Праздник Преображения Господня в Свято-Никольском монастыре

image_print
Монастырь_4_3

19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Свято-Никольском мужском монастыре в поселке Большекулачье прошла праздничная Божественная литургия. Богослужение посетили множество прихожан. Кроме того, Фонд Социальных Проектов «Территория милосердия» организовал в святую обитель очередную паломническую поездку для взрослых и детей с ограниченными возможностями, многодетных и неполных семей, чтобы помолиться и стать причастниками Божией благодати. Вместе с Фондом приехал казачий театр песни и танца «Белая столица».

В Божественной литургии, которую возглавил настоятель монастыря игумен Зосима, приняли участие 43 паломника. После Литургии были освещены плоды нового урожая. Всех прихожан, присутствующих на службе угостили вкусными освещенными яблоками.

По окончании богослужения на территории монастыря были организованы праздничная трапеза и концерт, подготовленный казачьим театром. В трапезной, где он состоялся, стоял непередаваемый яблочный аромат. Настоятель монастыря обратился к собравшимся с приветственным словом и поздравил с праздником.

ФСП «Территория милосердия» сердечно поблагодарила священнослужителей обители Свято-Никольского мужского монастыря за доброту и многолетнее гостеприимство.

Стоит отметить, что по Преданию, Преображение Господа Иисуса Христа произошло за 40 дней до Его крестных страданий. Отчего же праздник Преображения Господня отмечается Церковью после страстной седмицы, после Пасхи, после Троицы? Ведь его следовало бы совершать в начале Великого поста, за 40 дней до Великого Пятка? Но Святая Церковь не хотела нарушать настроение первой седмицы поста, покаянное и тихое, торжеством праздника.

А между тем в православном Богослужении есть еще один день, когда мы вспоминаем о распятии и страдании Сына Божия. Это день Воздвижения Честного Креста Господня. И вот, Церковь установила ровно за 40 дней до Воздвижения совершать праздник Преображения. Как же совершилось это событие?

Кончалось последнее лето общественного служения и земной жизни Господа Иисуса Христа. Приближался час предания Его в беззаконные руки. Приближалось время осуждения, оплевания и распятия, время унижения и поругания. Перед грядущими событиями Господь Иисус Христос позвал апостолов Петра, Иакова и Иоанна с собой гору Фавор. Они поднялись на самую вершину горы, и Христос начал молиться. Внезапно яркий свет озарил апостолов. Этот свет проник все существо их, помрачив солнечный свет дня. Они подняли глаза на своего Учителя и увидели, что свет исходил от Него. Господь Иисус Христос стоял озаренный молниеносным сиянием. Просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Рядом с Ним стояли великие пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

Божественный свет не только озарил очи апостолов, но просветил и согрел их сердца. Они вкусили ту благодатную радость райского блаженного пребывания, которую Бог уготовал любящим Его. Эту радость нельзя передать словами, она неизреченна.

- Господи, хорошо нам здесь – вырвалось у Петра, ибо он не знал, что сказать, замечает Евангелист.

В это мгновение светлое облако осенило их, и голос произнес:

- Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте.

Ученики в страхе упали на землю. Когда они пришли в себя и подняли глаза вновь, Христос стоял около них один в обычной одежде. Когда они спускались с горы, Христос сказал:

- Никому не сказывайте о сем видении, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Что же за видение было апостолам? Какое значение имело для них это видение? Об этом говорится в кондаке празднику Преображения: “На горе преобразился еси, и якоже вещаху, ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша. Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное. Мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние”.

Так объясняет кондак смысл праздника Преображения, Господь открылся апостолам во славе своего Божественного естества, чтобы они, видя Его крестные страдания и унижения, не разочаровались, а поняли, что это вольные страдания за грехи всего человечества. Вот какой смысл имело преображение на Фаворе. Память о Фаворской славе помогла апостолам пережить время скорби – те дни, когда Он предан был в беззаконные руки, унижен, осмеян, поруган, распят и погребен в каменном гробе. В эти страшные дни апостолы вспомнили Господа Иисуса Христа прославленным на Фаворской горе Сыном Божиим. Их дух и вера укрепились в час испытания памятью Фаворской славы.

Духовная жизнь человека подобно морю. В ней бывают приливы и отливы. Иногда человек живет духовной жизнью интенсивно, его влечет молитва и духовное делание, интересуют духовные вопросы… А бывает, что человеком овладевает уныние, не хочется молиться, идти в церковь. Наступает период духовной подавленности. И в час испытания и скорби вспомним о светлых минутах, когда посещал нас Господь. У каждого человека в жизни есть своя Голгофа и свой Фавор. Будем же запасаться духовной силой в светлые часы Фавора, чтобы устоять в час Испытания.

Иеромонах Афанасий и ФСП «Территория милосердия»