Путешествие в волшебный мир сказки

image_print
IF

Каждую сказку, прочитанную ему взрослым, ребенок пропускает через себя. Очень важно дать ему прочувствовать её, прожить. А для этого и взрослые должны пропустить через себя каждую историю и прочувствовать совершенно разных персонажей?

Вот этому и учились участники проекта «Сказки во имя мира» в рамках постоянно действующего семинара, организуемого отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии 18 сентября 2019 года. Необходимо было выбрать одну из сказок народов, проживающих на территории Омской области и проиллюстрировать её. Кто-то, вероятно, выбрал бы простой вариант – проиллюстрировать книгу в узнаваемом стиле. Но организаторы проекта избрали более сложный путь – нашли для каждой сказки особый изобразительный язык: свой колорит, свою технику и своё неповторимое настроение. И каждая иллюстрация превратилась в эксклюзивную, оригинальную картину из разных материалов и техник.

Изучая культуру других народов, мы гармонизируем отношения и познаем себя. Знакомясь с чужими культурами, мы лучше понимаем свою собственную. Это основано на особенности нашего мозга реагировать в первую очередь на различия. Сравнивая, мы больше постигаем. И в подавляющем большинстве случаев, интерес к чужим культурам взращивает интерес к культуре своей страны, так как она нам ближе психологически: мы выросли на местных сказках, жили в соответствии с нормами, характерными для данной местности, говорим на русском языке… Как бы ни привлекательна была другая культура, все равно у большинства людей сформирована стойкая предрасположенность к культуре той местности, где они родились или прожили большую часть своей жизни (особенно детство).

Дошкольный возраст – это возраст формирования личности. К семи годам, например, уже должна сформироваться совесть. У дошкольника к семи годам должна сформироваться картина мира. Возраст дошкольника очень хрупок и очень восприимчив. На каком содержании он будет воспитываться? Кто будет взращивать ребенка и учить его доброму, светлому, учить жить в этом быстро меняющемся мире. Кто будет учить договариваться, дружить, любить? На каком материале? От всего этого будет зависеть счастье и будущее ребенка.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории.

Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Сказка является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду.

Все дети любят сказки, потому что в сказке добро всегда побеждает зло. Маленький человечек открывает для себя целый мир – добрую Аленушку и непослушного братца-Иванушку, злую Бабу Ягу и добрую Фею, а Кощей Бессмертный оказывается не такой уж и всемогущий каким казался на первый взгляд, потому что бессмертна только душа человеческая, и эту душу надо воспитывать любовью, добрым словом и добрым примером, и конечно же сказкой.

В своих играх ребенок повторяет слова, поступки героев, переживает сказку вновь и вновь, а иногда придумывает свою. Дети интуитивно чувствуют, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

 

Светлана Баранцева