К доброте и красоте через творчество

image_print
IF

25 января 2019 года в БОУ г. Омска «Гимназия № 43» состоялся IX городской конкурс малой пластилиновой скульптуры «Пластилиновая ворона». Отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии установил в конкурсе свою номинацию.

На конкурс приехали более 90 участников из 32 общеобразовательных организаций со 2-го по 11-й класс, их родители, учителя. Участники собрались на единственное в Омске состязание такого рода. Автор и вдохновитель конкурса — Наталья Ивановна Носкова, Заслуженный учитель России, педагог изобразительного искусства гимназии № 43, председатель региональной ассоциации учителей изобразительного искусства Омской области, ею созданы также авторские дипломы и логитипы конкурса. Много сил этому конкурсу отдали директор гимназии Ольга Анатольевна Одинцева и заместитель директора Гашкова Оксана Николаевна.

Очное участие — важная особенность конкурса. Во многом он похож на экзамен: творческие темы озвучиваются детям только непосредственно перед началом работы, на которую отводится от полутора до двух часов, а итоги подводятся сразу же после окончания. Такой формат позволяет выявить ребят, которые прекрасно владеют техникой лепки, обладают хорошей фантазией и способны быстро мобилизовать все свои таланты.

Темы 2019 года посвящены году театра в России. Ребята начальной школы создают скульптуры в жанре анималистики, ребята 5-6-х классов лепят фигуру человека в карнавальном костюме, 7-8-х классов – композицию на основе ассоциаций о добре, а 9-11-х  скульптурный портрет – театральная маска. Конкретные темы конкурса меняются ежегодно.

Участники распределены по кабинетам согласно возрасту. Итоги тоже подводятся по возрастному принципу. Родители могут пожелать юным конкурсантам удачи, но помощь или советы исключаются! Задачи конкурса – раскрытие  способностей и творческого потенциала детей; активное воспитание и формирование эстетических вкусов подрастающего поколения; пропаганда и выявление новых художественных процессов в области рукотворной игрушки, и, конечно же, развитие чувства прекрасного через творчество, сохранение православных традиций.

В период ожидания подведения результатов членами жюри, ребята смотрят мультфильмы. Фигурки в мультфильмах созданы участниками из пластилина. Но большинство детей участвуют в работе творческих мастер-классов по оригами, акварели, изготовлению поделок, открыток, освоению необычных художественных техник силами педагогов дополнительного образования гимназии № 43.

Слово «Скульптура» произошло от латинского слова, означающего «Высекать». Это изображение людей, животных и других предметов в объеме. Это древний вид искусства.

Юным скульпторам нужно много знать. Скульптура бывает круглой, объемной, рельефной, т.е. располагающейся на плоскости. В круглой скульптуре изображение предмета или фигуры имеет объемную форму. В рельефе изображение частично выступает над поверхностью.

Рельефы также бывают различными: барельефы, горельефы. Плоские изображения, едва выступающие над поверхностью, называются барельефом. Скульптурные изображения, выступающие над плоскостью, более чем на половину своего объема, называются горельефом.

Способов лепки тоже много:

1.Конструктивный – предмет создается из отдельных частей.

2. Пластический – образ создается из целого куска, когда все части вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска.

Во время лепки мелких деталей участники конкурса применяют приемы оттягивания, прищипывания, приемы рельефной лепки, стараются показать характер, позу, движение.

Лепка из пластилина является видом изобразительного творчества, в результате которого появляются различные выразительные образы и даже целые композиции. Именно лепка – замечательный способ раскрыть творческие способности ребенка, развить его воображение, сенсорную чувствительность, мелкую моторику рук и пространственное мышление. В наше время существует множество материалов для лепки: глина, гипс, соленое тесто, различные виды пластилина, пластика, «холодный фарфор» и т.д. Разнообразие материалов дает массу возможностей, главное – желание лепить!

В этом году темы были связаны с годом театра и, конечно же, традиционно были темы добра и милосердия. Ведь в учредителях конкурса Омская епархия со своей номинацией, Омское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира», департамент образования Администрации города Омска, а в спонсорах торговый комплекс «Лавка художника» и торговый комплекс «Панорама-Центр».

Члены жюри оценивали технику, пропорции мини-скульптуры, соответствие теме. Добрые жизнерадостные фигурки, заботливо выполненные руками детей, умиляли и члены жюри долго спорили, выбирая лучших, а в это время шла работа мастер-классов, где учились мастерить из ниток, из бумаги, в актовом зале смотрели мультфильмы из пластилина, работы прошлых лет.  

И вот награждение! Победителей наградили дипломами и подарками. Светлана Петровна Баранцева, выступив с приветственным словом, наградила детей в номинации Омской епархии специальными дипломами Омской епархии, пожелав новых творческих успехов и поблагодарив детей, их родителей и педагогов за участие в конкурсе.

Конкурс в городе любят, знают, ждут и уже готовятся к десятому, юбилейному.

 

Светлана Баранцева