Приветственное слово и доклад митрополита Владимира на VIII Омских областных Рождественских образовательных чтениях

image_print
?????? ????????? ?????????????? ?????? C???????? ???? ????. ???????? (????)

Исцеляя духовную слепоту

и призывая следовать за Христом

 

Приветственное слово и доклад

митрополита Омского и Таврического Владимира

на VIII Омских областных Рождественских образовательных чтениях

«Молодежь: свобода и ответственность»

(10 января 2019 года)

 

 

 

Ваши Преосвященства!

Уважаемые дамы и господа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Тема нынешних Рождественских чтений выбрана не случайно: проблемы молодежи, ее социального и нравственного состояния являются остро актуальными и для Церкви, и для всего общества в целом.

Молодость – это период земной жизни, исключительно важный в отношении нравственного выбора человека; это период нравственных исканий, сомнений и критического отношения к тому, что прежде, в пору своего детства и отрочества, человек без рассуждений принимал на веру. В Евангелии рассказывается о молодом человеке, который, приступив ко Христу, стал расспрашивать Его, что ему сделать доброго, чтобы спастись (Мф.19:16). Этот юноша еще с отрочества соблюдал все заповеди, предписанные в законе Моисеевом, однако чувствовал, что их не достаточно для спасения, и искренне вопрошал Спасителя: чего еще не достает мне? И хотя, услышав слова Господа: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною (Мк.10:21), он смутился и отошел с печалью, поскольку был очень богат, – хочется думать, что слова Господа все же не пропали втуне и оказали свое благодатное воздействие на него. Неслучайно в Евангелии особо подчеркивается: Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк.10:21) – Господь увидел в сердце юноши благодатную, хотя и придавленную спудом мирского богатства, почву для Своей проповеди.

В Евангелии от Иоанна (9:1-38) повествуется о другом юноше, который также сподобился общения с Господом и получил от Него величайший дар – исцеление от врожденной слепоты. В Евангелии не говориться напрямую, что слепорожденный был молод, но это следует из слов его родителей: когда их спросили, Кто исцелил их сына, они ответили: сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе скажет (Ин.9:21). По традиции иудеев, «совершенными летами» считался возраст с 13 лет; именно с этого возраста юноша должен был сам отвечать за свои поступки и давать свидетельства. То, что родители исцеленного говорят о нем, что он «в совершенных летах», означало, что, по-видимому, совершеннолетним он стал не так давно и был еще молодым человеком. Так во многих комментариях этот слепорожденный назван юношей, и на храмовых росписях его тоже принято изображать безбородым и молодым.

Итак, мы видим двух юношей, каждый из которых после общения с Господом получает от Него великий дар: богатый юноша – благодатное наставление в том, как спастись и обрести жизнь вечную, а слепорожденный – исцеление от слепоты, и не только телесной, но и духовной. Он с великим дерзновением свидетельствовал об Исцелившем его перед фарисеями, не убоявшись их гнева и издевательств (Ин.9:24-34); а затем, снова встретив Господа Иисуса, поклонился Ему и исповедовал Его Сыном Божиим (Ин.9:35-38).

Мы вспомнили только о двух молодых людях, хотя, разумеется, вокруг Спасителя их было значительно больше. В Евангелии от Марка упоминается еще один юноша, из последователей Христовых, который следовал за Ним после взятия под стражу, завернувшись в покрывало (Мк.14:51)… Мы не знаем возраста остальных учеников Христа; возможно, многие из них также еще были молодыми людьми. По преданию, юным во время земной жизни Господа был апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Но даже те примеры, которые преподал Господь двум этим молодым людям, богатому и слепому, вполне достаточно, чтобы увидеть истоки отношения Церкви к молодежи, ее попечения о юных своих членах.

Оба молодых человека были отягощены с рождения чем-то, что было некоторым препятствием к их спасению. У богатого это было унаследованное от родителей богатство, которое заставляло этого юношу думать больше о телесном, земном и тем самым уводило от спасения. У слепого это была врожденная слепота, которая делала этого юношу изгоем, поскольку воспринималась как Божие наказание за какие-то прегрешения: даже ученики Господа спрашивали о нем: Равви! кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? (Ин.9:2). И вот Господь, желая для этих молодых людей спасения, по великой Своей милости, – повторюсь, – исцеляет одного от слепоты телесной, а другому – врачует слепоту духовную, советуя раздать свое имение и следовать за Ним.

Да, конечно, много изменилось в нашей с вами жизни с Евангельских времен. И нынешняя молодежь живет в других условиях; она входит в мир, наполненный различными техническими приспособлениями, буквально с детства овладевая ими и не мысля без них свою жизнь. Изменились и семейные отношения: сегодняшние молодые люди более независимы от своих родителей, чем это было не только две тысячи лет, но даже в относительно недавние времена.

Но главные вопросы, которые вставали перед молодыми людьми и во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, и встают в наше с вами время, – по сути, одни и те же. Это, прежде всего, вопросы нравственного самоопределения, этического выбора. И здесь Церковь не должна занимать позицию наблюдателя, ожидая, что молодежь сама придет под ее своды, сама обратиться к пастырям за помощью и советом. Сегодня, как и более двух тысяч лет назад, идет невидимая и всеохватывающая борьба за умы и сердца, в которой одна сторона стремится молодые души очистить от духовной скверны и спасти их, а другая – завлечь в свои сети и погубить.

Кто примет дитя во имя Мое, тот принимает Меня (Мк.9:37), – говорит Спаситель наш Иисус Христос. В наших детях, в подростках, в молодежи – будущее народа, будущее Церкви. Но в нас, нынешних, есть ли хотя бы тень, хотя бы малое подобие Христовой святой любви к малым сим? Да, тоталитарный атеизм, эта машина по умерщвлению душ, – не сработала: Русская Православная Церковь выстояла и вышла после периода гонений обновленной и окрепшей. Но влияние того тотального обмирщения, которому подверглось российское общество, мы продолжаем живо ощущать и сегодня. Ведь ни для кого не секрет, что атеистические взгляды или просто безразличие к вопросам веры еще очень живучи. Кроме того, сегодня еще тотальнее растлевающая власть некоторых средств массовой информации, еще смертоноснее пропаганда насилия, похоти, любостяжания.

Можно утверждать, что еще нигде и никогда в истории силы зла не расставляли такой густой и изощренной сети соблазнов, не был так широк и плотен фронт наступления. Даже во времена древнего язычества ложь, грязь, мерзость все же не распространялись на необозримые пространства, не тиражировались миллионами экземпляров, как это делается при нынешнем «прогрессе». Все это называется «культурой и цивилизацией», а на деле сводится к «культуре» (в кавычках!) наживы, потребления, «цивилизации» (тоже в кавычках!) насилия, блуда… Все это пропагандируется нагло, бесстыдно, навязчиво. И все это нацелено прежде всего на юные души – открытые, впечатлительные и незащищенные.

Святитель Феофан Затворник назвал зрение и слух самыми широкими протоками греховной пищи. По этим протокам устремляются на нашу молодежь целые реки отравы. Даже одна картинка липкого сладострастия или изощренной жестокости, поразив воображение, может переродиться в страсть и навсегда искалечить человеческую душу. Сейчас подобная мерзость почти непрерывно изливается с экранов телевизоров, кинотеатров, с мониторов компьютеров и экранов смартфонов. Эти впечатления, проникая в детскую душу, взращивают в ней готовность совершить любую гнусность, любое преступление.

Господь, исцелив слепорожденного, открывает ему, что Исцеливший его есть не просто пророк, как первоначально думал юноша (Ин.9:17), но Сын Божий: Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою (Ин.9:37). Этими словами Спаситель дает понять исцеленному юноше, что ему было дано зрение, дабы он имел возможность видеть воплотившегося Сына Божия; зрение ему даровано не для похоти, не для взирания на тленную и преходящую прелесть этого мира, но для истинного Богопознания, для того, чтобы, созерцая красоту Божьего мира, воздавать хвалу его Создателю. И прозревший юноша радостно исповедует Господа Иисуса Сыном Божиим и кланяется Ему (Ин.9:38).

Сегодня Церковь все больше внимания уделяет современной молодежи. Являясь Телом Христовым и подражая Христу Спасителю, она стремится, прежде всего, исцелить молодых людей от атеистической слепоты, которая десятилетиями насаждалась в нашем обществе. Как в исцелении слепого юноши, Церковь стремится к тому, чтобы нынешние духовно «слепорожденные» обрели зрение, избавились от слепоты неверия, скепсиса, духовного нигилизма. Для этого она осуществляет значительную катехизаторскую, просветительскую работу, направленную на просвещение и воцерковление молодых людей.

Но не менее важно, чтобы духовно прозрев, придя в Церковь, молодые люди не стали подобны тому юноше, который искал спасения, однако смутился после слов Спасителя: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною (Мк.10:21) Как и в те времена, так и, особенно, в нынешние, культ материальных благ, материального успеха, тиражируемый сегодня через СМИ, отвращает молодых людей от Бога, от любви к ближним, заставляя их жертвовать всем, даже своим спасением в вечности, ради призрачного и преходящего богатства. Поэтому наша задача не просто духовно просветить, привлечь молодежь, привести ее ко Христу, научить ее, как жить по Его Заповедям. Не менее важно, чтобы она не просто познала Христа, но чтобы она пошла за Ним, по Его словам: приходи, последуй за Мною! Чтобы молодые люди в Церкви были не пассивной массой, но деятельными соработниками на ниве Христовой.

Именно с этой целью, напомню, Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в Москве с 13 по 16 августа 2000 года, принял решение об образовании новой Церковной структуры – Синодального отдела по делам молодёжи. В определении Собора указывалось, что главная цель деятельности нового отдела – активизация миссии среди молодёжи, а также развитие христианской активности самих молодых людей. Постепенно во всех Епархиях были созданы местные отделы по делам молодежи – вы знаете, что такой отдел есть, и активно работает, и в нашей Омской Епархии. Это не отчетный доклад, поэтому я не буду перечислять здесь то, что было сделано и что делается нашей Епархией в этой области. Да и многим здесь присутствующим это и так хорошо известно. Это и ежегодные, ставшие традиционными, Крестные ходы «Молодежь за традиционные ценности», в которых принимают участие студенты Омских ВУЗов, это и многочисленные семинары по участию молодежи в социальном служении на приходах, и различные культурные и спортивно-оздоровительные мероприятия, связанные с Православной тематикой… Это – и недавно учрежденное добровольческое движение Омской Епархии «Рука помощи». Разумеется, еще многое предстоит сделать на этом поприще, и прежде всего, в сотрудничестве с государственными и общественными организациями, со всеми теми, кому небезразлично будущее России. И хотелось бы выразить надежду, что на нынешних чтениях проблемы, связанные с миссией среди молодежи, будут раскрыты и обсуждены, и будут предложены пути их решения.

Уважаемые участники Чтений!

В 2020 году наша Епархия готовится отметить 125-летие со дня основания. Вот уже почти 125 лет Омск является Православным центром Западной Сибири, центром Христианского миссионерства и просвещения. Хочется надеяться, что к этой дате наши омские историки, как светские, так и Церковные, соберут, исследуют и опубликуют новые материалы по истории нашей Епархии и, в целом, по истории Православия в Омском Прииртышье. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, многие страницы истории Омской Епархии являются недостаточно изученными. Это прежде всего касается наиболее трагического периода послереволюционной смуты двадцатых и тридцатых годов прошлого века. Разумеется, в изучении этого периода есть объективные трудности: подавляющее большинство сохранившихся от этого времени материалов – архивов, прессы, воспоминаний, – отражают только один взгляд на происходившие тогда события: взгляд временно победившего атеизма, взгляды людей, настроенных, особенно в те годы, непримиримо-враждебно по отношению Церкви, к сохранявшим свою веру омичам. Соответственно, эти материалы дают очень одностороннюю, а зачастую и преднамеренно искаженную картину церковной жизни в Омском регионе. Но даже доступ к этим архивным материалам для наших историков порой затруднен, поскольку эти ценнейшие материалы рассредоточены по нескольким архивохранилищам – не только по нашим, омским, но и по московским, петербургским, тюменским, и даже иностранным – казахстанским. И тем не менее, мы верим, что, несмотря на эти трудности, наши историки, как говорится, «кирпичик за кирпичиком», восстановят всю историю нашей Епархии, и не только в тот трагический период, о котором шла речь, но и во все остальные, начиная с предыстории, с самых первых шагов, с самого начала распространения Христианства на Омской земле.

Особенно важны для нас те материалы, которые можно было бы использовать в сегодняшней образовательной деятельности. Например, учитывая тематику нынешних Рождественских чтений, определенный интерес вызывают страницы ранней истории нашей Епархии, которые были связаны с миссией в среде подрастающего поколения. Известно, что почти сразу после создания нашей Епархии, усилиями ее первого правящего архиерея, епископа Григория (Полетаева) был создан Омский епархиальный училищный совет. Этот совет имел семь отделений, кроме Омского, Тарского и Тюкалинского, в него входили еще Семипалатинское, Акмолинское, Петропавловское и Ишимское – поскольку все эти населенные пункты тогда входили в каноническую территорию Омской Епархии. Епархиальный училищный совет вырабатывал программы преподавания в Церковно-приходских школах и школах грамоты, занимался открытием новых школ, наблюдал за работой действующих. В конце позапрошлого века в Омской Епархии было более ста Церковно-приходских школ, в которых учащиеся не только получали знания, но и приобщались к Церкви, учились молитве, постигали духовно-нравственные нормы Христианской жизни.

Другой важной инициативой, которая также могла бы быть изучена и использована в современной Церковно-просветительской практике, были религиозно-образовательные чтения. Они начали проводиться в школах в конце 1890-х годов по благословению епископа Григория и при активной поддержке Епархиального училищного совета. На этих чтениях зачитывалось и толковалось Священное Писание, заслушивались сообщения о событиях из истории Ветхого и Нового Завета, из русской истории, особенно Церковной… Эти чтения организовывали и проводили священники Омской Епархии, а им в этом помогали преподаватели школ. На этих чтениях звучали не только доклады и сообщения, но пели Церковные хоры. Как сообщается в «Омских епархиальных ведомостях», чтения эти пользовались успехом и собирали 200-400 человек. Было бы, думается, целесообразным изучить опыт религиозно-образовательных чтений и, возможно, в той или иной форме, использовать их в учебных заведениях Омской области.

Конечно же, никто не собирается возрождать систему Церковного просвещения детей и молодежи вековой давности. Но почему бы, внимательно исследовав эту систему, в частности, опыт Церковно-приходских школ, не использовать то лучшее, что было тогда наработано. Например, изучение Церковнославянского языка, которое было обязательным в Церковно-приходских школах.

Еще на вторых Чтениях памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в 2013 году мною была озвучена мысль о необходимости ввести в школах факультативное изучение Церковнославянского языка. «Почему, – задавал я тогда вопрос, – организуя и совершенствуя изучение в школе иностранного языка, а порой – и нескольких, мы не стремимся к тому, чтобы наши дети лучше и глубже знали свой родной язык – русский? Почему не ввести, хотя бы в небольшом объеме, изучение древнерусского, Церковнославянского?».

Эту же мысль я повторил и на следующих, третьих Кирилло-Мефодьевских чтениях, в 2014-м году… Многим, вероятно, она показалась странной. Я, к сожалению, даже не заметил, чтобы она вызвала какие-то дискуссии, какой-то, пусть даже отрицательный, отклик. Вероятно, многие подумали: «Ну, что еще ждать от этого церковника: дай Церкви волю, она попытается прибрать к своим рукам все образование». Два года спустя, в 2017 году, эта же мысль прозвучала в выступлении пресс-секретаря Святейшего Патриарха священника Александра Волкова: «Неплохо было бы в школе изучать, по крайней мере, основы Церковнославянского языка – просто для общего культурного уровня. Даже если человек никогда в жизни не переступит порог храма, то все равно, это такая важная составляющая. Это важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития молодого человека». Но что важнее, эту же мысль начали высказывать светские ученые. В 2017 году с аналогичной инициативой выступила президент Российской академии образования профессор Людмила Алексеевна Вербицкая, а в ноябре прошлого года – ректор Московского государственного университета Виктор Антонович Садовничий, человек светский, выдающийся математик, академик. Выступая на всероссийском съезде учителей русской словесности в МГУ, он предложил, в целях возрождения русских традиций словесности, изучать в школах Церковнославянский язык. И это мгновенно передали десятки информационных агентств, ведь тут уже раздался голос светской науки, светского образования. И должен сказать, для меня очень отрадно, что моим единомышленником оказался такой крупный ученый, ректор ведущего российского вуза. Возможно, и наши, омские работники сферы народного образования теперь к нему прислушаются. Может, Омская область здесь покажет пример, разработав и введя преподавание Церковнославянского языка, в порядке эксперимента, в нескольких школах? Наша Епархия готова оказать в этом благом деле посильную поддержку.

Дорогие мои! Позвольте еще раз поздравить всех вас с радостным Праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа и наступившим по гражданскому календарю Новым годом. Да благословит Господь наступивший год, чтобы он был спокойным и счастливым, да будет он наполнен мирным и созидательным трудом на благо наших семей, нашего Отечества! Позвольте поблагодарить те организации, в сотрудничестве с которыми мы уже восьмой раз организуем эти Чтения, и пожелать всем участникам этого форума интересной и плодотворной работы.

Благодарю за внимание.