Семья – крепость, которую мы сдавать не должны (Из рубрики “Частное мнение”)

image_print
IMG_1379_новый размер

Семья – это крепость, форпост, донжон, ячейка общества, кому как нравится её называть. Я знаю по себе, это милое «укрепление» помогает и предостерегает от нелепого времяпровождения и вреда при этом. Если у вас семья, то явной ерундой заниматься не получится – со стороны над вами контроль, внимательный присмотр и добрый совет в помощь. Я рад, что не холост, поверьте. В радости и печали со мной мои верные и любимые помощники – супруга и ребёнок.

Названием этого материала я обязан священнослужителю, помощнику митрополита Владимира по благотворительности и социальному служению отцу Олегу – настоятелю храма в честь Воздвижения Креста Господня. В День семьи, любви и верности я спрашиваю протоиерея Олега Цветкова о семейных ценностях, а он говорит, что семья – это крепость, которую мы сдавать не должны. Покровители этого православного праздника русские святые Пётр и Феврония Муромские. Они играют особую роль в отечественной православной традиции. Их жизнь – прежде всего история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть сложности долгого земного пути, явив идеал христианской семьи. Радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в XIII веке, актуальны и по сей день. Об этих святых я читаю также в книге «Православное супружество» митрополита Омского и Таврического Владимира.

– «Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства» – приводит Владыка слова святителя Григория Богослова.

Святые супруги являют нам именно те качества, которые необходимы всем, кто пытается строить отношения с близким человеком. Не случайно, что в день памяти Петра и Февронии, 8 июля, отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности.

На праздник этот меня приглашает отец Олег – священнослужитель, приехавший в Омск вместе с Владыкой. Ему тридцать семь лет, спокойный и рассудительный человек, справляющийся не только в приходе, он также руководитель «Серафимо-Вырицкой обители милосердия», окормляет православный детский сад, епархиальную социальную гостиницу. Сколько нахожусь с ним на празднике и слушаю наведавшийся народ, столько замечаю, как люди обращаются к нему по разным вопросам. Прихожане ищут отца Олега не только ради благословения. Есть ряд мероприятий, о которых они спрашивают его, а он в свою очередь обещает поинтересоваться мнением Владыки. У отца Олега круглое и доброе лицо, умные, проницательные глаза. Он смотрит ясно и отвечает, выдерживая паузу. Движения у него размеренные и неторопливые, словно у отличного в своём терпении завуча по воспитательным и организационным вопросам – такое вот приходит на ум сравнение, я работаю в школе, кстати. Я, по сложившейся учительской привычке, тороплюсь и быстро кручу головой, а батюшка, наблюдая множество страждущих (прихожане буквально выстраиваются в очередь) мирно оценивает ситуацию и говорит, мол, всему своё время. Между тем, отец Олег – заботливый батюшка и разборчивый организатор, пока не удостоверится в благоустройстве окружающих, будет следить, и помогать сам.

Трапезу приход храма в честь Воздвижения Креста Господня делает на свежем воздухе. Виктор, высокий парень, один из прихожан, готовит кашу из пяти круп. Чего только нет на столах: пироги с рыбой и салат, что называется. Сок, компот и рассол. Добавка в меня не влезает чисто физически, хотя я не особенно жаден до пищи. Вижу, как после Литургии прихожане обедают целыми семьями, общаясь с батюшкой, и друг с другом. Они рассказывают стихи, прославляя Бога, поют песни, играют на музыкальных инструментах. Организовать столь обширную трапезу, безусловно, помогает матушка Иулия.

– Почему надо беречь семью? Полстраны ведь в разводе живёт, батюшка.

– Я думаю, что больше чем полстраны. Наш Владыка часто приводит слова святителя Иоанна Златоуста, если разрушаются семьи, то разрушаются города и целые государства. Семья – это такой рубеж, крепость, форпост, который мы сдавать не должны. Семья является залогом, гарантом сохранения нравственности, правильных отношений. Семья это ведь общество, сверху донизу, Виктор. Некоторым враждебным силам выгодно разрушить семью, тогда люди превратятся в безликую массу, в пластилин, из которых можно лепить, что хочешь, и люди не будут иметь собственного мнения. Я верю, что в нашем отечестве не произойдёт этого глобального разрушения. Я вижу новый виток в обществе: многодетных семей становится больше, люди возвращаются в храмы. Простой пример расскажу. В 2012 году в храм пришёл юноша Антон. Батюшка, мол, хочу поступить в семинарию. Я его не знаю ведь, первый раз вижу. Дал ему одно послушание, затем другое – он безропотно выполняет. Потом в алтарь его взял. Сейчас отец Антоний – священнослужитель, в прошлом году закончил семинарию. А девочка у нас работала в храме, его будущая супруга, матушка Марина. И вот они ждут третьего ребёнка уже. Вот смотрю я на них и не нарадуюсь, это хорошая семья и хорошие дети. Они друг о друге заботятся, помогают и переживают. Отец Антоний – ответственный священник, на которого всегда можно положиться. Семья – это будущее.

– Достаточно ли приютов для бездомных в Омске?

– Есть большое учреждение, называется оно «Дом ночного пребывания», на несколько сотен койко-мест – на улице Семиреченской. Люди только ночуют, а на утро должны покинуть помещение в любое время года.

– Реабилитации, по сути, не происходит.

– У епархии есть социальная гостинца, созданная «Серафимо-Вырицкой обителью милосердия», которой дал хорошую оценку синодальный отдел из Москвы. И вот мы скоро откроем ещё одну епархиальную гостиницу до 30 мест, на улице Гуртьева, возле храма Василия Великого, если найдём помощников, с Божией помощью, конечно.

– Почему нужно быть воцерковленным? Как объяснить, что человек должен посещать храм, без цитирования Библии? А то многие не понимают Священное Писание, боятся его читать.

– Есть момент в жизни, когда человек сам слышит голос Божий и приходит в храм. А храм – это Дом Божий. Место особого присутствия Божьего. А раз это Дом Божий, Бог наш отец. Мы идём в свой отчий дом, в дом своего создателя и родителя. Нам в этом доме хорошо. В этом доме Господь нас принимает без всяких условий, просто любит нас, какие мы есть. Господь сказал своим ученикам, апостолам, что не они Его избрали, а Он их избрал. Как Господь избрал Адама и Еву, так избрал всех остальных людей. Моё убеждение, если человек ещё не поверил в Бога и не ходит в храм, значит, не наступил момент в жизни. Нельзя напрячься и поверить. И человек смертен. Тело разрушается и умирает. А душа бессмертна, но что интересно: она может быть вечно жива или вечно мертва. Эти свойства принадлежат только душе. Но мертва душа может быть и при жизни. Чтобы этого не произошло, человек должен пить из живого источника, общаясь с Творцом через молитву, через участия в церковных таинствах. Когда мы принимаем Христа, то Он с нами в радости и в печали, Он источник счастья, тогда и мы живы, мы радуемся. И наша душа живёт только при этих условиях. Один человек сказал такие слова, что гроб или человек – могут быть нарядными и богатыми, но главное что внутри?.. И душу могут грызть черви ещё при жизни. В храме мы пьём из живого источника и восполняем духовную силу. Душа живёт.

Более не занимаю отца Олега вопросами, спрошу его в другой раз – очередь к нему растёт на глазах. Благословляя, он приглашает меня 2 августа на День Ильи Пророка.

Я замечаю, что прихожанам интересна история православного праздника, например, а не какие-то тяжёлые для восприятия вещи и понятия, которыми можно священника «нагрузить». Общаясь с отцом Олегом, понимаю, что проще относиться нужно к себе и к людям. Что важнее может быть семейных ценностей? Лучше я больше прочитаю о светлом и вечном, попытаюсь спасти-оживить свою душу. Слушая батюшку Олега, когда он делится с прихожанами историческими сведениями о русских святых Петре и Февронии, вспоминаю слова из книги «Православное супружество» митрополита Омского и Таврического Владимира:

– «Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии  и соединены друг с другом как одна плоть… Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, ограждены, как великой стеной, единодушие в Боге…»»

Находясь в семье, о плохих вещах стараешься не думать. На «кислые» думы по обыкновению жаль времени. Заботы-хлопоты по дому и планы на будущее помогают двигаться дальше и не унывать. Человек в семье – он защищён, словно стенами крепости. И самая высокая и мощная башня, предупреждающая, увещевающая – это супруга и дети.

В храм стараюсь ходить не только на праздники, когда скопление народа особенно густое, точно сытная каша из пяти круп. В храме я оживаю, чувствуя небывалое стремление к лучшему.

Виктор Власов