Слово на праздник Покрова Божией Матери

image_print
ПОКРОВ-

Любовь все покрывает.

1 Кор. 13, 7

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Распятый Спаситель обратил взор к стоявшим у Креста любимому ученику Своему Иоанну и Пречистой Матери Своей. «Се, сын Твой! – прорек Господь Богородице, а ученику сказал: – Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26–27). В этих словах Искупителя был сокрыт великий благодатный смысл: в лице возлюбленного Своего ученика Иисус Христос усыновлял Матери Божией весь род христианский, препоручая верных Своих Материнскому Ее покровительству.

С той поры человечество омывается светозарным потоком всепрощающей Материнской любви Царицы Небесной. Особенно явственно эта Божественная тайна открылась в видении, бывшем святому Андрею, Христа ради юродивому. Чудо это совершилось в середине X века в столице тогдашнего православного мира – Константинополе. Молясь вместе с народом во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, святой Андрей поднял глаза к небу и увидел Владычицу, шествующую по воздуху в окружении сонма ангелов и святых. Преклонив колена, Матерь Божия со слезами вознесла молитву за род христианский Сыну Своему и Господу. Окончив долгую и усердную молитву, Пречистая сняла с главы Своей блистающее, подобно молнии, великое и страшное покрывало и распростерла его над народом. Так воочию явлен был человеческому взору благодатный Покров Богородицы, осеняющий и защищающий христиан.

Сподобившийся лицезреть это преславное чудо блаженный Андрей был родом славянин. Услышав в юности зов Господень, он принял на себя один из труднейших подвигов – юродство Христа ради. Облекшись в рубище, святой Андрей благодушно переносил холод и голод, насмешки и побои от нечестивцев. Он собирал милостыню и раздавал ее другим нищим, неустанно пламенел в молитве и любви ко Господу. Смиренная Царица Небесная благосклонно взирала на смирение и терпение блаженного подвижника и, наконец, соизволила Сама явиться ему во славе. Милость Свою простерла Владычица и на народ, из которого происходил святой Андрей.

Казалось бы, ничто не предвещало просвещения языческой Руси Светом Христовым. Дважды Богородица чудесным Своим заступничеством отражала от стен христианского Константинополя набеги предков славян, воинственных скифов. Отношения между Русью и Православной Византией долго оставались неприязненными. Расположившаяся в устье Волги иудаистская Хазария, не столько сильная, сколько искусная в политических интригах, всячески разжигала вражду между славянами и Византийской империей. Однако в военных стычках между ними славянам было впервые ниспослано вразумление от Милосердной Матери Божией.

В 860 году русские воины под предводительством князей Аскольда и Дира «простерли мечи» на Константинополь. Город не имел сил обороняться, и тогда православные его жители после всенародного молебна обошли Крестным ходом городские стены и опустили в воды Босфора край святой Ризы Богородицы. И Царица Небесная, услышав моления, коснулась Своей благодатью сердец воинственных русичей и умиротворила их. Вскоре между Византией и Русью был заключен договор «любви и мира», а князь Аскольд и большая часть его дружины приняли святое крещение. Однако язычество на Руси в ту пору было еще слишком сильным, благие начинания князя в христианском просвещении народа окончились неудачей, а сам Аскольд, крестившийся с именем Николай, стал жертвой предательства и принял мученическую кончину.

Как все мы знаем, великое событие Крещения Руси свершилось при святом равноапостольном князе Владимире, в X веке, когда блаженный Андрей Юродивый удостоился видения Покрова Божией Матери. Новопросвещенный народ русский был потрясен рассказом об этом чуде. Российская Православная Церковь – единственная, сделавшая день явления Покрова Богородицы одним из великих своих праздников. Как дитя после долгой разлуки спешит в нежные объятия матери, так и юная Православная Русь с пылкой любовью устремилась под Покров Царицы Небесной. И порыв этот не остался безответным.

По неизреченной милости Божией душа блаженного Андрея, Христа ради юродивого, еще во время земного его жития была восхищена в небесные обители. Оказавшись в селениях праведных, святой Андрей пожелал вновь лицезреть Матерь Божию, являвшуюся ему на земле, но услышал в ответ: «Ты хочешь видеть Пресвятую Царицу Небесных сил, Ее нет здесь; Она отошла в многобедственный мир помогать людям и утешать скорбящих».

Неусыпно печется Пречистая Богородица обо всех сынах и дочерях рода христианского. С особой же заботливостью обходит Матерь Божия края, назначенные Спасителем в земной Ее удел. Первым уделом Пречистой, данным Ей еще во время земного жития, стала святая гора Афон, вторым – Православная Иверия (Грузия), третьим соделалась земля Российская, нарекшая себя «домом Богородицы».

Неисчислимы Материнские благодеяния, которыми осыпала Пресвятая Дева возлюбивший Ее и возлюбленный Ею русский народ. Спасая Русь в годы вражеских нашествий, воздвигая на подвиг князей и царей, укрепляя в делании святых угодников Божиих, смиренная Владычица снисходила и в дома простых людей – крестьян и ремесленников, купцов и чиновников, исцеляя больных, утешая страждущих, защищая обиженных, возвращая грешных на путь спасения.

Как после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа остался на камне след от стопы Его, так и Матерь Божия, явившись в огненном столпе на горе Почаевской, оставила в память о Своем посещении Российской земли запечатлевшийся в камне след стопы Своей – величайшую святыню Почаевской Лавры.

Знаками простершегося над Россией Покрова Царицы Небесной стали чудотворные иконы Ее. Сердце Православия – Москву освящает Владимирский образ Матери Божией, западные пределы Его оберегают иконы Смоленская и Почаевская, северные – Тихвинская, на востоке сияет Казанский, на юге – Иверский образ Пречистой. От края до края Россия словно бы усыпана светильниками чудотворных икон Богородицы, они являлись в больших городах и малых селениях, в святых обителях и приходских храмах, в лесах и на реках и просто в домах людей благочестивых. В нашей епархии, в городе Пржевальске, хранится особо чтимый образ Пречистой, несущий на себе следы пуль – безбожники стреляли в эту икону с близкого расстояния, но пули не смогли пробить доску, на которой написан святой образ.

Первый образ Матери Божией начертал святой евангелист Лука. Взглянув на это изображение, Пречистая Дева соизволила благословить его в таких словах: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этим образом да будет». С той поры Божественная благодать неизъяснимо почиет на множестве икон Богородицы, щедро изливая чудеса по молениям тех, кто с верою и надеждою прибегает перед ними к заступлению Царицы Небесной. Сами названия многих таких образов звучат Божественной поэзией: «Путеводительница», «Взыскание погибших», «Благодатное Небо», «Всех скорбящих Радость», «Неопалимая Купина», «Утоли мои печали»…

Сама Царица Небесная вручила образ Своего Успения четырем византийским зодчим и направила их в Киев, дабы был построен храм в первой на Руси святой обители, основанной преподобными Антонием и Феодосием. Нерукотворный Киево-Печерский образ Успения Владычицы стал благословением колыбели русского иночества.

Милостью Матери Божией Церковь Российская стала обладательницей четырех чудотворных Ее икон, созданных святым евангелистом Лукой. Первая из этих бесценных святынь, икона «Одигитрия», впоследствии получившая название «Смоленская», прибыла в Россию в 1046 году – византийский император Константин IX Мономах благословил ею свою дочь Анну, выходившую замуж за русского князя Всеволода Ярославича. Другое творение святого евангелиста, икона Богородицы, написанная на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель, была прислана в 1131 году из Константинополя в дар святому благоверному князю Мстиславу – этот образ просиял на Руси величайшими чудотворениями и по месту одного из них был назван «Владимирским». Третья икона, над которой также трудился святой евангелист Лука, явилась на Русь неизъяснимым образом – за 70 лет до падения Константинополя исчезла из этого города и в лучезарном свете появилась над водами Ладожского озера, а затем остановилась близ города Тихвина, почему и получила название «Тихвинская». Казанская чудотворная икона, обретенная в 1579 году, оказалась точной копией знаменитого Влахернского образа Царицы Небесной, также восходящего к евангелисту Луке. А сама Влахернская икона прибыла в Россию в 1654 году. После падения Византии она была перенесена на Афон и уже оттуда послана в дар царю Алексию Михайловичу Тишайшему. Так Всемилостивая Госпожа наша Богородица благословляла святыми Своими образами «дом Свой», Русь Православную.

Двойным благословением от двух земных уделов Царицы Небесной – Афона и Иверии – явилось прибытие на Русь в 1646 году чудотворного афонского списка Иверской иконы Божией Матери – Вратарницы врат райских.

Как звезды на небе, множились на Руси храмы в честь Преблагословенной Богородицы, Ее праздников и чудотворных икон. Многие из этих домов Божиих были освящены во имя Покрова Божией Матери. Создание первого из Покровских храмов, равно как и утверждение в Русской Церкви самого праздника Покрова Пресвятой Богородицы,связано с именем святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Благоверному князю Андрею Промыслом Божиим было назначено перенести столицу Руси из древнего Киева на север. Святой Андрей княжил в Вышгороде, бывшем некогда уделом святой равноапостольной княгини Ольги. В Вышгородском храме находилась чудотворная икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой, – та самая, которая впоследствии получила наименование «Владимирская». В одну из летних ночей 1155 года, когда князь Андрей молился перед этим образом, чудотворная икона Божией Матери сдвинулась с места, призывая князя в путь. Повинуясь воле Пресвятой Богородицы, благоверный князь в ту же ночь с иконой в руках отправился странствовать по Руси.

Неподалеку от города Владимира кони князя, направившегося было в Ростов, внезапно остановились. Ночью благоверному князю Андрею предстала в видении Сама Преблагословенная Матерь Божия и повелела: «Не хощу, да образ Мой везеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Святой князь повиновался. На месте чудесного явления им был построен храм Рождества Богородицы и основано село Боголюбово, ставшее излюбленным местом пребывания святого Андрея.

Став великим князем Владимирским, святой Андрей вскоре сделался могущественнейшим из русских князей. Как и весь православный народ, благоверный князь веровал в принятие Богородицей под Свой Покров Святой Руси, и по его почину в Русской Церкви было установлено празднование дня явления Покрова Божией Матери.

Первым храмом в честь этого праздника стала церковь Покрова-на-Нерли, воздвигнутая над речною водою неподалеку от Боголюбова – так, чтобы благоверный князь Андрей мог видеть ее из окон своего терема. Эта белая жемчужина русского зодчества, отразившая в себе смиренный образ Богоневесты, влечет к себе сердца не внешним великолепием, но неизъяснимой чистотою и глубинной красотой.

Другой знаменитый Покровский храм был воздвигнут в XVI веке на Красной площади в Москве. Строившие этот собор русские зодчие воплотили в нем славянское представление о Небесном Иерусалиме ярким ликованием красок и праздничной порывистостью архитектуры. Этот собор столь прекрасен, что на него не поднялась рука изуверов, взорвавших в нынешнем веке стоявший здесь же Казанский собор, и величественный храм Христа Спасителя, и множество других благолепных домов Божиих. Невдалеке от Покровского собора похоронен особо почитаемый русский святой, блаженный Василий, житие которого словно перекликается с житием блаженного Андрея, Христа ради юродивого, сподобившегося видения Покрова Богородицы. Покровский собор на Красной площади в народе часто называют храмом Василия Блаженного. Два года назад этот храм ожил после многолетнего молчания – на праздник Покрова Богородицы здесь было совершено Патриаршее Богослужение.

В древности этот собор именовался еще храмом Покрова-на-Рву, поскольку стоял на возвышении над обрывом. В этом видится образ всей Православной России, веками стоящей над пропастью под Покровом Матери Божией, претерпевающей множество величайших бедствий и спасаемой заступничеством Милосердной Владычицы.

Почти три века Русь, раздираемая княжескими междоусобицами, томилась под ордынским владычеством. Во время знаменитой Куликовской битвы, надломившей иноземное ярмо, в стане благоверного великого князя Димитрия Иоанновича находилась чудотворная икона Успения Божией Матери. После победы, одержанной силою и заступлением Царицы Небесной, святой благоверный князь Димитрий Донской перенес чудотворный Ее образ в свою столицу, а супруга князя, преподобная Евдокия, в знак благодарности Пречистой воздвигла храм Рождества Богородицы.

В 1395 году эмир Тимур, силе которого не могло противостоять никакое земное войско, вступил в пределы российские. Великий князь Василий перед лицом непобедимого полководца прибег к Небесному Заступлению. В Москву была перенесена Владимирская икона Богородицы, и все жители столицы встречали ее, преклонив колена и взывая: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую». В тот же день и час эмир Тимур увидел во сне Царственную Жену, окруженную несметным числом молниевидных воинов. Пробудившись, повелитель спросил приближенных о значении этого сновидения. Бывшие в его свите мусульманские богословы объяснили ему: «Это Мариам (Дева Мария), Мать праведного Исы (Иисуса Христа), заступается за христиан». И эмир повернул войска обратно.

Конец власти Орды над Русью был положен при великом князе Иоанне III «стоянием» на реке Угре, от берегов которой войска хана Ахмата бежали без сражения, охваченные ниспосланным свыше ужасом. В благодарность Пречистой за избавление России от бедствия Иоанн III воздвиг в Московском Кремле величественный Успенский собор, в котором с тех пор венчались на царство российские самодержцы.

В годину Смутного времени Россия вновь оказалась на краю гибели. Москва была захвачена поляками, северные области находились в руках шведов. Тогда возвысил голос нижегородский купец Косьма Минин: «Станем за Святую Русь, за дом Пречистой Богородицы; продадим жен и детей, но освободим отечество!» Собранное Косьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским ополчение казалось слабым для предстоящего великого дела, но в стане его находилась чудотворная Казанская икона Матери Божией. И заступничеством Преблагословенной Владычицы свершилось казавшееся невероятным: Россия очистилась от врага и превозмогла смуту.

Сто восемьдесят лет назад вся Европа, объединившаяся под властью гениального полководца Наполеона Бонапарта, обрушилась на Россию. При отступлении русских войск из Смоленска они взяли с собой чудотворную икону «Одигитрия». Перед этим образом пламенно молились русские воины на поле Бородинском, с мольбою обращались они к Царице Небесной перед каждым сражением. И ровно через три месяца святой образ Владычицы, вновь защитившей народ Свой, вернулся в Успенский собор освобожденного Смоленска.

Оказавшийся бессильным извне разрушить Покров Богородицы над Россией, коварный человекоубийца диавол медленно подтачивал дух державы изнутри. С XVIII века в умах высших и «образованных» сословий России зрел нарыв богоотступничества, вскрывшийся в феврале и окончательно прорвавшийся в октябре 1917 года. Преданный власть имущими, соблазняемый лжеучителями народ поднялся на братоубийственную резню, немалой частью своей принял участие в поругании святынь. Но как земная мать не отворачивается даже от преступных детей, так же и Милосердная Владычица не отступилась от отрекшихся от Нее, не оставила Материнской любовью обезумевшую Россию.

В феврале 1917 года, в канун грядущего бедствия, прозвучал в России голос Пречистой. Царица Небесная обратилась не к дворянам, не к интеллигентам, даже не к духовенству, а к простой крестьянке Евдокии Андриановой: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Так была явлена чудотворная икона Богородицы «Державная», явлена 2 марта ст. ст., в день отречения от престола императора Николая II. Матерь Божия изображена на этой иконе со знаками царской власти – в короне, со скипетром и державой, словно бы принятых Ею из холодеющих рук российского самодержца. Явлением «Державной» иконы Владычица свидетельствовала, что отныне Сама принимает власть над Православной Русью. Суров и скорбен Лик Пречистой на «Державном» образе, ибо страшные времена ожидали русский народ.

Еще предстоит собрать воедино и предать гласности множество свидетельств о чудесной помощи Матери Божией узникам большевистских лагерей и защитникам Отечества времен нацистского вторжения. Десятки таких случаев хранит память наших приходских священников, а было их – тысячи и тысячи. Кто исчислит Материнские слезы, пролитые Пречистой Богородицей над несчастной Россией? И ныне, несмотря на видимость свобод, еще не кончились испытания. Единый Господь знает, какую чашу горечи придется еще испить нам, если не совершится покаяние всенародное и не прибегнем мы наконец вновь под Покров Преблагословенной Матери Божией, под Которым только и можем обрести мир и успокоение.

Не праведные нуждаются в Покрове, но грешные, не самонадеянные, но смиренные. Многими страшными смертными грехами обременены и мы с вами, братья и сестры, и все Отечество наше. Сами мы не в силах воскреснуть духовно, и вся надежда – только на Всепокрывающую любовь Материнскую, которой любит нас, непотребных, Милосердная Владычица и которой готова покрыть самые смрадные прегрешения и преступления наши, лишь бы возвратились мы к ней с теплыми слезами раскаяния.

Дорогие о Господе братья и сестры!

На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в России обычно выпадает первый снег. Тонким белым покрывалом ложится он на поля и улицы, скрывая под собой грязь, мусор, всяческую нечистоту, – и мир кажется светлым, чистым, обновленным. Вот таким же, только не материальным, а духовно-благодатным, не тающим, а вечно блистающим Покровом покрывает Матерь Света души ищущих Ее заступления.

Сколь беспредельна должна быть любовь Материнская, чтобы можно было покрыть весь мир! И такою любовью любит нас Пречистая Владычица. Покрывая скверные грехи наши, смиренная Царица Небесная преподает нам благой урок неосуждения, учит покрывать грехи ближних христианской любовью и милостью. Восхождение ко Господу человека заблудшего, запутавшегося в сетях соблазнов, может начаться только с предстательства за него Вселюбящей и Всепокрывающей Госпожи нашей Богородицы, ибо «много может молитва Матери ко благосердию Владыки». Тяжко наше прошлое, смутно настоящее, и каждый из нас – заблудший и запутавшийся грешник. И ныне, в этот светлый праздник надежды, обратим же наконец глаза наши к небу и да увидим, как «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу». Аминь.