Напутствие митрополита Владимира на Великий пост

image_print
в черном на проповедь

Н а п у т с т в и е

митрополита Омского и Таврического Владимира

на Великий пост

 

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры!

Вот уже три недели мы с вами готовимся к Великому посту. И испросив сегодня друг у друга и у Господа прощения за вольные и невольные согрешения, уже завтра, наконец, мы вступим на постное поприще, цель которого – соделать нас достойными к встрече Величайшего Праздника Праздников – Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Пройдя по пути  поста со смирением и молитвою, мы сможем выйти навстречу Воскресшему Богочеловеку духовно и телесно очищенными, чтобы самим воскреснуть вместе с Ним к новой жизни.

Объясняя смысл Великого поста, преподобный Авва Дорофей учит: « В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течении целого года. Рассудив так, они освятили нам из трех сот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой Четыредесятницы».

Таким образом, своим прообразом Великий Пост как бы имеет ту десятину – десятую часть всех доходов и приобретений (Чис. 18, 21-24), а также урожая (Втор. 14, 22) и приплода скота (Лев. 27, 30-33), о которой говорится в Ветхом Завете. Однако, с приходом в наш мир Господа Иисуса Христа, с началом Евангельской проповеди время Закона с его материальными жерствами прошло, и настало новое время — время Благодати. Ныне Господь от людей ждет духовных жертв.

Это не значит, что Господь не принимает наших материальных пожертвований: любая жертва, приносимая с верой и чистым сердцем, угодна Господу. Даже если это лепта, самая мелкая монета, которую, как повествуется в Евангелии, пожертвовала на храм бедная вдова. Но многие из нас, увы, полагают, что материальной жертвой принадлежность к Церкви, к Христианству, ограничивается. Заходим в храм Божий, приобретаем свечи, кладем что-то в ящики для пожертвований, иногда, может, еще нищим что-то подаем… И всё. Участвовать же в общей молитве на Богослужении, исповедоваться, причащаться Святых Таин – это для многих, к сожалению, – необязательно… Так приход в храм превращается из великой благодати Богообщения в попытку мелкого «задабривания» Господа. Чем же тогда наша вера отличается от других религий? Чем мы отличаемся от римо-католиков или лютеран? Чем отличаемся от мусульман? Чем отличаемся от язычников, от буддистов? Ведь и язычники, заходя в свои святилища, тоже приобретают разные курения, которые там возжигают перед своими идолами, у них тоже стоят ящики для пожертвований, они тоже подают нищим… Так и в храм Божий можно зайти, сделать пожертвование, но в душе остаться язычником. Само по себе пожертвование, будь оно даже из золота и драгоценных камней, не освобождает от греха, от заблуждений, от похотей и пороков. Как писал святитель Иоанн Златоуст: «Церковь не для того, чтоб в ней плавить золото, ковать серебро; она есть торжественное собрание ангелов. Поэтому мы требуем в дар ваши души, ибо для душ принимает Бог и прочие дары».

Господу не нужны наши материальные жертвы, Ему нужны наши души – ибо по Своей великой благости Он желает спасти их, исхитить из греха, не допустить, чтобы они были ввергнуты в адское пламя, но сделать их причастниками Своей славы.

Как уже говорилось, Создатель ждет от нас жертв духовных. И одним из многочисленных способов приносить Богу жертвы духовные является Христианский пост.

Подлинная жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, как учит нас святой пророк и псалмопевец Давид (Пс. 50, 19). Для того, чтобы сокрушить в себе надменность и самовозношение, для того, чтобы смирить похоти, гнездящиеся в сердце, Церковь предписывает нам соблюдать посты, очищать себя воздержанием. И прежде всего – соблюдать Великий пост, названный Великим не только по числу дней, как самый долгий среди остальных постов, но и по его значению для верующего.

Смысл Великого поста – не только в воздержании от некоторых видов пищи, не только в том, что, как говориться, «во время Поста – и пища проста». Если бы наше пощение состояло только в этом, то мы бы, опять же, ничем особым не отличались от других, от неправославных. Постятся и римо-католики, хотя количество постов у них значительно меньше; свои посты есть и у некоторых протестантов. Постятся мусульмане, постятся иудеи; даже неверующие иногда вынужденно постятся, когда врачи предписывают им воздержание от тех или иных видов пищи. В чем же тогда отличие Православного поста от всех остальных? В том, что он сопряжен с глубочайшим покаянием, с более частой, чем в непостные дни, молитвой, более частым посещением храма Божия и причащением Святых Христовых Таин. В том, что мы постимся, как учил Господь наш Иисус Христос, не для людей, не для того, чтобы показать всем свое благочестие и верность обычаю (см. Мф. 6, 16-18). В том, что мы добровольно и чистосердечно приносим через соблюдение поста нашу малую духовную жертву Богу. И в этом нет ничего тяжкого, ибо как сказал Господь: Бремя мое легко (Мф. 11, 30). Во время поста от нас не требуется ни больших материальных трат, ни тяжелых физических работ, ни каких-то значительных умственных усилий. Только воздержание от некоторых удовольствий, которые не являются для человека необходимыми и без которых он вполне может обойтись. Требуется только больше времени уделять молитве и посещению храма; только больше любви и терпения в отношении наших ближних, окружающих нас людей.

Однако, это не значит, что сильнее любить ближних и больше молиться мы должны только в пост. Нет! Зато, если во время поста мы этому научимся, то и по окончании его до конца своих дней будем более Боголюбивы и человеколюбивы, чем сегодня.

Дорогие отцы, братья и сестры! Желаю всем нам с духовной радостью и легкостью пройти поприще поста. Да будет пощение наше светлым и искренним, молитвы – горячими, покаяние – глубоким! И да будет наша малая жертва, наша лепта духовная, приносимая Великим постом, угодна Господу, и да постараемся прожить дни Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы в чистоте и благоговении, дабы достойно встретить Пасху Христову Спасительную!

Благословение Господне на вас, Того Благодатию и Человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

 

 

В л а д и м и р,

 

МИТРОПОЛИТ ОМСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ

 

Прощеное воскресение 2017 года