Приветственное слово Владимира на Первых епархиальных образовательных чтениях Исилькульской епархии (Омская митрополия) «Великая Победа: наследие и наследники»

image_print

Приветственное слово

митрополита Омского и Таврического Владимира

на Первых епархиальных образовательных чтениях

Исилькульской епархии (Омская митрополия)

«Великая Победа: наследие и наследники»

(12 сентября 2019 года)

 

Ваши Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В названии нынешних чтений присутствует одно ключевое, исключительно важное для понимания нашей веры слово. Это слово – «Победа». Христианство – это религия Победы, той великой Победы над смертью и грехом, которую одержал Господь наш Иисус Христос. Потому и Церковь Христова есть Церковь Побеждающая – побеждающая не грубой силой, не агрессией, не хитростью, но истинной верой, упованием на Единого Бога, на Его великие и неизреченные милости, на молитвы Его Пречистой Матери и всех Его святых.

Поэтому самая великая победа, которую может одержать человек – это победа над всем мертвым, что есть в нем, над грехами, которые отравляют и губят его нынешнюю жизнь и лишают жизни вечной. И эту победу человек может одержать только с Божьей помощью, памятуя, что одному человеку это невозможно, Богу же все возможно (Мф.19,27).

Борьба с грехом и смертью происходит не только в отдельном человеке – она происходит и в целом народе, и во всем роде человеческом. Ведь так же, как грехи могут опутать отдельного человека, могут они опутать, подчинить себе целые массы людей, целые народы и государства. Такие грехи еще страшнее тех, которые совершает отдельный человек; грешник, по крайней мере, понимает, что грешит, стыдится своего греха, боясь, если не Божьего гнева, то осуждения окружающих. Но если окружающие сами подвержены этим же грехам и без всякого смущения совершают их, то в человеке исчезает и этот последний стыд, последнее побуждение к покаянию и исправлению. Как писал Вильям Шекспир, «Где виноваты все, виновных нет». Вот она – формула коллективного греха: если все так поступают, значит, это и не грех. Так, к великому прискорбию, сегодня даже многие православные люди не считают, что грешат, если видят, что те же поступки открыто совершают многие вокруг них. Зачем, считают многие, каяться в блудном сожительстве, если так же, не таясь, живут вокруг тысячи людей? Зачем каяться в пьянстве? Зачем каяться в сквернословии?..

Так грех разрастается, пускает метастазы, заражая собой все общество, и победить его становится во много раз сложнее. В отношении отдельного грешника возможно, так сказать, «терапевтическое» лечение, через личное покаяние и исправление; в случае же коллективной греховности требуются гораздо более серьезные, порой «хирургические» меры. Коллективное покаяние, пример которого был показан ветхозаветной Ниневией, когда под воздействием проповеди каются целые города или царства, случалось в истории крайне редко. И если такого общего покаяния не происходит, то Господь, для победы над распространившимся грехом и уврачевания грешащих, попускает совершаться самым суровым карам. Такие кары постигли Содом и Гоморру, закосневших в страшных грехах, потом и названных содомскими; такие кары обрушились на израильский народ, отпадавший в грех идолослужения; такие кары ожидают любой народ, любое государство, пораженное опухолью греха.

Особенно страшно, когда грех подкрепляется и обосновывается каким-либо лжеучением, извращающим самые основы Христианской веры, или какой-либо ложной идеологией. Обратимся к истории одной такой идеологии, с которой столкнулись наши предки более семи столетий назад – идеологии воинствующего Тевтонского ордена. Об этом особенно важно вспомнить сегодня, когда Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского, разгромившего полчища тевтонцев на Чудском озере в 1242 году.

Хотя девизом ордена были прекрасные слова: «Помогать – Защищать – Исцелять», хорошо известно, сколько крови и горя принесла славянским и другим народам эта «помощь». Первоначально возникнув как братство для лечения больных и оказания помощи паломникам, приходившим поклониться Гробу Господню в Иерусалим, орден быстро разросся и обрел значительное влияние. Центр его деятельности был перенесен из Палестины на северо-восток Европы. Поначалу тевтонцы воевали здесь с воинственными язычниками-пруссами, но постепенно аппетиты «псов-рыцарей» возросли, и острие тевтонского меча оказалось направленным уже не на язычников, а на христианские народы. И не только православные, но даже, так сказать, «свои», римо-католические. Тевтонцы совершают захватнический поход на Гданьск, в ходе которого было уничтожено почти всё польское население этого города – несколько тысяч христиан. Особенно циничным было то, что девизом этого похода, получившего в истории название «Гданьской резни», тевтонцы взяли слова «Иисус Христос – Спаситель мира». Будучи преисполнены диавольской гордыней, уничтожая, притесняя и разоряя мирное население, «псы-рыцари» даже не понимали всю тяжесть совершаемых ими грехов. Напротив, подстрекаемые и «благословляемые» своими главарями, такими, как епископ Герман Дерптский и другие, они гордились своими кровавыми «подвигами» и готовы были к любому насилию и жестокости ради могущества и обогащения своего ордена. И вот это полчище, обуянное гордыней и в своем ослеплении считавшее себя «воинством Христовым», вторглось на православную Русь.

Отчасти это вторжение было Божиим гневом, который постиг русские княжества за каинов грех братоубийства, который длился к тому времени на Русской земле почти двести лет: друг против друга «ковали крамолу» князья-родственники, и в их междоусобицах сражались, убивали друг друга родные по духу и крови русские православные люди. Это была эпоха, когда жестокость, коварство, тирания были обычным делом, можно сказать, повседневной политикой. Христианские ценности, заповеди Христовой любви, едва начавшие прививаться к стволу молодой русской культуры, оказались под угрозой забвения.

Но, воистину, по словам святого апостола Павла, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим.5,20). Растоптанная монгольскими ордами и обескровленная междоусобицами Русь оказалась сильнее ослепленных греховной гордыней тевтонцев. Святой благоверный князь Александр Невский, вставший во главе русских войск, был не только искусным полководцем, но и смиренным и Богобоязненным чадом Православной Церкви. Накануне битвы с тевтонцами он долго и усердно молился, а во время самой битвы очевидцы видели «на небе полк Божий, пришедший на помощь князю Александру».

Так, благодаря молитвам и смирению святого благоверного Александра Невского, благодаря молитвам и смирению тысяч и тысяч верующих русских людей на Руси была одержана великая победа над жестокими и беспощадными полчищами германцев-«крестоносцев»! Не будь этой победы, русский народ разделил бы судьбу многих племен и народов, уничтоженных и полностью ассимилированных германцами, а Православная вера на Руси была бы попрана и задушена римо-католиками…

Прошло семь столетий, и вот – новое горе, новое вторжение с Запада, снова остро поставившее вопрос о самом существовании русского народа и Русской Православной Церкви. Немецко-фашистские захватчики, эти «тевтонцы ХХ века» вторглись на нашу землю.

Как и то, прежнее вторжение, это было возмездием за тот глубочайший отход от Православия, который произошел в России после революции 1917 года, за лжеучение марксизма, которым были ослеплены многие. Сколько человеческих грехов не только не осуждалось, но и всячески превозносились марксистами! Даже такой тяжкий грех, как ненависть, считался желательным для самозванных «строителей нового общества» и «инженеров человеческих душ»: всячески раздувалась «классовая ненависть» к «чуждым» классам, поощрялось доносительство, разжигалась зависть к чужому добру и достатку… Не говоря уже о самом главном грехе, который был начертан на знаменах марксисткой идеологии – грехе неверия в Бога, нарушения первой Его Заповеди.

И все же, каким бы ложным не было учение марксизма, каким бы разрушительным не было его воздействие, фашизм был гораздо более страшным и смертоносным.

Марксизм, хоть частично, но все же опирался на Христианские Заповеди, – он основывался на защите обездоленных, на презрении к материальному богатству, на признании равенства всех людей. Только пытался он осуществить это без Бога, без Церкви, без любви, с помощью насилия и принуждения. Марксизм был извращением Христианства, «христианством без Христа», и «религией без Бога». Фашизм же с самого своего возникновения был последовательным антихристианством. Это была насквозь языческая идеология, построенная на идее расового превосходства, ненависти к слабым, веры в оккультные, магические силы. Сущность отношения нацизма к Христианству с предельной определенностью была выражена в меморандуме начальника партийной канцелярии, личного секретаря Гитлера Мартина Бормана, направленном в декабре 1941 года всем высшим партийным чинам национал-социалистов: «Национал-социалистские и христианские идеи несовместимы. … Если, поэтому, в будущем наша молодёжь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. … Народ должен быть все более и более отделен от церкви». И при этом нацисты, как и их идейные прародители – тевтонские рыцари были уверены в особом покровительстве Бога. «Бог с нами», – писали они на своем оружии…

Какое имя из русской истории становится знаменем борьбы с новым захватчиком, с этими новыми «крестоносцами»? Нет, не именами социалистов и бунтарей советская власть стала призывать народ на защиту отечества. Снова, как и столетия прежде, прозвучало имя великого новгородского князя. Лучшими силами советской кинематографии в 1938 году был снят фильм «Александр Невский», песня из которого: «Вставайте, люди русские!» – стала одним из лейтмотивов борьбы с фашистскими захватчиками. А в 1942 году для награждения командного состава был учрежден орден Александра Невского… Но самое главное – как и во времена святого благоверного князя, произошло нравственное обновление общества, его возвращение к Христианским ценностям, к Православию. Оно было столь сильным, что даже богоборческая власть была вынуждена свернуть свою атеистическую политику и прекратить гонения на Церковь… Благодаря этому и была одержана Великая Победа, 75-летие которой готовится отметить в следующем, 2020-м, году вся полнота Русской Православной Церкви, вся Россия, все миролюбивые и благомыслящие люди на нашей планете.

Дорогие мои!

Будем же достойными наследниками тех великих побед, которые одержали наши предки над иноземными полчищами, одержимыми греховной гордыней и диавольской злобой! Не будем забывать, что в основе этих побед лежало, прежде всего, великое упование на Господа Бога, великое покаяние в своих грехах и горячие молитвы о Его милости! Не станем ожидать, когда Господь попустит новые испытания за наши грехи, за нашу суетность, за наше безразличие к спасению и жизни вечной! Будем стремиться, и каждый сам в себе, и все вместе, одержать победу над грехом, над теми соблазнами и похотями, которые непрерывно разжигаются в нас новыми, духовными захватчиками и их вольными и невольными пособниками! Тогда мы сможем стать подлинными наследниками и тех великих побед, которые одерживали над иноземными захватчиками наши предки, и причастниками той Великой Победы, которую одержал над грехом и смертью наш Самый Великий Полководец, Взбранный Воевода и ада Победитель, Господь Иисус Христос!