О важности развития речевой культуры детей рассказали на мастер-классе для педагогов “Путешествие язычка”

image_print
баранцева_5

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад №148» сотрудничает с отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии с 2013 года и является базовой площадкой по внедрению православного компонента. Ежегодно опыт работы детского сада по работе с родителями, по развитию духовности детей обобщается и распространяется на постоянно действующем семинаре «Духовно-нравственное воспитание и формирование понятий у дошкольников в контексте ФГОС». Важнейшим направлением в работе детского сада является работа по развитию речи детей.

 19 сентября 2019 года в детском саду был проведен мастер-класс «Путешествие язычка» (прием артикуляционной гимнастики – авторская сказка). Цель мастер-класса: повышение уровня педагогической компетентности педагогов.

Задачи, которые ставили перед собой организаторы семинара – заведующий Руфаида Акрамовна Сагдеева, старший воспитатель Людмила Ивановна Котова и заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями Светлана Петровна Баранцева – были серьезны:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Речь является средством понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей детей. А недостаток же звуковой культуры речи неблагоприятно отражается на личности ребенка. У ребенка снижается интерес к познавательной деятельности. Ребёнок может стать резким, неусидчивым и может замкнуться в себе. И как следствие возникает отставание в развитии.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного воспитания. Диагностика по речевому развитию свидетельствует об увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Отсюда вывод: необходимо своевременно заботиться о формировании речи дошкольников, о её правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо работать над правильным звукопроизношением, которую можно сочетать с развитием речевого слуха, дыхания, дикции и конечно с развитием органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, способствующих укреплению органов артикуляционного аппарата. А использование сказок как средства развития артикуляционного аппарата у детей желательно, так как деятельность становится интересной и увлекательной. Увлекательная деятельность легче влияет на развитие навыков детей. Существует два вида сказок: народные и авторские.

Воспитатель Наталья Ивановна Пучинина разработала серию авторских сказок. Авторские сказки могут носить дидактический характер. Такие сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. Начинать работу в данном направлении необходимо с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети усваивают простейшие навыки движений. В среднем и старшем дошкольном возрасте требования к выполнению упражнений повышаются.

Недостаточно работы воспитателя, необходима связь с врачами, логопедом и конечно с родителями. Родители не должны чувствовать себя обособленными от педагогического процесса, они не должны испытывать давление со стороны педагогов. Воспитатель должен тактично оказать помощь и поддержку родителям.

Поэтому воспитателем Анной Владимировной Калайтан было разработано мобильное приложение, где собраны материалы для развития речи дошкольников. Этим мобильным приложением может пользоваться ребенок. Видео включает в себя не только комплекс в виде авторской сказки, но и краткие инструкции по выполнению. Ребенок будет смотреть видео-уроки, играть в игры, слушать музыку и сказки для развития речи.

Благодаря систематическим занятиям и упражнениям, развивающим речевую моторику и речевой слух, взаимосвязи с родителями многие дети учатся правильно говорить без помощи логопеда.

Р.А. Сагдеева, заведующий, Л.И. Котова, старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №148»