Пасхальное послание митрополита Владимира

image_print
митропоилт Владимир на Пасхальное послание на тизер

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

главы Омской Митрополии

митрополита Омского и Таврического

ВЛАДИМИРА

 

Преосвященным епископам, клирикам, монашествующим

и всем верным чадам Русской Православной Церкви в Омской области

 

 

 

Возлюбленные о Господе

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри,

Боголюбивые диаконы, честные иноки и инокини,

дорогие братья и сёстры!

Христос воскресе!

 

Солнце Пасхи взошло над нами: Христос воскрес из мёртвых! Вот уже сколько веков последователи Христа Спасителя повторяют эту радостную весть, а она всё так же нова и необычна! Сколько веков наша Церковь преисполняется Пасхальным ликованием, и оно всё не оскудевает! Сколько веков свет Воскресения просвещает мир, и он, этот свет, всё не слабеет, и тьма не объемлет его!

Что удивительного в этой вести, что делает ее новой всякий раз, когда мы слышим о ней? Прежде всего, это то, что Господь Иисус воскрес. Вспомним, каким страшным потрясением были для учеников Христовых, для всех, кто веровал в Него, Его страдания на Кресте! Какими знамениями сопровождалась Его смерть! Сделалась тьма по всей земле… и померкло солнце (Лк.23:44-45). Завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись (Мф.27:51-52). И ученики Его прятались в доме и никуда не выходили, – такой их сковал страх! Но Христос воскрес – и от прежнего страха, от уныния не осталось и следа. Тьма обратилась сиянием; померкшее солнце Распятия сменилось солнцем Воскресения, уныние – веселием, слабость – силой. И вот уже те, кто отказывался от Христа, кто боялся приблизиться к Его Распятию, – теперь стали открыто исповедовать себя последователями Христовыми, с радостью принимая ради своего Воскресшего Господа и тяготы, и муки, и саму смерть. Ибо Своим Воскресением Господь попрал смерть, и она уже не страшна для тех, кто исповедует Его.

Второе, что делает эту радостную весть о Воскресении Христовом такой удивительной, – это то, что Господь воскрес плотью. Если бы Он восстал только как бесплотный дух, то это не было бы Воскресением: ведь образы умерших иногда являются живым во сне, а иногда и наяву, но мы не называем это воскресением. Если бы Господь воскрес только как бесплотный дух, то не имело бы смысла и наше Евхаристическое причащение Его пречистому Телу и Его честной Крови. Но Господь наш воскрес во плоти, о чём Сам засвидетельствовал перед Своими учениками: Посмотрите на руки Мои и ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк.24:39).

И, наконец, третье, что делает весть о Воскресении Христовом всякий раз новой и наполняющей наши души радостью и упованием: это то, что Он воскрес не просто во плоти, но во плоти преображённой. Наша земная плоть старится, на ней оставляют след болезни и немощи… Господь же воскрес в новой, нетленной, светоносной плоти. Единственным следом от прежних человеческих немощей на Его обновлённом Теле были следы от ран, в которые Он повелел Фоме, ради его уверения, вложить перст; но раны эти уже не причиняли Господу никакой боли и страдания. И в этом – в факте преображения тела Господня после Его Воскресения – для всех нас содержится величайшая надежда. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «для того и был Господь вместе с учениками в продолжение сорока дней, чтобы удостоверить и вразумить, каковы будут наши тела по воскресении… Потому и наше тело будет сообразно Его телу, потому что из одного с Ним вещества».

Вот какое богатство смысла, какую многообразную радость содержит для нас весть о Воскресении Христовом! Христос воскрес – значит, что и над нами смерть не имеет власти, и нас ожидает воскресение. Христос воскрес во плоти – значит, и мы по воскресении мёртвых облечёмся в плоть. Христос воскрес в преображённой плоти, в чистом и сияющем теле – и значит, и наша новая плоть не будет немощной, не будет страдающей и стареющей, но будет чистой, нетленной, бессмертной.

Но не все воскреснут для вечной жизни в Царстве Божием, некоторых, по слову Спасителя, ожидает воскресение осуждения (Ин.5:29); ожидает не ангельское пение, но стоны и скрежет зубов… И об этом мы должны не забывать и в светлый и радостный праздник Воскресения Христова. Будем особенно внимательны в эти дни к своим мыслям, словам и поступкам. Мы соблюдали Великий пост, очищали свои тело и душу, собирали нетленные сокровища не для того, чтобы по беспечности потерять всё теперь, в дни Светлой седмицы! А ведь так часто бывает: выдержав тяжёлые испытания и уже почти дойдя до цели, человек позволяет себе расслабиться; ему кажется, что все трудности уже позади и победа почти одержана… И в этот момент он чаще всего допускает оплошность и теряет всё, чего он достиг с таким трудом. Поэтому в радости и веселии нужно быть ещё более собранным, чем во время печали; на Пасхальной службе – настраивать себя на тот же высокий молитвенный лад, как и на службах во время Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы; за Пасхальной трапезой быть умеренными и не позволять себе празднословия и вообще ничего непотребного. За дни постового воздержания мы возвысили к Богу наши души, очистили нашу плоть, а в Пасхальную ночь облачаем её в сияние Плоти Христовой. Сохраним же это незримое сияние и во все дни нашей земной жизни, дабы по воскресении мёртвых сподобиться сияния вечной и нетленной жизни с Воскресшим Христом!

 

Христос воскресе!

 

ВЛАДИМИР, 

МИТРОПОЛИТ ОМСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ,

ГЛАВА ОМСКОЙ МИТРОПОЛИИ

 

Пасха Христова 2016 года,

Богохранимый град Омск