Слово митрополита Владимира на выпускном акте Омской Духовной Семинарии

image_print
180624 051 Выпускной Акт Cеминария Омск митр. Владимир (Иким) IMG_4887

С Л О В О

митрополита Омского и Таврического

ВЛАДИМИРА

на выпускном акте Омской Духовной Семинарии

2018 года

 

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Дорогие выпускники!

 

Уже два года прошло с того момента, как мы с вами присутствовали при историческом событии – первом выпуске нашей Семинарии. И вот мы приветствуем и поздравляем новых выпускников, новых будущих и настоящих служителей Святой Церкви, доказавших своим прилежанием, своими учебными показателями желание во всеоружии полученных в Семинарии знаний и навыков трудиться на ниве Христовой! А это является лучшим доказательством того, что наша Семинария создана не напрасно, что она живет, укрепляется и служит главной своей цели – воспитанию нового поколения тех, кто будет нести Слово Божие, во исполнение Заповеди Господа нашего Иисуса Христа: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15).

Что такое Семинария? Слово это происходит от латинского semen, что значит «семя»; Семинария – это место, где, по известной Евангельской притче о сеятеле, сеется Слово Божие. И чтобы это Слово проросло, необходимо надлежащим образом подготовить душу слушающего, удалить из нее камни и сухость, выкорчевать плевелы, которые, разростясь, могут заглушить Евангельские ростки. И цель Семинарского образования – дать возможность этим росткам подняться, напитать их солнцем Христовых Заповедей, щедро полить прозрачной водой святоотеческой традиции, взрыхлить землю живым опытом Церковного служения, удобрить ее суммой знаний, накопленных человечеством. Над этим и трудится весь наш профессорско-преподавательский коллектив, стремясь содействовать благому и здоровому росту этих духовных ростков при Благодатном содействии Великого Вертоградаря – Господа нашего Иисуса Христа. Ибо, как писал коринфянам святой апостол Павел: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий (1Кор.3:6-7).

И вот, с Божией помощью, за годы, проведенные в нашей Семинарии, Евангельские ростки в вас, дорогие выпускники, взошли и укрепились. Теперь, если продолжить это сравнение, они должны быть пересажены «в открытый грунт»: начать уже свою самостоятельную жизнь во Христе, продолжая возрастать, укореняться, и плодоносить тем Словом Божиим, которое должно – теперь уже от вас – дать новые духовные семена, новые ростки. Не будьте подобны бесплодной смоковнице (Мф.21:19), но будьте той плодовитой маслиной, с которой сравнивал себя святой пророк Давид: я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс.51:10). Так и вы, уповая на Божию милость, будьте подобны этой маслине, приносящей духовные плоды. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23).

Что же требуется делать, чтобы приносить такие благодатные плоды? Покидая стены Семинарии, необходимо, прежде всего, совершить однозначный выбор дальнейшего жизненного пути. Многие уже сделали его, приняв сан или готовя себя к его принятию. Кто-то из семинаристов, возможно, чувствует в себе призвание к монашеству – для этого требуется продолжительное испытание и глубокое смирение, связанное с отсечением своей воли и умерщвлением страстей; вместить в себя это дано не многим. Кто-то имеет желание остаться мирянином, посвятив свою дальнейшую жизнь работе в Церкви. Здесь также обширная нива для деятельности: преподавание, работа на приходах, административные и, главное, миссионерские труды… Как говорили раньше: «Любой труд почетен»; так и сегодня мы скажем: не только почетен, но и велик любой труд – но только если он делается во славу Божию, а не во угождение стихиям этого мира.

Всем нам даны от Бога разные дарования; как писал святой апостол Павел: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же…. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом…; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1Кор.12:4-11). Выбор за вами – главное, чтобы вы сумели с помощью Божией правильно и вовремя разобраться с тем, какой дар вам дан и каким из спасительных путей вам пойти.

Не следует ожидать, что избранный вами путь будет легким. Не только в миру, но и в Церковной ограде вас ожидает множество трудностей и испытаний. Важно, чтобы в своем служении вы избегали тех двух крайностей, в которые зачастую впадают начинающие и недостаточно опытные служители Церкви. С одной стороны – это обмирщение, когда стихии мира вторгаются в область личной нравственности, Церковных канонов и даже Богослужения. Такие «служители» в кавычках рассматривают свое служение просто как источник дохода, вносят из мира в Церковную жизнь «рыночные отношения» и прочие мирские обычаи, заражая этим и прихожан и делая из них сынов геенны, вдвое худших самих себя (Мф.23:15).

Другая крайность, которая становится порой настоящей бедой для паствы, – это когда новопоставленный священник, прельщенный собственной гордыней, считает себя безраздельным властителем людских судеб, когда каждое свое слово он полагает голосом Божиим, а всякое собственное повеление – Божией волей. Некоторые из таковых, считая себя обладателями особых тайн, недоступных для посвященных, со временем попадают в объятия изощренных пороков и страстей, в безумном заблуждении считая, что в этом нет греха. Действительно, горе пастве, к окормлению которой приступает такой священник.

Каким должен быть служитель Церкви – предстоит ли он у алтаря или же несет послушание в свечной лавке, облечен в монашеское одеяние или в обычную мирскую одежду? Прежде всего, он должен быть всегда душою с Богом, стремиться к непрерывному общению с Ним – через постоянное воспоминание Его Заповедей, через внутреннюю молитву, через помышление о Царствии Небесном. Как писал святитель Иоанн Златоуст: «…Достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по дару, но и по жизни».

Именно жизнь, которую вы будете вести, станет свидетельством того, насколько глубоко Учение Христово и все то, что вы постигали, учась в нашей Семинарии, укоренилось в вашей душе. Именно образ вашей жизни – а не благолепные одеяния, не красивые и правильные слова, не благоустроенные приходы, послужит вам либо в награду, либо в осуждение. И если внешнее не будет соединено с внутренним; если слова будут расходиться с делами; если одеяния будут сиять благолепием, а тело – духовно изгнивать от сластолюбия, чревоугодия, винопития; если ваши приходы будут внешне благоустроены, а внутри их по вашей вине или небрежению будут царить разлад, любостяжание, хладность, – то все это послужит вам в еще большее осуждение, ибо именно за это Господь осудил фарисеев. Здесь главное для служителя Христова – уберечься от закваски фарисейской и саддукейской (Мф.16,6), которая выражается в стремлении к внешнему благочестию, оставив в небрежении свою душу, свою духовную жизнь. Зараженный фарисейской закваской требует от других одного, для себя же постоянно делает какие-то исключения, послабления, считает для себя самого эти требования необязательными… Не ослабевайте в познании самих себя, прислушивайтесь к голосу своего главного внутреннего советчика – совести, но при этом поверяйте его Евангелием и учением святых отцов. Не давайте возможность злокачественной духовной болезни – фарисейству – проникнуть в вашу душу и развиться в ней, подобно опухоли.

Особая ответственность лежит на тех выпускниках нашей Семинарии, которые готовятся принять священнический сан либо уже приняли его. Всей жизнью своей священнослужитель призван быть, по словам святого апостола Павла, образцом для верных (1Тим.4:12), представляя во всех добродетелях своих Благодать Царства Небесного, отечески, внимательно и сострадательно врачуя человеческие души. Помните, что духовный пастырь, верный раб Божий, должен приводить людей не к себе, а к Господу. Только Ему Единому непрестанно трудиться и преданно служить, поскольку в основе пастырского попечения всегда лежала, и будет лежать, самоотверженная любовь к Богу. Это путь высокий и славный, но и ответственный, и тяжелый, ибо если мирянин ответит пред Судом Господним лишь за себя и свою семью, если она у него есть, то пастыря Всевышний призовет к ответу за всю его паству. Страшно споткнуться и упасть на этом пути, ибо падение священника становится соблазном и преткновением для многих. Как говорил святитель Тихон Задонский, «когда падает высокое дерево посреди леса, далеко слышно его падение. И много меньших деревьев, стоящих вокруг, оно сокрушит. Так, когда в грех впадает пастырь, далеко будет слышно о падении его, и многих это соблазнит». Помните, что по тому, как вы живете, как вы поступаете, многие будут судить обо всей нашей Церкви!

Трудно, подражая Самому Христу, носить на себе немощи всей паствы своей и страдать ее скорбями. Очень непросто научиться подбирать спасительный ключ к непохожим друг на друга душам: где нужно – милостью и снисхождением, а где нужно – и отеческой строгостью врачуя грешников. При этом строгостью никогда не нужно злоупотреблять, не забывайте замечательное изречение великого русского писателя Антона Павловича Чехова: «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». Главное, чтобы и ласка, и строгость были от отеческой любви, образец которой дал нам Сам Господь – наш Пастырь над пастырями, Священник над священниками и Учитель над учителями.

Дорогие выпускники! Вы вступаете на прекрасный путь Евангельского служения, и главное на этом пути – не охладеть, не превратиться из служителя Божия в равнодушного наемника. Помните завет святого апостола Павла: Духа не угашайте (1Фес.5:19)! И если вы будете постоянно стяжать в себе Благодатную силу Святого Духа – молитвой, доброделанием, радостью о Христе Спасителе, то бессильными против вас окажутся все соблазны и искушения.

Архипастырски поздравляю вас с сегодняшним торжеством, молитвенно желаю доброго здравия, душевных и телесных сил, и как можно больше сохранять в себе тот свет, то радостное состояние, с которым связано завершение вашего обучения в стенах нашей Семинарии. Призываю благословение Божие на начало нового для вас жизненного этапа.

Благодарю за внимание.