«Социокультурные истоки» на Омской земле

image_print
IMG_20190729_112417_HHT

29 июля 2019 года в рамках IV всероссийской сессии «Социокультурные истоки» под названием «Священные рубежи Святой Руси» состоялась работа круглого стола «Системное развитие программы «Социокультурные истоки» в системе образования Омской области».

На Омскую землю приехали педагоги – истоковеды из городов: Москва, Вологда, Алатырь, г. Великий Устюг. Всего из других регионов приехало 12 заслуженных педагогов, а также гость из Соединенных Штатов Америки – Олег Владиславович Воскресенский, магистр богословия в Америке, кандидат педагогических наук и соавтор учебника по Основам Православной Культуры в России.

Событие направленно на построение социокультурного пространства родителей, детей и педагогов, образовательной среды, способствующей формированию духовно-нравственной культуры для укрепления и сохранения семейных традиций, развитию нашей исторической памяти и поиску духовных скреп, которые помогут нам в служении Отечеству и строительстве гражданского общества. Основная задача проекта сформировать образовательное пространство культуры Омского региона с приоритетом русских традиционных духовно-нравственных ценностей.

Организаторами данного мероприятия являются: АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЗАСТАВА ЕРМАКА», ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ИСТОКИ», МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ТАРСКАЯ ЕПАРХИЯ, ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ОМСКОЙ ЕПАРХИИ, АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ТАРСКИЙ ЗОДЧИЙ».

На круглом столе были заслушаны следующие выступления:

1. Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий.

2. Жукова Лариса Николаевна, Заместитель Министра образования Омской области.

3. Кротт Иван Иванович, врио ректора Омского государственного педагогического университета.

4. Спасенкова Ирина Валентиновна, доцент кафедры теории, истории культуры и этнологии Вологодского государственного университета, кандидат исторических наук. г. Вологда, «Содержание учебного курса «Истоки»

5. Шинарева Надежда Геннадьевна, директор БОУ СОШ г. Омска №34

“Реализация программы Социокультурные истоки в БОУ СОШ г. Омска № 34»

6. Похитайло Тамара Викторовна, методист отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, “Социокультурные истоки в Омском регионе”

7. Протоиерей Владимир Теплов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы Алатырской епархии, глава правления Православного благотворительного фонда «Алатырь», г. Алатырь, Республика Чувашия, «Системный проект «Священные рубежи Святой Руси»

8. Абрамова Ольга Сергеевна, методист Истоковедения Издательского дома «Истоки», автор-составитель книг для развития детей дошкольного возраста, автор мониторинга социокультурного развития ребенка-дошкольника, Почетный работник общего образования РФ. г. Вологда. «Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании. Актуальность. Отличительные особенности Программы. Цели и задачи Программы. Соответствие Программы ФГОС дошкольного образования. Инструментарий для дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста в контексте программы «Социокультурные истоки», Программа «Моя семья».

9. Людмила Михайловна Шеркунова, директор МБОУ «Борковская СОШ» Никольского района Вологодской области, отличник народного просвещения, победитель Федерального конкурса «Лучший учитель», руководитель районного методического объединения «Истоки». «Система подготовки педагогов и руководителей системы образования в контексте программы «Социокультурные истоки».

10. Кузьмин Игорь Алексеевич, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки».

11. Нина Андреевна Теплова, директор МБОУ «СОШ № 2 с кадетскими классами» г. Великий Устюг Вологодской области. «Военно-патриотическое воспитание в контексте программы «Социокультурные истоки». Истоки Великой Победы. Цель, задачи, актуальность в современных условиях. Сохранение исторической памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне. Система ценностей Истоков в военно-патриотическом воспитании. О системе подготовки педагогов по этому направлению.

Автор программы «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва в своем выступлении отметил, что главной стратегической целью программы «Социокультурные истоки» является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (№ 3,5-707 от 20.07.98 г.).

Программа «Истоки» способствует решению ряда важнейших задач:

* развитию духовно-нравственных основ образования;

* интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;

* формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;

* приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

* укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Легко заметить, что стратегические цели Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта и программы «Социокультурные истоки» практически совпадают.

Омские педагоги, которые познакомились с Истоками готовы работать по программе «Социокультурные Истоки», они отмечают, что программа «Социокультурные Истоки» очень актуальна и необходима в наши дни. Так как каждая тема ориентирована на положительный опыт ребенка, его семьи, и близких, так программа превращается в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым поступкам. Но как говорят наши педагоги, одного нашего желания недостаточно, крайне важна поддержка со стороны высшего руководства. И в этот день на круглом столе мы услышали слова поддержки со стороны Жуковой Ларисы Николаевны, заместителя Министра образования Омской области.

 

 Тамара Похитайло