Другое измерение (отзыв о паломнической поездке в Свято-Никольский монастырь в п. Саргатское)

image_print
dsc00755_y

В моём представлении такими и должны быть дни накануне Вознесения, когда праздник приходится на июнь. С пронзительно голубым небом, белоснежными облаками, зеленью трав и листвы, набравшей самую силу. Всё цветёт – рябина, яблони, ранет, сирень… В такой день 9 июля группа омичей от Омско-Таврической Епархии отправилась в паломническую поездку в районный посёлок Саргатку, в Свято-Никольский мужской монастырь. Сопровождал паломников в качестве экскурсовода историк Александр Лосунов. Поэтому по дороге в Саргатку мы услышали много интересного из истории храмов Омска, церквей сёл, мимо которых проезжали и, конечно, нам была рассказана история Свято-Никольского мужского монастыря.

Сегодняшний игумен монастыря отец Серафим из когорты священников, кого призвал Господь в конце прошлого века строить и восстанавливать храмы, после стольких лет иссушающего атеизма, создавать приходы, духовно взращивать души, жаждущие Бога. Кто-то из прихожан батюшки Серафима дождался своего пастыря в преклонном возрасте, чтобы хотя бы на закате жизни снова ощутить благодать церковной службы, в душах других зёрнышко веры было заронено давным-давно бабушками, оно стало оживать с открытием церкви, а чьи-то юные сердца только-только начинают припадать к живоносному источнику веры. Наблюдал на службе за алтарником. Мальчишечка лет семи. Он так старательно помогал батюшке. Я смотрел на него и вспоминал знакомого. Как-то даже описал его в рассказе. Семьдесят с лишним лет назад он помогал священнику в алтаре. Было это в Маньчжурии, на маленькой станции Ананси Китайской Восточной железной дороги… Остались у моего знакомого от того времени одни воспоминания. Сначала с родителями покинули Ананси, потом семья эмигрировала в общем потоке русских в Советский Союз, и зёрнышко веры, зароненное в детскую душу, так и не проросло.

Более семи часов провели мы в монастыре. И нашим солнышком был батюшка Серафим. Маленький уютный храм, литургия, раскатистый голос батюшки и чистые высокие голоса женского хора. Почему-то сразу вспомнилась удивительная сербская певица Дивна Любоевич… А вот мы идём крестным ходом по ослепительному летнему дню. Цветёт сирень, роняет цвет яблоня, тёплый ветер гуляет по монастырскому двору, а батюшка щедро кропит нас святой водой… Снова и снова мы солнечно-радостно повторяем «Христос воскресе»…

Трапеза превратилась в долгий разговор. Батюшка рассказывал историю монастыря, историю его возрождения. Саргатка – одно из тысяч и тысяч поселений России, в которых времена борьбы с верой дали и своих мучеников, и своих гонителей. Сбросил лихой парень крест с церкви. И сгинул его род, а было у «сбрасывателя» двенадцать братьев и сестёр. Сам погиб в войну в первом бою. И вдруг приходит к батюшке женщина, кается: душа болит. Оказывается, она единственная ниточка, что осталась по милости Божьей от той фамилии. Другой пример. Закрыли церковь в безбожные годы. Но семнадцать сельчан продолжали собираться и молиться мирским чином. Но борьба шла за души христианские не на жизнь, а на смерть. Не зря у истоков красного патриотизма стоял Троцкий, идеолог и вдохновитель борьбы с православием. Машина ЧК работала чётко и в просвещённых столицах, и в самых глухих деревнях. Сбрасыватели крестов и колоколов, к сожалению, находились почти везде. И вдруг, вопреки безбожной идеологии, насаждаемой штыком и пулей, 17 жителей Саргатки продолжают соборно молиться. В результате эти ревнители веры православной пополнили огромную армию заключённых, уничтоженных в Томской тайге, в Колпашево. Пока не выяснены доподлинно их имена. Батюшка Серафим уверен, придёт время, Бог откроет их, и в историю Саргатки навсегда будут вписаны фамилии земляков, кто, как первые христиане, пошёл на мученическую смерть, но не предал Иисуса Христа.

Батюшка Серафим обладает несомненным даром проповеди. Житейские случаи и примеры из жития святых, сегодняшние проблемы страны и проблемы верующего человека, скажем,каким должен быть духовник, а каким сам мирянин в наше сумасшедшее, агрессивное время. Что за проповедь без наставления? Нас грешных и окаянных надо наставлять и наставлять. Но наставляет батюшка сердечно, без назидательности… Всё когда-нибудь завершается, батюшка командует: «Всё, раздать песенники, открываем на странице одиннадцать…» Открываем и начинаем петь духовные песни…

Так бы, казалось, сидел и сидел, слушал и слушал… Но вот уже водитель автобуса начинает беспокоиться: пора возвращаться в Омск… После благодарственного молебна батюшка Серафим поблагодарит нас за совместную молитву и посетует, что самому главному делу в жизни – молитве – мы уделяем меньше всего времени… А потом долго будет стоять и снова и снова крестить нас, садящихся в автобус, отъезжающих…

Героине моего рассказа «Крестоходец» во время крестного хода в Почаевскую лавру казалось, будто она находится в другом измерении. У меня остались сходные ощущения от поездки в Свято-Никольский монастырь.

Сергей Прокопьев,
член Союза писателей России