Участники Патриаршего совещания обменялись опытом организации теологического образования на местах

image_print
olichovdv

28 ноября в гостинице «Даниловская» состоялось пленарное заседание Патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества».

Главными вопросами заседания стали:
- мешает ли теология в светском вузе светскому характеру образования?
- зачем нужны кафедры теологии?
- какие основные проблемы сегодня стоят перед теологией в светских учебных заведениях?

Клерикализация образования?

Надо отметить, что на волне антиклерикальных настроений обвинения в клерикализации образования раздаются регулярно.

Заседание началось с доклада председателя заседания Святейшего Патриарха Кирилла. Он напомнил, что до начала процессов секуляризации в Европе теология считалась царицей наук и была основой университетского образования. Если принцип добровольности сохраняется, утверждает Святейший Патриарх, теология никоим образом не мешает светскому образованию.

Обвинения в клерикализации в большой степени надуманные. Об этом прямо говорит заведующая кафедрой теологии Российского государственного социального университета Розалия Моисеевна Рупова:

- К нам идут целенаправленно, и вопросов о клерикализации не возникает. Тех, кто учится вне нашей кафедры, мы не трогаем – ведем светский курс религиоведения. Так что это надуманный вопрос.

Ирина Михайловна Шеина, ректор Рязанского государственного университета, утверждает, что в ее вузе ни кафедра, ни факультет теологии, ни храм протестов не вызвали:

- Рязань традиционно православный регион. Даже те, кто сами в храм не ходят, относится терпимо к Церкви, понимая, что без веры сейчас сложно.

Сотрудничество между Церковью и светским образованием в Рязани налажено не только в области теологии:

- У нас университет гуманитарной направленности – батюшки и на других факультетах читают спецкурсы.

Кстати, митрополит Рязанский Павел отметил, что успешное сотрудничество стало возможно именно благодаря позиции ректора – активной прихожанки университетского храма.

В Омске тоже все спокойно.

- Период обвинений в клерикализации мы прошли еще в 90-е годы и достаточно безболезненно, – рассказывает протоиерей Дмитрий Олихов, и.о. ректора Омского духовного училища, старший преподаватель кафедры истории и теории религии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (кафедра основана в 1994 году – это первый опыт преподавания теологии в светских вузах постсоветской России). – Периодически появляются публикации в прессе: почему икона висит в деканате, почему попы ходят по университету – но это никакие не гонения, просто люди хотят писать, а мы хотим работать.

Сотрудничество вместо конфронтации

Первый проректор Хабаровской духовной семинарии епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии, утверждает, что теологические знания в светской среде как раз востребованы – отсутствие кафедр теологии в хабаровских вузах связано с чисто организационными трудностями (желающие поступают на кафедру теологии Дальневосточного федерального университета, возглавляемую митрополитом Вениамином).

- Представителей Хабаровской духовной семинарии приглашают на конференции. Светские педагоги показывают недостаточность своих знаний в связи с огромным пластом нашей истории и культуры. Они сами хотели бы повышать свою квалификацию – когда мы проводили курсы повышения квалификации для преподавателей основ религиозных культур, они говорили о необходимости профессиональной переподготовки.

Наиболее научным было опровержение мифа о клерикализации от ректора МИФИ Михаила Николаевича Стриханова: он напомнил, что, во-первых, многие сотрудники и преподаватели МИФИ стремятся к религии (среди выпускников – множество священников и даже один епископ), а во-вторых само противопоставление науки и богословия является ложным – в истории науки и в самом научном процессе многое связано с озарением, которое безусловно является событием духовной жизни.

Конфессиональный мир

Среди многочисленных задач теологии (в том числе создание кузниц кадров для преподавателей Основ православной культуры) в вузах Святейший назвал одну особенно немаловажную: «Теология в вузах это не экзотическая дисциплина, а противоядие от распространения в обществе религиозного радикализма».

Действительно, теология позволяет не только взаимодействовать представителям разных конфессий, но и знакомить студентов с другими религиозными взглядами, что способствует межконфессиональному миру.

- На образовательном поле Омской области действует только православная епархия, — поясняет отец Дмитрий Олихов. – Мусульмане проживают достаточно компактно (5% в области), но у них разные юрисдикции, и они не могут выйти на министерство с каким-то конкретным представителем. Мы сами готовы ввести исламскую теологию. Мы будем ее изучать с нашими преподавателями. У нас уже есть кандидат исторических наук, защищавший диссертацию по истории ислама в Сибири.

Диалог налаживается

Митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви и заведующий кафедрой теологии МИФИ, видит основную функцию кафедр теологии в создании пространства диалога между наукой и богословием. Но не будет ошибкой сказать, что диалог формируется гораздо более широкий.

Во-первых, светские и церковные учебные заведения сближаются и обмениваются кадрами: по словам протоиерея Дмитрия Олихова, уже сейчас в Омском епархиальном училище преподают выпускники факультета теологии Омского университета, кафедра теологии станет научно-методической базой для будущей Омской семинарии.

Кроме того, на базе факультета теологии создан центр церковно-государственных отношений.

Епископ Бикинский Ефрем отметил, что востребованность в теологических знаниях есть и у преподавателей светских учебных заведений:

- Это связано с тем, что во многих мировоззренческих вопросах им не на что опереться. Современная школа никаких ориентиров не дает. Очень востребованы бинарные лекции в светских вузах, где обозначены видения православного человека по каким-то вопросам истории и культуры. Сейчас в хабаровских вузах успешно проходят круглые столы, семинары, бинарные лекции, лекции преподавателей семинарии на курсах повышения квалификации для учителей средних учебных заведений и преподавателей высшей школы.

Миссионерская работа

К сотрудничеству и диалогу тесно примыкает вопрос о миссионерской деятельности.

В структуре епархиального управления должны существовать кадры по взаимодействию со светскими вузами, – напомнил Патриарх Кирилл. – Необходимо привлекать на теологические кафедры талантливую молодежь.

Патриарх подчеркнул, что речь идет не о внедрении Церкви в светское образование, а о социальном партнерстве Церкви и образовательных учреждений.

Отец Дмитрий Олихов прямо сказал:

- Мы выполняем роль воцерковления университетского сообщества. У нас есть молодежное движение, приход… Молодежный отдел епархии формируется вокруг студенческого движения. В процессе обучения воцерковление налицо!

- У нас был случай, когда на кафедру поступил ребенок из протестантской семьи, этнический немец, – рассказывает Ирина Шеина. – К третьему курсу принял православие, а еще через несколько лет и вся его семья приняла православие.

Мало денег, мало мест

Основную проблему обозначил Святейший Патриарх: недофинансирование и малое количество бюджетных средств – всего 186 на страну (а теология преподается в 34 городах).

Отец Дмитрий Олихов заметил, что факультет теологии в Омском университете начал испытывать трудности только сейчас:

- В начале нулевых у нас было 25 бюджетных мест на теологии и 25 на культурологии – соединялись две кафедры. Было вечерне-заочное отделение. Был экстернат. А сегодня Омск получил 6 бюджетных мест из 186. Милостью Божьей, епархия включилась в процесс и дополнительно оплатила еще 10 мест. Еще три коммерческих студента поступили сами. По сути, сегодня епархия спасла факультет и кафедру.

Розалия Моисеевна Рупова (РГСУ) солидарна с коллегой:

- Трудности – с количеством бюджетных мест. Десять человек на кафедре – это предельное количество, ниже которого снимается финансирование учебного процесса. Один человек выбывает – и преподавателям больше не платят.

Столичным вузам получить поддержку со сторону Церкви получить сложнее.

В докладе помощника президента бывшего министра образования Андрея Александровича Фурсенко прозвучала мысль, что успехи во взаимоотношениях Церкви и образования связаны с тем, что ни одна, ни другая сторона не торопила события:

- Мы двигались вперед, оформляя уже созревшие решения. Мы точно таким же образом должны двигаться и дальше.

Возможно ли таким образом решить появляющиеся новые проблемы – покажет время.

Мария Сеньчукова,
«Православие и мир»

Материалы по теме:

Перспективы теологического образования в России: диалог ученых и Церкви

Протоиерей Александр Алексеев: «Главное – сквозь грехи увидеть Христа»