II Всероссийская научно-практическая конференция «Россия и язычество: мифы и реальность»

image_print
7h9c5856

26 февраля 2014 года в конференц-зале Областного Экспоцентра по благословению главы Омской митрополии, митрополита Омского и Таврического Владимира в рамках VII Международной православной выставки-ярмарки «Сильвестр Омский – свет земли Сибирской» состоялось открытие II Всероссийской научно-практической конференции «Россия и язычество: мифы и реальность». Организаторы мероприятия – Омская митрополия и социально-гуманитарный факультет Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского – надеются, что данная конференция поможет лучше разобраться в причинах жизнеспособности язычества и в его конкретных исторических и современных формах.

Возглавил пленарное заседание митрополит Омский и Таврический Владимир. В качестве сопредседателей присутствовали: епископ Калачинский и Муромцевский Петр (Мансуров), епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии протоиерей Димитрий Олихов, старший научный сотрудник Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, доцент кафедры музеологии, экскурсоведения и туризма ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Марина Жигунова.

По традиции открыл конференцию митрополит Владимир. В своем приветственном слове Его Высокопреосвященство подчеркнул, что проведение конференции, посвященной проблемам язычества, в день памяти священномученика Сильвестра, архиепископа Омского символично.

- Уже в молодости, на первом своем поприще в Полтавской Епархии, будущий Омский архипастырь проявил себя как замечательный миссионер, борец с распространявшимися тогда штундистами и толстовцами, – сказал владыка. – Его труды, в которых он раскрывал учение этих сект, его проповеди сыграли огромную роль в борьбе с сектантами. Хотя с выхода его первых антисектантских трудов прошло более ста лет, они не потеряли своей ценности. И не только благодаря миссионерскому дару будущего священномученика, его глубокому и непосредственному знанию тех ересей, с которыми ему приходилось сталкиваться. Их актуальность объясняется еще и тем, что сегодня, как и столетие назад, Православие продолжает свою духовную битву за спасение человеческих душ с различными сектами, имя которым легион. И наиболее опасными среди них являются секты языческие.

Темы докладов, прозвучавшие на пленарном заседании, оказались весьма интересными, и самое главное – актуальными. Марина Жигунова подробно рассказала, во что верят наши современники; доцент кафедры теологии и мировых культур ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Елена Кузьмина исчерпывающе раскрыла психологию суеверия; а председатель совета Омской областной общественной организации «Центр патриотического воспитания детей и молодежи на основе русской традиционной культуры «Пересвет» Елена Чешегорова поведала о ранней христианской символике в русском фольклоре.

В конференции также приняли участие гости – доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, диакон Владимир Василик, выступивший с докладом «О подлинных корнях славянского «язычества» и манихейства», а также руководитель православного кризисного центра при Патриаршем Подворье (г. Москва) Михаил Хасьминский с темой: «Язычество – помощь душе или вред? Взгляд психолога».

Михаил Игоревич, как практикующий психолог, сумевший помочь многим людям в преодолении кризисных ситуаций, подчеркнул важный факт:

- Язычество никогда не помогало пережить кризис. Почему? Потому, что в нем нет ничего, что могло бы помочь! Только христианство дает понимание истинного смысла жизни, рисует полную картину загробного мира, и самое главное – говорит, что надо делать. А язычество ничего не предлагает, даже элементарного – борьбу со страстями, в чем кроется наше спасение.

В завершение митрополит Владимир поблагодарил всех участников заседания за выступление и сказал, что язычество – это не только сами секты, это тот социальный, экономический и культурный климат в обществе, который способствует формированию у людей не христианского, а языческого мировоззрения. И первое, с чем может бороться каждый человек в своей повседневной жизни, это суеверия. Мы верим в черных кошек или в пустые ведра. Мы порой бываем настолько далеки от веры, что проявляем заботу больше о суетном, чем о вечном.

Алёна Борзова