такого безразличия друг к другу, к своей семье, своему городу или селу, своему государству. Слово «единство» то и дело мелькает в названиях политических движений и партий, в различных призывах, но самого единства мы, к сожалению, почти не видим. Разжигание материальных интересов ведет к тому, что люди фокусируются только на собственных, эгоистических целях; другой человек для него – это уже не ближний, не брат в вере, а просто инструмент для достижения собственных целей… Так рассыпается на отдельные эгоистические атомы народ, так глохнет веками воспитывавшийся Церковью дух соборности и единства.

Пришло время для поисков нового единства, единства всех здоровых и здравомыслящих сил нашего Отечества, единства, основанного на вере отец наших, на том незыблемом духовном фундаменте, который был заложен преподобным Сергием и другими великими православными святыми.

К сожалению, первый храм святого Сергия Радонежского, с которого ведет свою историю Православная Церковь в Омском Приирытшье, не сохранился до наших дней. Однако имя преподобного Сергия продолжает почитаться православными омичами; в его честь освящены несколько храмов нашей епархии: в поселке Большие Поля города Омска, в поселке Дружино Омского района, в селе Маргенау Исилькульской района. Домовый храм строящегося Духовно-административного центра Омской Митрополии также будет освящен в память Игумена земли Русской.

Мы помним, как летом этого года, когда вся Русская Православная Церковь торжественно отмечала 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, икона и ковчег с частицей его честных мощей побывали и у нас, в нашей Омской Митрополии. Сотни верующих имели возможность прикоснуться к этим святыням, помолиться перед ними и за себя, и за своих близких и за всю нашу Русскую Православную Церковь, и за всю Россию. Нельзя не видеть глубокую символичность в том, что святой Сергий посетил тот город, в котором он почитался, можно сказать, с самого основания, где в честь него был освящен самый первый православный храм! И именно в то время, когда мы, вся Русская Церковь, против единства которой начат новый крестовый поход, так нуждаемся в молитвах и Небесном заступничестве этого великого учителя единства и миролюбия. 

В завершении хотелось бы привести слова выдающегося русского историка Василия Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной». Действительно, мощь каждого человека, сила народа и государства, сила Церкви Христовой – именно в этой нравственной силе, пример которой явил преподобный Сергий. И нынешняя конференция дает нам прекрасную возможность вообразить в себе, в каждом из нас, образ этого великого святого и подвижника, взять его духовным примером для себя, рассказывать о его жизни другим, особенно подрастающему поколению. И с особой сердечной теплотой возносить к этому подвижнику добродетелей и истинному воину Христа Бога наши молитвы. Призываю Божие благословение на всех участников нашей конференции и желаю всем живой и плодотворной работы.