Девичьи посиделки «В гостях у кукольного мастера»

image_print
IF

5 марта 2019 года в детском саду № 236 города Омска состоялось занятие творческой мастерской «В гостях у кукольного мастера. Девичьи посиделки». Работа мастерской была организована в рамках постоянно действующего семинара, проводимого отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии. Посиделки прошли очень душевно и с большой пользой.

Привычное современному человеку слово «посиделки» на Руси имело несколько иное значение. Говорило оно об особом обычае, когда молодые незамужние юноши или девушки проводили время вместе. Такие игры, как жмурки и ручеек пошли именно оттуда. На посиделках завязывались романтические отношения, но при этом всё было куда сложнее, чем сегодня.

Чаще посиделки устраивали девушки. Они готовили вкусное угощение, если посиделки были праздничными, то красиво одевались, и ждали в гости парней, пели песни, рассказывали сказки, стараясь привлечь к себе внимание. В будничные посиделки девушки работали, чаще пряли, вышивали. При этом они громко пели хором, чтобы зазвать в гости парней.

Старший воспитатель Ирина Константиновна Канчуковская, музыкальный руководитель, Надежда Михайловна Вохмина, воспитатели Карпенко Евгения Владимировна, Потапова Наталья Александровна, поделились опытом работы по изготовлению кукол и созданию мини-музея кукол, научили изготавливать куклу-мартиничку.

Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психологическое и социальное развитие ребёнка.

Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?

Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что, лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.

Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.

Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?

Меленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.

Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.

То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.

Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.

Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет! Поэтому кукла должна быть у каждого ребёнка.

Воспитатели изготовили куклу-мартиничку, которую каждый унес с собой. Научились делать скрутку из ниток. Делая куклу, воспитатели пели! Так же пели на Руси девушки, занимаясь рукоделием.

Итоги подвела Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями Омской епархии, проведя рефлексию и разъяснив отличие православных традиций от языческих, рассказав особенности воспитания посредством народной игрушки.

 

Светлана Баранцева