Верой и православным христианством я проникаюсь, как одухотворённый добром человек… (из рубрики “Частное мнение”)

image_print
_DSC4342

– Отец Антоний, я спрашиваю об инопланетянах и других цивилизациях почти у каждого священника, – признаюсь.

– Понимаю, Виктор, – кивает молодой батюшка Антоний и глядит на меня иронично. Ему 31 год. – Если увидишь инопланетян, знаешь, что нужно сделать? – объясняет он очень серьёзно.

Вот мой звёздный час! Я чуть не вскакиваю со стула в келье при соборе Воздвижения Креста Господня – сейчас увлечённый иноземной расой священник такое мне поведает, что хватит на целую книгу и даже на видеоблог.

– Что надо сделать, батюшка? – прошу как заворожённый, рассматривая маленькую и скромную комнату, со старым шкафом и диваном. Может, инопланетяне рядом прячутся?

– Перекрестишься, прочитаешь молитву «Да воскреснет Бог», и они… исчезнут, – продолжает отец невозмутимо. – Инопланетян не существует, а бесы есть, их сколько угодно. Это происки тёмной силы, их задача состоит в том, чтобы люди потеряли веру в Бога и думали о материальном, во что одеться и что поесть, где отдохнуть. Лично я не верю в них, вот бесы существуют, они могут даже в обличие ангелов предстать. Апостол Павел говорит, что «если ангел с неба будет благовествовать что-то другое, чем мы, апостолы, то анафема да будет».

Прислушиваюсь к нарастающему шуму дождя. Отец Антоний тоже слушает дождь и смотрит в окно. Он тихо сидит на диване, в тёмном облачении.

Трудно ответить, почему я спрашиваю каждого священника о наличии формы жизни не земного происхождения. Молодых служителей стараюсь особенно плотно расспросить об этом. Со старенькими батюшками понятно – в интернет не заходят, но молодые-то священники продвинутые и любопытные. Они, быть может, часто в кино ходят на супер блокбастеры, читают братьев Стругацких, Герберта Уэллса или Айзека Азимова, например? Вот здорово с таким священником обсудить какой-нибудь фантастический фильм.

Пытаюсь шутить, но не все меня понимают, я уверен. Лично мне с трудом открывается путь воцерковлённого человека. Неужели кто-то ещё думает, что к молодому священнику иду именно за беседой на тему голливудских картин? Отцу Антонию, напомню, 31 год, мы с ним почти ровесники, мне – 30. Общаясь с ним, но больше слушая, пробую встать на его место. Мысленно и подключая воображение.

Он – интересный человек. Хотя с виду простой, я бы отметил: слишком обыкновенный. Стройный будто кипарис. Спокойный как штиль. Повыше меня ростом. Располагающий одним только взглядом – глядишь ему в глаза и понимаешь, что пришёл именно к тому человеку, который охотно расскажет и неторопливо ответит.

Батюшка стоит около окна, заведя тонущие в одежде руки за спину. Солнечный свет, выливающийся из-за туч, высвечивает его рыжеватую бороду.

– Отец Антоний, – обращаюсь, сидя за монитором ноутбука. Готовлюсь быстро печатать. – Служба в храме – это работа? – спрашиваю.

– Есть слова в Священном Писании: «Работайте Господу со страхом». В этом смысле службу можно назвать работой.

У молодого батюшки жена и два сына.

– Вы так молоды, батюшка! – восхищаюсь. – Ладно – старенькие иереи, но юных священников видеть не привык.

– Я-то что? – отмахивается отец. – Рукоположили в дьяконы восемнадцатилетнего.

– Ого! – качаю головой. – Надо обязательно с ним поговорить.

– Успеете, если будет желание.

Иерей Антоний Дьяконов закончил Омскую духовную семинарию. Был рукоположен митрополитом Омским и Таврическим Владимиром в дьякона в 2014, а во священника – 10 мая 2015 года.

– Батюшка, кого считаете вашим гуру?

– Не гуру, Виктор, а наставником, – поправляет. – Живым примером священника для меня является отец Олег Цветков. Мне нравится в нём отдача себя, он полностью отдаётся служению Богу и Церкви. Он ответственно относится к богослужению. У него всегда есть время для беседы с прихожанами. Не считается с собой, а служит самоотверженно. Настоящий священник. Людям надо показывать достойный пример для подражания. Если стремиться к такой самоотдаче, то обязательно оценят и потянутся, это понятно и неверующему. Как трудишься, как служишь, то и получаешь.

– Почему священники не носят обручальное кольцо?

– Смысл в том, что священник, как и диакон, женат на Церкви, на своей пастве и поэтому в напоминание об этом не носится обручальное кольцо. На священнике не должно быть украшений, он и одет в чёрную одежду. А супруга носит кольцо. Она жена священника, а это определённая должность, обязывающая ко многому.

– С кольцом – понятно, но почему молодые люди уходят в Церковь, служат?

– Над этим вопросом не задумывался. Наступает период в жизни, когда начинаешь верить в Бога, понимаешь, что всё в мире разумно, и Кто-то сотворил человека. Это не умозаключение, а больше переживание, когда ты сердцем понимаешь, что есть Бог, который любит человека и заботится о нём. За всех не говорю, описываю свой случай. Человек должен приносить людям пользу. Мама заложила в меня это – она жила по такому правилу. Я искал, где можно быть полезным кому-либо, а потом понял, и у меня не было сомнений, что я хочу быть священником. Открываются глаза, как солнце выходит из-за туч. Хочется об этом рассказать. Это очевидно, что Бог существует, есть в мире добро и есть люди, которые даже гибнут за это добро в борьбе со злом. Это не выдумки человеческие. Если все подумают, что человек придумал добро и самопожертвование, то жизнь кончится. Когда я начал знакомиться с жизнью священников и подвижников, святых людей, то увидел, что важное место в их жизни занимает проповедь о Боге. Что меня поразило в христианстве? Это подвиги апостолов и мучеников. Когда я узнал, что почти все апостолы за проповедь приняли смерть добровольно, у меня совсем не осталось сомнений, что они говорят правду.

– Батюшка, я вижу у многих молодых людей большие нательные крестики? Некоторые прямо очень большие, из драгоценного металла. Зачем носить нательные крестики?

– Первые христиане не носили нательные кресты, по крайней мере, об этом неизвестно. И только первое упоминание о нательном кресте было у святителя Василия Великого, он сказал, что его сестра преподобная Макрина носила нательный крест, это 4 век. Дело не в том, что у тебя крестик на шее весит, а в том, как свой крест несёшь, который заповедовал Господь. Он напоминает о том, что человек должен нести свой крест.

– Как часто находитесь в интернете?

– Слава Богу, что много дел и нет возможности туда заходить.

– Интернет – зло?

– Интернет – не зло, это глобальный источник информации, где есть и польза, а зло – внутри человека. Корень всякого зла – рассеянность. Если рассеян и заходишь в интернет, то начинаешь скитаться бессмысленно по сети. Поэтому, Слава Богу, что времени не хватает на это.

– Как отличить верующего от неверующего?

– Это может отличить только Господь, мы не можем делить людей на категории. Все люди для христиан – дети Божьи. И кто из них верующий, а кто неверующий – судить не нам. Может быть так, что человек ходит в церковь, ставит свечи, читает акафист, но не верит в Бога. Верующий в Бога соблюдает заповеди и необязательно рассказывает всем об этом, должно быть видно по делам. Апостол говорит, что вера без дела мертва.

– Времени, батюшка, у меня не особенно, – признаюсь. – В храм хожу лишь с женой, когда причащаем ребёнка. Но зато на выходных езжу к священникам, делаю интервью с ними, обозреваю кое-какие события из православного омского мира. Это считается за службу Богу, когда печатаю материалы на сайте Омской епархии?

– Когда искренно совершаешь поступок во славу Бога, тогда это правильно. Служба всякая бывает. Но когда преследуешь личные интересы и выгоду – обман. Человека можно обмануть легко, а вот Бога – никак. Блаженный Августин говорит, что люби Бога и делай что хочешь.

– У вас, как у молодого человека, есть время смотреть голливудские блокбастеры?

– Новинки – смотрю редко, боюсь потерять время. Если нет назидательного момента, то смотреть нет смысла. Мне больше нравятся советские фильмы и мультики. И после перестроечные тоже хорошие, там присутствует мораль. На Западе давным-давно забыли про мораль, главное там – человек с его грехами. К нам как-то приезжали проповедники из США и рассказывали о том, что много людей буквально наелось неискренности и прочих сектантских идей, действительно ищут истины и нигде не находят нигде кроме как в Православной Церкви. Примером для них является писатель иеромонах Серафим (Роуз). Это американский проповедник, он родился в протестантской американской семье. На пути духовного поиска он перепробовал эзотерику, протестантизм и многое другое, пока не нашёл драгоценную жемчужину, о которой говорил Господь и продал всё, чтобы приобрести её. Америку сформировали не православные проповедники. Путь американцев лежит через тернии сектантства, но, тем не менее, они выходят к свету Православной Церкви. Целые протестантские общины переходят в Православие.

Отец Антоний – начитанный и рассуждающий человек. Я провожу долгое время в келье, слушаю его. По-моему, он способен рассказывать часами, как занимательный собеседник и толковый миссионер.

Верой и православным христианством я проникаюсь, как одухотворённый добром человек, ищущий дела и правильного себе места. Сколько батюшек, молодых и не очень я увижу и поговорю, прежде чем свободно вздохну и честно скажу:

– Я православный христианин и должен жить с Богом!

 

Виктор Власов