Мастер-класс «Детские опыты и эксперименты» прошел в детском саду г.Омска

image_print
баранцева_14

В новом 2020 году отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии возобновил работу по проведению постоянно действующего семинара для педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций. Мастер-класс «Детские опыты и эксперименты» провели педагоги-воспитатели БДОУ г. Омска “Детский сад № 339″ общеразвивающего вида” 22 января 2020 года.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В работах многих ученых педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой предоставляется детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. В 1990 годы профессор, академик Академии Творческой Педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. А в 2014 году экспериментирование как ведущий вид детской деятельности прописано во ФГОС дошкольного образования.

Мастер-класс открыли заведующий детским садом Юлия Вячеславовна Вишнякова и старший воспитатель Светлана Владимировна Устинова.

А затем все присутствующие попали в волшебную лабораторию, работу которой организовала и провела воспитатель подготовительной к школе группе Лариса Александровна Цацульникова.

Дети увлеченно, с большим интересом изучали особенности мыла и мыльного раствора, экспериментировали с мылом и даже сделали подарки из мыльной стружки. Интересно было всем. 30 педагогов-воспитателей, пришедшие из других детских садов на рефлексии отмечали, что обязательно проведут подобное занятие в своем детском саду.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе экспериментально – опытная деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий цели образования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

В соответствии с общеобразовательной программой, опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы». В ней запланировано изучение с помощью опытов: – свойств песка, глины и камня; свойств воды в ее различных состояниях; температуры. В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание. Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

- взвешивание тяжелых и легких материалов;

- измерение длины с помощью мерок;

- наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;

- изучение смешивания цветов.

В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, опыт – эксперимент планируется по определенному плану: постановка познавательной задачи (ставится воспитателем); выдвижение детьми предположений; проверка гипотез; фиксация результатов и подведение итогов; обсуждение работы.

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования, в которой размещаются: наборы для опытов с инструкциями-картинками; игрушки для исследований, шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла; другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты; писчие принадлежности для фиксации результатов.

Светлана Баранцева