Митрополит Владимир открыл работу Всероссийской конференции «Россия и язычество: мифы и реальность»

image_print

13 марта 2013 года в 10.00 в конференц-зале государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина открылось пленарное заседание Всероссийской научно-практической конференции «Россия и язычество: мифы и реальность». Работу форума возглавил митрополит Омский и Таврический Владимир.

На пленарном заседании выступили омские специалисты и гости из других городов. В частности, сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Сергий Матюшин представил участникам встречи общую позицию Русской Православной Церкви по взаимодействию с представителями этнических верований. Он подчеркнул, что церковное священноначалие выступает против агрессивного отношения к так называемым неоязычникам. Формой общения с людьми других убеждений может быть открытый и честный диалог, а также молитва за ближних, отступивших от Христа.

«Святейший Патриарх подчеркивает, что в нашем диалоге с любыми оппонентами мы должны стараться поступать со смирением, возможностью объяснять. Победа должна быть именно победой добра, победой любви, к чему и призваны христиане», – сделал акцент отец Сергий.

Большой интерес у гостей конференции вызвало выступление доцента кафедры культурологии и социальной коммуникации Национального исследовательского Томского политехнического университета Д.Е. Крапчунова на тему «Русская традиционная культура: Православие или язычество».

«Народная культура как проявление народного духа в последние семьдесят лет намеренно уничтожалась. В связи с этим многие смыслы были утрачены или истолкованы неправильно. Перед этнографами в советские годы ставилась задача: срочно найти языческие древности. И за этим поиском мы теряли ценности христианские, которые тогда еще можно было во множестве обнаружить», – говорит Даниил Евгеньевич.

Изучением элементов русской обрядовой культуры и восстановлением их истинного значения и занимается ученый уже много лет. Одна из иллюстраций в его докладе – о праздновании Масленицы.

«Сейчас многие говорят, что это “исконно языческий праздник”. В таком случае, почему дата празднования главного языческого праздника зависит от главного православного праздника – Пасхи? Дальше. Нам подают: блин – это символ Масленицы, символ поклонения солнцу… Буквально позавчера мы были в экспедиции в Калининградской области, расспрашивали бабушек: Блины на Масленицу пекли? – Пекли. А на другие праздники блины пекли? – Пекли. А не на праздники блины пекли? – Пекли. А масленичные блины как-то отличаются от всех остальных? – Нет, такие же… Солнце с блином впервые сравнил Куприн. Но это художественный образ, ничего общего с язычеством не имеющий! Что еще? Чучело… На самом деле во многих областях, например, в Новгородской области, сжигали не чучело, а просто кучу мусора. Где-то чучела вообще не было. А в Сибири чучело – это был мужик с трубкой, т.е. изначально негативный, страстный образ», – рассказал Даниил Крапчунов.

Об опыте миссионерской работы в Окунево летом 2012 года рассказал настоятель исилькульского храма Новомучеников и исповедников Российских иерей Александр Лемешко. По его наблюдениям участники этнофестиваля «Сонцестояние» настроены на диалог, легко вступают в беседу.

«Это обычные русские люди, которые ищут чего-то духовного, исторического, интересного. Там есть искренние люди, честные в своих убеждениях», – поделился отец Александр.

Но, к сожалению, отметил священник, у многих наших соотечественников нет твердых духовных ориентиров, и поэтому «они сегодня к бабаджистам приехали, завтра в храм пойдут. Как говорит протодиакон Андрей Кураев, любимое блюдо русского интеллигента – каша в голове». С такими людьми нужно разговаривать, рассказывать им о своей вере, пытаться их понять, убежден священник.

Конференцию продолжил круглый стол, в первой половине дня 14 марта пройдет работа секции и методического семинара, после чего Всероссийский форум «Россия и язычество: мифы и реальность» подведет итог своей деятельности.

Пресс-служба Омской епархии