Нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

image_print
б2_2

29 ноября 2019 года в детском саду города Омска № 204 комбинированного вида, в рамках постоянно действующего семинара, организуемого отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии, прошёл мастер-класс «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность» и творческая мастерская по теме «Изготовление театра на прищепках из фоамирана».

Константин Дмитриевич Ушинский рассматривает нравственное воспитание личности как «целенаправленный процесс, включающий в себя формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений».

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, мы пытаемся понять, каким образом привить современным детям духовные, нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому что именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм и требований.

Основные средства нравственного воспитания дошкольников: сказка, игра, творческое задание, труд, человеческая деятельность, природа, общение как со сверстниками, так и со взрослыми, театрализованная деятельность. Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Через театрализацию ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Педагог Р. С. Буре так говорил о значении театрализации: «… А исполнение роли ребёнком становится средством нравственного воспитания, так как в процессе действия он не только знакомится с нормами морально ценного поведения, овладевает ими, но и присваивает себе поступки, соответствующие доброжелательному отношению к людям, проявлению честности, настойчивости и прочее…».

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Приобщения к театру детей дошкольного возраста, связано с подготовкой и показам инсценировок по мотивам художественных произведений в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного воспитания детей.

Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр.

Для работы в группе воспитатели оформили уголок театрализованной деятельности, в котором есть: разные виды театра, магнитная доска, театральная ширма. Имеется уголок ряженья. Оформлена картотека театрализованных игр.

На мастер-классе педагоги познакомились с одним из видов театра – театром на прищепках. И научились как его изготавливать и как работать.

Помогли им в этом заведующий Елена Анатольевна Слепко, старший воспитатель Нина Ивановна Гуленко, педагоги-воспитатели детского сада.

На творческой мастерской педагоги научились изготавливать фигурки из прищепок и фоамирана. Было очень интересно и увлекательно. Отметили полезность семинаров Омской епархии. Такое сотрудничество обогащает и развивает педагогов профессионально.

Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.


Гуль Илювкенова