Притчу о богаче и Лазаре омские верующими вспомнили за воскресным богослужением

image_print
20171105 025 Божественная Литургия Собор Успения Омск митр. Владимир (Иким) IMG_7910

5 ноября 2017 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, глава Омской митрополии митрополит Омский и Таврический Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. Накануне вечером Его Высокопреосвященство возглавил здесь всенощное бдение.

В этот день Святая Церковь вспоминала притчу о богаче и Лазаре, основная мысль которой заключается в том, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки.

Один богатый человек жил роскошно, в свое удовольствие. У ворот его дома лежал нищий по имени Лазарь. Слово «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», то есть «нищий» всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

Богач был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверст только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти «вечные кровы», без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. «Умер и богач и похоронили его». Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того, Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. «У них есть Моисей и пророки», то есть писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие другие уверения будут также напрасны. Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

После сугубой ектении Архипастырь вознес молитвы о мире в Украине.

Проповедь перед причастием сказал иерей Даниил Мельников.

По окончании Литургии митрополит Владимир обратился к верующим с архипастырским словом:

- Дорогие отцы, братья и сестры. Если мы приходим в храм Божий и внимательно слушаем богослужение, слушаем чтение Апостола и Евангелия, то сколько назидательных наставлений находим. Вы наверняка обратили внимание, что иудеи осуждали апостола Павла за то, что он крестил людей и не требовал, чтобы они принимали сначала обрезание. Апостол Павел отвечал, что обрезание делали в Ветхом Завете, а сейчас уже Новый Завет, поэтому обрезание не требуется, нужно только креститься. Христос сказал, что кто не крестится водою и Духом Святым – не войдет в Царство Небесное. Но не сказано, кто не примет обрезание – тот не войдет в Царствие Небесное. Значит, и во времена Христа люди были привязаны к обрядам и считали, что только соблюдая их можно войти в Царство Небесное. А что говорил апостол Павел: нужно иметь веру и чистое сердце, потому что если сердце будет чистым, и там не будут обитать страсти, не будет обитать осуждение, ненависть, то в него сможет вселиться Дух Святой… Вспомним притчу о богаче и Лазаре… Богатство и бедность даются нам от Бога. Ведь позволил Господь этому богатому человеку прожить жизнь как он хочет, потому что Господь всем нам дал свободную волю. А как мы распоряжаемся нашей свободой? Что делаем для Господа? По большей части живем только для себя. Давайте думать о том, как нас учит Иисус Христос, Священное Писание, чтобы жить достойно самим и делать дуг другу добро. И тогда мы все будем с Господом в своих сердцах, и Господь нам во всем поможет.

 

Алена Борзова

С использованием материала сайта http://www.pravmir.ru