В 26 гимназии родители выбирали модуль курса ОРКСЭ

image_print
IF

27 марта 2019 года помощник благочинного по образованию в Рождественском благочинии Светлана Баранцева побывала в БОУ г. Омска «Гимназия № 26» на родительском собрании по выбору модулей курса ОРКСЭ.

В школе пять третьих классов, и родители третьеклассников собрались, чтобы послушать об особенностях нового предмета, который дети будут изучать в четвертом классе и выбрать модуль для изучения детьми.

Открыла собрание заместитель директора гимназии Елена Петровна Земскова. Затем учитель русского языка и литературы,  учитель модуля «Основы православной культуры»  Елена Геннадьевна Долгих очень интересно, толково рассказала об изучении курса, о его особенностях,  раскрыв содержание модулей.

 Светлана Петровна разъяснила родителям особенности каждого модуля.

О том, почему нужно в первую очередь изучать основы православной культуры. Ведь никто, даже атеисты, не могут отрицать, что вся наша русская литература, музыка, изобразительное искусство выросли из православия. Сначала пусть ребята выучат родные язык и культуру. Сначала пусть полюбят Пушкина, а потом уже Шекспира.

Православными у нас считают себя – по данным разных социологических исследований – 60-80% населения. А когда приходит время выбирать для своих детей, что им важнее узнать из “Основ религиозных культур и светской этики», только 20-30% отдают предпочтение «Основам православной культуры». Это притом, что % 90 утверждают, что к русской культуре относятся в целом позитивно, и никуда уезжать из России не намерены. В чем же тут дело?

Прежде всего, в том, что подавляющее большинство людей, причисляющих себя к православным, о православии имеют весьма смутное понятие. Если Евангелие читали чуть более половины номинальных православных, то что говорить о знании богословия. Даже и желания с ним знакомиться не появляется, зачем мне знать, что Бог Един по природе и Троичен в Лицах? Или то, что Церковь понимается как Тело Христово? Или о том, что каждый человек несет в себе образ Божий? Какое это отношение к моей жизни имеет?

Вероучительные истины определяют культуру народа, который эту религию исповедует. Культуру в широком смысле, не в нынешнем упрошенном, когда ее воспринимают как собрание различных искусств. Культуру как совокупность всех проявлений человеческой деятельности, ценностных установок, навыков и умений. Как то, что предписывает человеку определенные способы мышления и самовыражения, определяет жизненную стратегию и образ жизни человека, формирует психологию и отдельного человека и народа в целом.

Религиозные корни культуры совсем не обязательно осознаются носителями этой культуры. «Скрытая религия» – это  когда культура построена на идеях, которые изначально были религиозными, а сейчас стали светскими, и являются нормальным образом мыслей и жизни для членов этой культуры. В советские времена, когда вера в Бога была почти совсем исключена из общественной жизни, русский народ продолжал жить нравственными идеалами, проистекающими из Православия. Даже «Моральный кодекс строителя коммунизма» удивительно напоминал Заповеди Божии.

Самоощущение русского человека несет на себе печать церковной соборности. Мы ощущаем себя единым народом, слова «Россия», «русская цивилизация», «патриотизм» для нас – не пустой звук, кто бы и как бы не пытался их девальвировать. Для настоящих русских общественные интересы важнее личных: “Сам погибай – товарищей выручай”. Именно поэтому “Друг познается в беде” – если в беде ближний предал тебя, оставил – он не друг, да и не настоящий русский! Настоящий русский человек никогда не предает ближних.

Русский человек всегда чувствует себя частью чего-то большего, чем он сам. Самому себя ему всегда не хватает. Удовлетворения собственных потребностей мало. Русскому всегда нужна большая общая цель. Без неё жизнь лишена смысла. Так проявляется православное представление о том, что смысл человеческой жизни – за пределами жизни земной, в Царствии Божием.

Светлана Баранцева