О роли школьного библиотекаря в духовно-нравственном воспитании учеников говорили на секции Рождественских чтений

image_print
IF

10 декабря 2018 года в Омской духовной семинарии прошла секция регионального этапа Международных Рождественских чтений для школьных библиотекарей.

Работа секции началась с экскурсии в библиотеку  семинарии. Библиотекарь Елена Николаевна провела экскурсию, рассказав о библиотеке, о ее фонде, который  составлен благодаря митрополиту Омскому и Таврическому Владимиру и в настоящее время содержит более 30 тысяч экземпляров книг. В библиотеке читатели могут познакомиться с последними изданными томами «Православной энциклопедии», творениями Отцов Церкви, брошюрами о молитве и исповеди, а также краеведческими книгами, посвящёнными изучению Сибири. Особо следует отметить труды самого митрополита Омского и Таврического Владимира, которые также пополнили библиотечный фонд Омской духовной семинарии.

Участники секции побывали в книгохранилище, в читальном зале библиотеки, узнали о фонде редких книг в библиотеке семинарии.

Открыла работу секции Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями, рассказав о роли школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании обучающихся, представив результаты мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений, проведенного среди педагогических коллективов в 2018мгоду и среди школьников, проведенного в 2017 году. Руководитель секции Татьяна Михайловна Ракитина, педагог-библиотекарь школы № 108 рассказала о деятельности школьных библиотек по духовно-нравственному воспитанию, об опыте Евсеевой Ирины Георгиевны, библиотекаре Кормиловской средней школы, которая не смогла приехать на секцию, но прислала интересные материалы о своей работе. И чем только не приходится заниматься школьным библиотекарям! – и уроки ведут вместо заболевших учителей, и пожарной безопасностью занимаются, и правила дорожного движения изучают… одним словом, школьный библиотекарь – это универсал, который должен знать все!

Профессия библиотекаря является одной из самых древних. Возникла она у шумеров, с появлением первых писцов. Они организовали каталоги табличек из глины, которые и стали первыми библиотеками. В России в 1037 году писцы были собраны князем Ярославом Мудрым, для перевода и переписи книг Древней Греции.

Данная профессия подходит в первую очередь спокойным и сдержанным людям. Это связано с тем, что библиотеки часто посещают вовсе не для чтения книг. Не менее важен интеллект и эрудированность, ведь данный специалист должен быть начитанным и уметь подобрать наиболее оптимальные варианты для поиска информации любой направленности. Библиотекарь должен быть готов постоянно выполнять рутинную и кропотливую работу. Ремонт книг требует педантичности и аккуратности. Библиотекарь – это практически ходячая энциклопедия, кладезь знаний, накопленных годами. Данная профессия подходит исключительно людям с хорошей памятью. И на секции участники это хорошо продемонстрировали, проявив свою эрудицию, исследовательские навыки, умение анализировать и быть хорошими рассказчиками. Почти всем выступавшие были участниками паломнических поездок и щедро делились своими впечатлениями.

Беляев Александр Игоревич, педагог-библиотекарь школы-интерната № 9 им. Д.Т. Язова рассказал о роли школьной библиотеки в реализации программ развития «Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы». Бутакова Людмила Петровна, педагог-библиотекарь школы № 151 рассказала о приобщении к истокам православной культуры через проведение бесед с обучающимися о святых местах России. Татьяна Ильинична Стасенко, заведующий библиотекой школы № 151поделилась опытом работы по теме «Особенности работы школьной библиотеки в области формирования социального опыта младших школьников». Марина Александровна Салеева, заведующий библиотекой школы № 35 рассказала о реализации проекта «Святые и святыни земли Омской» в рамках школьной библиотеки.

В работе секции приняла участие монахиня Ачаирского монастыря матушка София, которая не только выступила с докладом «Паломничество в жизни современного человека», но и комментировала каждое выступление, читала стихи, давала добрые советы и отвечала на вопросы, которых было много. А участники с удовольствием слушали монахиню Софию, которая демонстрировала высокий уровень компетентности, грамотную, красивую, эмоционально окрашенную речь и большую заинтересованность в представляемом опыте каждого выступающего.

Секция шла больше трех часов, никто не хотел расходиться. Делились опытом, задавали вопросы, вели дискуссию, но все были единодушны в одном – духовно-нравственное воспитание – необходимая и важнейшая составляющая в работе школьного библиотекаря.

 

Светлана Баранцева