Выступление митрополита Владимира на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях

image_print
Слово митрополита Омского и Таврического Владимира на начало Великого поста

Что посеет человек, то и пожнет…

 

Выступление митрополита Омского и Таврического Владимира

на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях

«Традиции и новации: культура, общество, личность»,

Москва, 26 января 2016 г.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

 

Размышление о судьбах России, о будущем россиян, попытки увидеть пути великой страны в далях будущего – все это может показаться кому-то делом праздным, ненужным, слишком близким к разного рода фантазиям и сомнительным утопиям. Действительно, разве мало было в не столь давнем прошлом «долгосрочных программ» и «планов на несколько пятилеток вперед»? Разве не превозносятся сейчас в средствах массовой информации «прагматики», призывающие «делать дело» сейчас, «ковать железо, пока горячо» – не задумываясь о том, что будет через два-три поколения после нас?

Увы, история не раз показывала, к чему приводят подобные «лозунги», которые могут звучать даже очень убедительно, но суть которых одна: «После нас – хоть потоп». Подобное презрение к будущему общества, страны, нации противно не только здравому смыслу, но и основам Христианского миропонимания. В отличие от язычества, которое превозносит и абсолютизирует настоящее, Христианство готовит человека к будущему. Оно заставляет человека выйти из оболочки повседневности и задуматься о том, какой плод принесут его дела и дела его народа в тех временах, которые наступят после нас. Как писал Николай Васильевич Гоголь: «…Перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги… Вот причина почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад».

Как удивительно актуально и одновременно парадоксально звучат сегодня эти слова великого русского писателя и мыслителя! Ведь сколько раз нас, нашу Церковь обвиняли и обвиняют в том, что мы якобы ретрограды, что мы являемся врагами прогресса, что мы держимся за отживающие традиции и только и желаем, чтобы обратить историю вспять и загнать всех в средневековье!

Впрочем, сегодня, когда уже стали очевидны катастрофические последствия технического прогресса и вызванные им экологические и техногенные бедствия, число наших критиков поубавилось. Пришло понимание того, что прогресс, преследующий цель удовлетворения одних лишь материальных потребностей человека, служащий наживе и накоплению, рано или поздно заведет человечество в тупик, чреватый еще более страшными экологическими угрозами и глобальными конфликтами.

Церковь всегда выступала против веры в прогресс как в непрерывное улучшение материальных условий жизни. Эта вера не только наивна, но и безумна. Господь показал это в притче о неразумном богаче, который, собрав большой урожай, строил радужные планы на многие годы. Вот что сделаю, - размышлял богач, - сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Не правда ли, напоминает высказывания многих экономистов? Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк.12,16-21).

Тот, кто рассчитывает в своем будущем только на материальное, тленное, в итоге получает смерть и тление. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6,7-8). Слишком долго в нашем обществе, в государстве представляли будущее исключительно в материальных, экономических, технических категориях. Вместо того, чтобы сеять в дух – уделять как можно больше внимания нравственному воспитанию, сохранению ценностей семьи, пропаганде через средства массовой информации нравственно здоровой жизни – на протяжении многих, очень многих лет делалось прямо противоположное. Нам говорили: прежде всего – экономика, рынок, уровень ВВП, современные технологии, а остальное все приложится. В результате супермаркеты наполнялись, а человеческие души, увы, опустошались.

Зло – не в самой экономике, а в превращении ее в фетиш, в её обожествлении. А в действительности никогда и нигде экономика не лежала в основе общества, в том числе и на Западе, на который у нас до недавнего времени так любили ссылаться. Крупнейший немецкий социолог Макс Вебер более столетия назад в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» ясно показал, что в основе экономической деятельности человека лежат его религиозные убеждения. И что современное западное капиталистическое общество основано на принципах протестантской морали.

Современность полностью подтверждает правоту выводов немецкого социолога. Какие страны сегодня считаются экономически наиболее успешными? Это страны, большинство населения которых являются протестантами: США, Германия, Великобритания, Швейцария, скандинавские страны. И не случайно в 90-е годы прошлого века различные протестантские секты имели у нас в России такой шумный, хотя и кратковременный, успех. Это было связано не только с тем, что у них было солидное финансирование, слаженная организация, и что наша Церковь еще не имела тогда достаточного опыта и ресурсов по противостоянию этому поветрию. Одной из причин их успеха, как теперь становится ясно, было то, что их протестантская проповедь хорошо согласовывалась с той пропагандой наживы, стяжательства, материального комфорта, которая буквально захлестнула страну после развала Союза.

В своем выдающемся труде «Православное учение о спасении» приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Сергий указал на главное различие между Православием и протестантизмом. В последнем Бог для человека является только «средством для достижения благополучия». Стоит ли говорить, насколько это расходится с тем, Кем является Бог для православного человека?

И не оттого ли у нас все социальные и экономические проблемы, что мы пытаемся быть православными и одновременно исповедовать протестантскую этику, служить и Богу, и мамоне?.. Все это деструктивно действует на массовое сознание, заставляет людей жить двойной моралью, а в конечном итоге приводит к кризисным явлениям. Ведь причины кризисов – не в каких-то загадочных манипуляциях на мировых биржах, они – в нашей душе.

Какие-то новые рецепты, новые способы для противодействия всему изобретать не нужно: они получены в Откровении более двух тысячелетий назад и с тех пор, несмотря на попытки разных лжеучителей, не подверглись изменению. Как писал святой апостол Павел: Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души. … Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.10,39; 11,1). Вот та суть православного отношения к будущему – «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», то, что дает человеку вера.

О каком «ожидаемом» говорит здесь апостол Христов? Об ожидаемых ли материальных благах, которые сулит экономический рост? Об ожидаемых удовольствиях, вроде тех примитивных радостей, которые ежедневно стремится разжечь реклама и индустрия развлечений? Разумеется, нет: речь об ожидании небесных наград. Ведь дальше апостол Павел перечисляет библейских праведников, «стоявших в вере», и говорит, что те, веруя, стремились к лучшему, то есть небесному, посему и Бог не стыдится их (Евр.11,16). Это «стояние в вере» не означает нерадения о земных делах – о воспитании детей, о благоустройстве окружающего нас мира, о заботе о наших ближних… Апостол Христов лишь учит, что подлинную награду за наши труды мы должны рассчитывать получить не здесь, не в виде материальных удовольствий и радостей, а в Небесном нашем Отечестве.

Поэтому православный христианин и движется вперед, поскольку знает, что его ожидает в будущем, и что нужно делать в этой земной жизни, чтобы получить тот венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1,12). Это – забота о ближних, что означает не только материальную помощь, но и правильное воспитание детей; оказание поддержки пожилым и немощным; готовность поделится своим душевным теплом с людьми, нуждающимися в этом. Это попечение о своем Отечестве, о его благополучии и славе, это принятие его радостей как своих личных радостей, и его бед – как своих собственных бед.

Подобно тому, как наша Церковь выступает земным прообразом Церкви Небесной, так и некоторым прообразом нашего Небесного Отечества служит наше Отечество земное, наша Родина. Служение земному Отечеству, не на словах, а на деле, – это подвиг любви и служения своим ближним. При этом Христианская любовь к своему Отечеству не только не тождественна, но и противоположна близорукому национальному эгоизму, национальному чванству. Лишь тот, кто действительно любит свое Отечество, свой народ, способен полюбить и остальные народы. Лишь тот, кто действительно любит свое Отечество, без лицеприятия говорит о его проблемах и стремится на деле способствовать их разрешению.

С этой точки зрения и путь развития России видится не таким туманным, как его иногда представляют. Это путь, ведущий не к получению краткосрочных материальных выгод и удобств, а путь длительного, кропотливого взращивания духовных ценностей, путь добровольного самоограничения и обуздания эгоистических потребностей; это не путь к разобщению и индивидуализму, но путь к единству и соборности.

Как бы мы поодиночке не стремились помогать ближним, как бы каждый из нас сам по себе не желал служить Отечеству, достижимо это лишь совместными, общими усилиями. Не случайно пропаганда идеалов потребления, обогащения, моральной вседозволенности идет всегда рука об руку с проповедью крайнего индивидуализма, обожествления собственного «я», что, кстати, опять-таки, имеет корни в современном протестантизме в его выпячивании индивидуальных переживаний, индивидуального религиозного опыта, в религиозном субъективизме. К сожалению, после десятилетий насильственно насаждаемого большевиками коллективизма, семена этой проповеди нашли соответствующую почву. На смену прежнему насильственному сплачиванию людей пришли не соборность, не единство, но раздробленность, разъединение и разобщение людей. Многие, особенно молодые, стали стремиться «пожить в свое удовольствие», не обременяя себя ни семьей, ни детьми, ни даже друзьями, место которых заменили часто даже малознакомые люди, с которыми они «общаются» в сетях интернета… Это ведет не только к деградации отдельной личности, но и к вырождению общества в целом.

«Один в поле – не воин», – гласит поговорка. А поле перед нами – поистине бескрайнее, и трудов в нем хватит не на одно поколение россиян. Лишь в единстве, лишь совместными усилиями можно добиться и духовного и материального улучшения жизни для всего общества, для всей нации. Большие надежды возлагаются здесь на гражданское общество, общественные объединения и движения: на молодежные союзы, общества трезвости, казачество, благотворительные организации и фонды, воцерковленную интеллигенцию. И посильную помощь любому единству, объединению с благими целями и ясной программой будет оказывать Церковь, которая была и остается носительницей и выразительницей духа единства на протяжении всей своей истории.

Благодарю за внимание.