Ай-да ложки!

image_print
IF

 3 октября 2018 года отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии в БДОУ г. Омска “Детский сад № 119″ провел мастер-класс “Приобщение к народной культуре в ДОУ”. Педагоги-воспитатели, дети и их родители показали Музыкально-познавательное мероприятие «Ай-да Ложки!».

Участники мастер-класса познакомились и с историей создания ложки, и с различными видами ложки. Дети рассказывали пословицы о ложке, пели песни, играли, танцевали и проявляли свои таланты. Улыбчивые, как и их воспитатели Аладева Ирина Михайловна, Васильева Виталия Викторовна, музыкальный руководитель Яна Витальевна Хлябич и заведующий детским садом Наталья Анатольевна Степанова, подготовившие мастер-класс.

Особенно тронуло выступление детей вместе с родителями. Красивые костюмы – сарафаны у мам и девочек, косоворотки и шаровары у мальчиков вызывали восхищение! Излюбленным цветом на Руси был красный, и рубаха красного цвета считалась праздничной и выходной. Ворот, рукава и подол рубахи украшали узорами, изображающими растения, геометрические фигуры. Вот и участники мастер-класса были в красном. Красный – значит красивый! Изучение народной культуры, начинается с одежды и предметов быта.

Народной культурой в детском саду занимаются давно. И есть даже переносной мини-музей “Ложки в чемодане”.

Народная культура – собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики – проявления народной культуры. Знание и приобщение к народной культуре позволяет глубже осознавать происходящие в обществе процессы, чтить и хранить традиции, развивать у детей осознание принадлежности к собственной культуре и к родному народу, воспитывать патриотизм. Вопросами воспитания молодого поколения занимались ученые-педагоги Ю.К. Бабанский, Я.А. Коменский, A.C. Макаренко и др.

История ложки насчитывает многие тысячи лет, но большую часть этого времени ее использовали лишь в готовке. Предки большинства народов с древности и на протяжении всех Средних веков предпочитали есть руками или палочками, а жидкие блюда просто отхлебывать. Но не так дело обстояло на Руси. Здесь ложками ели с незапамятных времен, и если «ложка – символ цивилизации», то это многое может сказать о русской культуре.

Прием пищи и все, что с ним связано, у всех народов окутаны множеством ритуалов, ведь еда и питье составляют основу человеческого существования. Поскольку ложка на Руси очень рано стала неотъемлемой частью трапезы, она заняла важное место во многих русских обрядах и таинствах. О ее значении говорит огромное количество имен и эпитетов, сохранившихся в диалектах: хлебалка, межеумок, бурлацкая, боская, носатая, шевырка, серебрушка, загибка, сибирка… Эти названия свидетельствуют о древней истории, разнообразии и богатстве русского мира ложек.

С приходом на Русь христианства ложка стала участницей главного Таинства – Евхаристии, которая была установлена Иисусом Христом как Священная Трапеза.

В древней Церкви вплоть до XI века частицы евхаристического хлеба верующие принимали в скрещенные ладони, а вино просто отпивали из чаши. После того как Тело и Кровь Христовы стали соединять в потире, Святые Дары начали подавать верующим специальной ложечкой, которая в Греции получила название «лабис», то есть «клещи». Есть с ложки для греков было непривычно, и поэтому такой способ потребления Святых Даров подчеркивал для них особенность момента. Ложка воспринималась символически как таинственные клещи, которыми Божественный уголь Тела Христова, сжигающий все злое и нечистое, выхватывается из огня. Но в Русской церкви ложка осталась ложкой, или по-славянски лжицей, – простым и необходимым для трапезы предметом, а длительные молитвы перед вкушением пищи и благодарственные после нее стали не только монастырским, но и мирским правилом.

Когда на Руси впервые стали есть ложками, неизвестно, но точно задолго до ее Крещения. Уже в первой русской летописи «Повести временных лет» за 996 год ложка упоминается как привычный и необходимый для еды предмет, изготавливаемый из разных материалов. На пирах, которые устраивал князь Владимир, его дружинники начали роптать, что дал им князь ложки деревянные, а не серебряные. Услышав это, Владимир повелел сделать для своих ратников ложки из серебра. Этот летописный рассказ – свидетельство того, что уже в X веке серебряная ложка на Руси была знаком высокого социального статуса, символом богатства и успеха.

Кроме того, из текста очевидно, что воин получал ложку не на каждом пиру, а единожды. И действительно, ложка на Руси была предметом сугубо индивидуального пользования. Ее носили с собой в особом футляре или просто за поясом или голенищем сапога. У человека побогаче могло быть несколько ложек, у бедняка – одна деревянная, иногда единственная его личная вещь. Даже одежду можно было взять с чужого плеча, но ложка должна была быть своей собственной. Ложку помечали и избегали пользоваться чужой даже среди близких. Среди дворян этот обычай стал исчезать лишь с приходом европейской культуры. Но еще Петр I, когда путешествовал по Европе, удивлял принимавших его хозяев тем, что пользовался только своими приборами, которые постоянно носил с собой.

Мало кому известно, что выражение «бить баклуши», связано с работой ложкарей. Баклушами назывались заготовки для ложек, и разбивать полено на баклуши считалось очень легкой, даже детской, работой. Вспомним также поговорки, в которых говорится о ложке как личном предмете: «Запасливый гость без ложки не ходит», «Богатого ложка ковшом, убогого ложка веселком», и присказки: «Один с сошкой, а семеро с ложкой», «Без ложки и добрый едок станет», «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».

С тех же давних времен идет традиция дарить ложки к определенным датам. Причем чем дороже и красивее ложка, тем «весомее» пожелание. Начинается все с малюсенькой серебряной ложечки «на зубок» – ее дарили перед первым прикормом ребенка. Позже среди состоятельных горожан появились дарственные десертные ложки, которые преподносили гимназисту в первый день учебы, и столовые – в честь ее окончания. Ложки дарили на крестины, свадьбы и новоселья – традиция, которая в советское время превратилась в обычай дарить столовое серебро как символ достатка и счастливой жизни. Да и сейчас, преподнося в дар ложку, вряд ли придется пояснять смысл пожеланий: «Черпай жизнь полной ложкой!», «Живи на красную ложку!».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры является одной из основных задач образовательного учреждения.

В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям великой русской народной культуры.

 

Светлана Баранцева