Развиваем традиции казачества

image_print
IF

2 апреля 2019 года в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений в БДОУ г. Омска «Детский сад №148» был проведен мастер-класс «Музыкально-познавательное мероприятие «Гуляние в казачьей станице», на котором присутствовали родители и педагоги-воспитатели разных детских садов. Педагоги-воспитатели детского сада показали итог кружковой работы с детьми.

В детском саду функционирует два кружка «Казачок» (средний дошкольный возраст), «Сибирское казачество» (подготовительная группа). Был представлен опыт работы БДОУ по сохранению традиций и культуры Сибирского казачества, который представили педагоги-воспитатели 148 детского сада: Котова Людмила Ивановна, Ноговицина Татьяна Олеговна, Калайтан Анна Владимировна, Тимофеева Татьяна Евгеньевна, Чуднова Елена Ивановна, работающие под руководством заведующей Руфаиды Акрамовны Сагдеевой.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

Только в тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота своей Родины. Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, и мы должны не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему поколению. Поэтому уже в детском саду необходимо формировать духовно-нравственные качества личности и патриотический дух дошкольника.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольников через изучение культуры казачества, прежде всего, является формирование у детей представлений о традициях этой культурной общности.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

- формировать представления о традиционных для казачества праздниках, обычаях, играх;

- способствовать формированию интереса к декоративно-прикладному творчеству сибирских казаков;

- способствовать воспитанию о детей характерных для казака черт характера: смелости, достоинства, самоотверженности;

- расширять интерес к культуре казачества со стороны родителей воспитанников посредством вовлечения в мероприятия ДОУ.

Тема казачества нам, жителям Сибири, очень близка. Все наши предки были Сибирскими казаками. С самого детства мы много слышали от прадедушек, прабабушек об особенностях их казачьего воспитания. Они знакомили нас с жизнью, бытом и культурой сибирского казачества.

В детском саду воспитатели  так же стремятся сохранить и передать все то, что передали в наследство их предки, то, что помнят и чтят. На музыкальных занятиях музыкальный руководитель предлагает поиграть в традиционные казачьи игры, послушать напевные казачьи песни.

С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в группах были созданы кружки, как источник приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства казачества. Открыт мини-музей «Казачий курень» в группе №7. В музее дети могут познакомиться с укладом семейного быта казака, с жизнью, традициями и обычаями казаков.

 Музей с удовольствием посещают дети с других групп, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини – музея, так как являются соавторами, творцами экспозиции.

В работе с детьми используются методы ознакомления детей с окружающей действительностью: методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности. В качестве основной формы используются краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии, видеопутешествия, беседы с показом презентаций.

В совместной деятельности используются подвижные игры: «Казаки-разбойники», «Всадники», «Удалой казачок» и другие. С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, знакомятся с жизнью казаков.

Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного фольклора, который включает в себя – песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной природе, честности, любви к Родине и т.д.). Наиболее полюбившийся детям фольклорный жанр – это казачья частушка, она в озорной форме может рассказать о быте, об отношениях между казачатами.

Незабываемые праздники такие, как «Покровская ярмарка», «День Матери-казачки», «Казачьи посиделки», «Как казачата в школу собирались», которые несут в себе задор, юмор казачью удаль. Проведение данных праздников позволяет детям в полной мере окунуться в историю казачества.

Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.

Очень важно взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания.  Именно поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным краем проводят в тесном сотрудничестве с родителями. В перспективный план деятельности включены следующие формы работы с родителями:

Педагогические беседы с родителями.

Индивидуальные беседы

Круглый стол

Домашние задания.

Родительские уголки.

Творческие конкурсы, праздники, развлечения, в которых родители – мамы и папы воспитанников детского сада являются активными участниками (совместное исполнение песен, постановка танцев).

Работа с родителями укрепила семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на духовно – нравственном  воспитании детей.

Правильно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию на истории и традициях казачества даёт положительную динамику роста патриотизма в дошкольной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у детей и родителей. Дошкольники знакомятся с историческим прошлым родного края, у них сформированы первичные представления об особенностях жизни, быте, традиций казаков, и освоении историко-культурных ценностей. Этот приобретаемый детьми позитивный социальный опыт очень благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Дети стали более общительными и раскованными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми, у дошкольников проявляют познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе.

 

Людмила Котова, старший воспитатель